Условия выдачи российской федерации иностранного гражданина находящегося на его территории другом государстве для исполнения приговора

2. Основными для России международными договорами, касающимися выдачи, являются Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. , Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., подписанная от имени РФ в г. Страсбурге 7 ноября 1996 г. с оговорками и заявлениями (распоряжение Президента РФ от 3 сентября 1996 г. N 458-рп), ратифицированная с оговорками и заявлениями (Федеральный закон от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ) и вступившая для нее в силу 9 марта 2000 г. , а также ряд двусторонних международных договоров. В соответствии со ст. 28 Конвенции о выдаче 1957 г. участвующие в ней государства прекращают применять в своих правоотношениях заключенные ранее любые двусторонние договоры, конвенции и соглашения по вопросам оказания взаимной правовой помощи и выдачи. Все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой области решаются на основании норм указанной Европейской конвенции. В связи с этим необходимо учитывать, что не все положения Минской конвенции отвечают содержащимся в Страсбургской конвенции о выдаче стандартам, соблюдать которые Российская Федерация обязалась при их ратификации. Прежде всего это относится к судебному порядку обжалования решения о выдаче лицом, в отношении которого оно было принято, поскольку Минской конвенцией 1993 г. не предусмотрена такая процедура защиты прав лиц, подвергаемых экстрадиции. В отличие от Минской конвенции 1993 г. Конвенция 1957 г. предусматривает возможность отказа в экстрадиции ввиду политического характера преступления, по поводу которого поступил запрос о выдаче, или угрозы применения к запрашиваемому лицу смертной казни, пыток или жестокого обращения.

б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. ст. 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

Кроме того, выдача не состоится при наличии у российской стороны серьезных оснований полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо ему в процессе уголовного преследования не было или не будет обеспечено справедливое судебное разбирательство.

За последние 5 лет Генеральной прокуратурой Российской Федерации приняты решения о выдаче компетентным органам иностранных государств около 5 тыс. лиц. В частности, в 2022 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято свыше 1 тыс. таких решений.

В случаях просьбы экстрадиции лиц уже осужденных за совершенные преступления для заключения под стражу и отбывания тюремного заключения выдать можно, только если до конца присужденного срока еще останется не меньше чем четыре месяца. В противном случае, страна, делающая запрос на экстрадицию гражданина получит отказ.

Экстрадиция лица для исполнения наказания может быть на основании и в понятии юридической точки зрения обвинительного приговора, вынесенного страной, которая затребует выдачу преступника. Передача лиц для исполнения приговора проходит также на основании условий и по принципам международного договора, в тех случаях, когда опять-таки деяние, совершенной этим лицом признано преступлением в понятии обеих странах.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 г

3. При отсутствии международного договора Российская Федерация может выдать, передать лицо иностранному государству, признать приговор суда иностранного государства на основе принципа взаимности (часть 2 статьи 462, статья 469 УПК РФ), в соответствии с которым от иностранного государства можно ожидать, что в аналогичной ситуации такое государство выдаст Российской Федерации лицо для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, передаст гражданина Российской Федерации, осужденного судом указанного иностранного государства, для отбывания наказания в Российской Федерации, признает приговор, вынесенный судом Российской Федерации в отношении своего гражданина, для отбывания наказания в данном иностранном государстве. В этом случае процедуры выдачи, передачи лица иностранному государству, признания приговора суда иностранного государства регулируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, иными законами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, касающимися защиты основных прав и свобод человека, например Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 года, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

Рекомендуем прочесть:  Трое Детей Один Учится В Вузе На Дневном Отделении Это Многодетная Семья?

20. Следует иметь в виду, что избрание и дальнейшее продление меры пресечения в виде заключения под стражу лицу, в отношении которого запрос о выдаче поступил без представления решения судебного органа запрашивающего государства об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, допускаются лишь по судебному постановлению, принятому на основании ходатайства прокурора в порядке, предусмотренном статьей 108 УПК РФ.

Условия выдачи российской федерации иностранного гражданина находящегося на его территории другом государстве для исполнения приговора

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Данное правило распространяется на членов семьи дипломатического агента, если у них отсутствует гражданство государства пребывания.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждан и лица без гражданства несут в Российской Федерации обязанности наравне с российскими гражданами. Данный принцип нашел отражение в нормах охранительного законодательства. Это означает, что иностранцы привлекаются к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой ответственности на основании тех же норм, что и граждане России. Равная ответственность объясняется также тем, что ее меры предполагают ограничение ряда личных и имущественных прав, наличие которых не связано с наличием или отсутствием гражданства. Так, Конституционный Суд РФ (по вопросу лишения свободы иностранцев) подчеркнул, что согласно буквальному смыслу ст. ст. 22 и 46 Конституции и смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации (п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П

Пограничная служба ФСБ России информирует

4. Граждане государств, в отношениях с которыми у Российской Федерации действуют международные договоры о безвизовых поездках, в случае если эти граждане въезжают в Российскую Федерацию в связи со смертью близкого родственника (супруга, супруги, родителя, детей, усыновителя, усыновленного, опекуна и попечителя), при условии предъявления действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, копии свидетельства либо справки о смерти и документа, подтверждающего степень родства, либо въезжают в Российскую Федерацию по действительным дипломатическим или служебным паспортам.

13. Граждане Российской Федерации, являющиеся членами семьи (супругам, родителям, детям, усыновителям, усыновленным), опекунам и попечителям лиц, в том числе иностранных граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, при условии предъявления действительных документов, удостоверяющих их личность, копий документов, подтверждающих степень родства и право члена семьи на проживание в иностранном государстве либо наличие у него гражданства иностранного государства, для выезда из Российской Федерации к месту проживания членов семьи.

Нужно учитывать, что равная ответственность иностранных и российских граждан прежде всего означает одинаковые правила привлечения к ответственности. Ее реализация также оформляется идентичными для всех субъектов правонарушения процессуальными документами. В таком контексте следует воспринимать правовую позицию Конституционного Суда РФ, по которой «на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права». При этом ее нормативные основания могут отличаться. Данное утверждение обусловлено тем, что иностранцы обладают собственным правовым статусом. Это значит, что помимо общих с россиянами юридических обязанностей у них имеются и особые обязанности, которые могут быть связаны, к примеру, с необходимостью встать на миграционный учет, получить разрешение на право осуществления трудовой деятельности, покинуть российскую территорию. Кроме этого, для лиц, не обладающих российским гражданством, предусматривается особая мера ответственности — административное выдворение за пределы Российской Федерации. Конституция запрещает высылать лишь собственных граждан, на остальных субъектов данная норма не распространяется.

Рекомендуем прочесть:  Срок Сдачи Рсв На Бумажном Носителе

Административно-технический персонал дипломатического представительства, проживающие с ними члены их семей (если они являются иностранцами), пользуются лишь иммунитетом от уголовной юрисдикции. Гражданская и административная юрисдикция государства пребывания распространяется на их действия, совершенные не при исполнении своих должностных обязанностей. Иммунитет от привлечения к юридической ответственности тесно связан с иммунитетом от административного принуждения. Дипломатический агент, сотрудники представительства не могут подвергаться аресту или задержанию «в какой бы то ни было форме». Для консульских должностных лиц и консульских служащих предусмотрен менее льготный правовой режим. Они не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания лишь в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функции. Также и в отношении ограничения свободы консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту на основании судебного акта и только в случае совершения тяжких преступлений. Консульские должностные лица не подлежат любым формам ограничения свободы, «иначе как во исполнение судебных постановлений, вступающих в законную силу». Однако это лишь общее правило, предусмотренное Венской конвенцией. Государства вправе заключать двухсторонние соглашения, расширяя объем иммунитетов от юрисдикции консульских должностных лиц. Поэтому они часто пользуются теми же привилегиями, что и дипломатические агенты.

о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов Российской Федерации. По этим решениям заинтересованное лицо вообще не может предъявлять возражения против их признания

Как правило, международным договором прямо предусмотрено, что если лицу, в пользу которого необходимо признание и исполнение иностранного решения и проживающему на территории государства, ходатайство может быть адресовано компетентному суду с предоставлением материалов по делу (ст. 17 Договора с КНР, ст. 46 Договора с Кубой).

Министерство иностранных дел Российской Федерации

2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленного настоящим Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Помимо европейского ордера на арест, в ЕС появились и другие схожие по смыслу и целям институты. Так, Европейский ордер на получение доказательств (EEW, European Evidence Warrant) заменяет внутри стран Евросоюза традиционные механизмы международной правовой помощи, связанные с собиранием доказательств. Если иное не установлено государством, ордер направляется напрямую от запрашивающего органа лицу, которое может его исполнить (получить необходимые материалы или информацию). По общему правилу ордер подлежит исполнению в течение 30 дней без каких-либо дальнейших формальных процедур; такие процедуры осуществляются, только если адресат запроса сочтет необходимым отказать в исполнении ордера, что возможно по ограниченному перечню оснований. В рамках дальнейшего упрощения сотрудничества уполномоченных органов стран — членов Евросоюза по уголовным делам был также введен институт Европейского ордера на производство следственных действий (EIO, European Investigation Order). Отличительной чертой данного документа является возможность детального указания запрашивающим лицом конкретных процессуальных мероприятий, подлежащих осуществлению, и процедуры их проведения.

В случае выдачи лица Российской Федерации оно пользуется иммунитетом от уголовного преследования по любым другим основаниям и за любые другие совершенные им до момента выдачи деяния, кроме указанных в запросе о выдаче. Это лицо не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено или передано третьему государству в связи с такими преступлениями без согласия выдавшего его государства. При этом понятие преступления, для преследования за которое лицо было выдано, включает в себя не только фактические обстоятельства, но и их правовую квалификацию, приведенную в запросе. Поэтому как при выявлении сведений об иных преступлениях, так и при переквалификации изначально вменявшегося лицу деяния на более тяжкое необходимо запрашивать дополнительное согласие выдавшего лицо государства на осуществление уголовного преследования в отношении его в этой части.

Рекомендуем прочесть:  С какой суммы возвращается налог при покупке квартиры в 2022

Статья 13

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является. Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству, что реализовано и в ч. 1 комментируемой статьи. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Территория посольства иностранного государства является территорией

Так, водную территорию составляют территориальные и внутренние морские воды, а также части пограничных рек и озер. Территориальное море – прибрежные морские воды шириной 12 морских миль. Действие УЗ распространяется также и на континентальныйшельф, а также исключительную экономическую зону (200 морских миль, которые отсчитываются от тех же границ, что и территориальное море). В исключительной экономической зоне наказуемы деяния, сопряженные с незаконным созданием зон безопасности и разработкой естественных богатств зоны (см. ст. 253 УК РФ).

Юридически, территория посольства является анклавом и относится к той страны, которую представляет. Таким образом на него не распространяются законы государства, окружающая посольство. Также могут существовать консульства в других, важных городах страны. Иностранные представительства, такие как посольства и консульства как правило, находятся в подчинении Министерства иностранных дел.

Статья 462

5. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд в соответствии со статьей 463 настоящего Кодекса.

1. Часть первая комментируемой статьи не имеет процессуального характера. Она в несколько иных формулировках воспроизводит содержание статьи 13 УК, которая так и называется — «Выдача лиц, совершивших преступление» — и гласит: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации».

Статья 13 УК РФ

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

В большинстве международных договоров РФ зафиксировано обязательное условие передачи: по законодательству государства гражданства осужденного деяние, за которое он осужден, должно являться преступлением и влечь наказание в виде лишения свободы. Передача лица для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, допускается до отбытия им наказания в виде лишения свободы после вступления приговора в законную силу.

По международным договорам выдача для приведения приговора в исполнение производится за деяния, которые в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию. По отдельным договорам назначенный судом срок лишения свободы должен превышать один год.

Мария Антонова
Оцените автора