ГЬсударство и право в период государственно-партийного социализма 4Й7
В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые прежде выполняли республиканские НКВД, были рассредоточены между другими республиканскими наркоматами.
Первым делом, рассмотренным в соответствии с новым законом, стало «Дело Ленинградского террористического Зиновьевского центра». Летом 1935 г. прошел судебный процесс по «Кремлевскому делу», по которому обвинялись сотрудники аппарата ЦИК СССР. Через год началась подготовка к новому судебному процессу, главными фигурами на котором стали Зиновьев и Каменев. В мае 1937 г. начался процесс по делу высшего командования армии (Тухачевский, Якир, Уборевич и др.). В марте 1938 г. состоялся процесс, на котором в числе подсудимых присутствовали Бухарин, Рыков и др. Политические судебные процессы носили показательный характер, большую роль в определении приговора играли . материалы следственных органов, полученные с нарушением процессуальных норм, и внесудебные кампании давления (митинги, пресса, решения партийных органов). Часто оппозиционная политическая деятельность подсудимых представлялась как террористическая и заговорщическая.
ГЬсударство и право в период государственно-партийного социализма 4Й7
Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание — орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве Меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправи-тельно-трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил Прокурор СССР, имевший право опротестовывать его решения в Президиуме ЦИК СССР На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930г.
В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые прежде выполняли республиканские НКВД, были рассредоточены между другими республиканскими наркоматами.
Хосударство и право в период государственно-партийного социализма 457
отказ от сотрудничества с социал-демократами, борьбу против реформистских влияний внутри рабочего класса, очищение компартий от «правых уклонистов». Утверждалось, что цели фашистов и социал-демократов идентичны, что происходит нарастание кризиса капиталистической системы.
На Семнадцатом съезде партии было отмечено, что политические и другие проблемы обусловлены разрывом между «директивами партийного руководства и тем, как они выполняются». И. Сталин дал своеобразную классификацию виновников такого разрыва: «неисправимые бюрократы, обманывающие свое руководство», «честные болтуны, преданные власти, но неспособные руководить», «люди, ставшие вельможами . которые считают, что партийные и советские законы писаны не для них». Для преодоления разрыва требовалось «ужесточение контроля и борьбы с бюрократизмом и вреди-
Право в период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг
После убийства С.Кирова было принято постановление «О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов», вводившее особый порядок производства по этим делам: короткие сроки расследования и невозможность обжалования.
5 декабря 1936 г. YIII съезд Советов СССР принял вторую, «сталинскую» Конституцию СССР. Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Государственное устройство страны определяется как федеративное (союзное) объединение республик. Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Президиум Верховного Совета в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве. На деле председатель Президиума М.Калинин был марионеткой Сталина. Правительство (Совет народных комиссаров ССС формировался на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайн голосовании. Но выборы лишались смысла: одного кандидата избирали из одного кандидата. Упоминалось о правах на труд, отдых, материальное обеспечение старости, по болезни, при потере трудоспособности), образование (бесплатное).Провозглашались равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов. На деле за неосторожное слово давали 10 лет лагерей 1937 г. принята Конституция РСФСР[7].
Концепция государственного социализма в СССР
Поскольку государственная собственность была объявлена собственностью всего рабочего класса, а впоследствии — всего народа, отношения найма рабочей силы отрицались. Из теории исключалась проблема цены труда как фактора производства. Вся выпущенная продукция — достояние государства. Какая часть ее пойдет на расширение производства, образование страховых запасов, содержание армии, народное просвещение и другие социальные нужды, а какая часть поступит в распределение между работниками, определяется только высшими государственными органами. В своих решениях они исходят исключительно из соображений целесообразности. В теорию были введены понятия «продукт для себя» и «продукт для общества», однако в самой концепции государственного социализма исключалась возможность как-то нормировать, объективно обосновать количественное соотношение продуктов для себя и для общества.
Сталин целиком разделял ленинскую концепцию государственного социализма. Признавая кооперативную собственность социалистической, он подчеркивал ее «второсортность» ввиду более низкого уровня обобществления средств производства. Последовательно социалистической признавалась только государственная форма собственности. Со второй половины 40-х гг. теоретическое представление о социалистической неполноценности кооперативной собственности начинает на- х одить практическое воплощение: промысловая кооперация в СССР административно-волевым решением ликвидируется, а ее предприятия объявляются государственной собственностью. В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1951) Сталин утверждает, что колхозная собственность становится тормозом развития производительных сил и должна быть превращена в общенародную. Если в 30-40-е гг. предполагалось, что слияние двух форм собственности произойдет на высшей фазе развития, когда социализм перерастет в коммунизм, то в начале 50-х гг. провозглашается такое слияние еще при социализме.
Государство и право в период государственно-партийного социализма 497
зарплаты. (При назначении пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались.) Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались.
В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946 г. постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В апреле 1948 г. принимается другое постановление правительства «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах», упразднившее такую структурную производственную единицу колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в качестве основной формы организации труда в колхозе В марте 1955 г. новым постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый порядок детализированного планирования в колхозах (МТС, райисполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование своего производства стали осуществлять сами колхозы.
Государство и право в период государственно-партийного социализма 497
Произошли изменения в области трудового законодательства. В июле 1945 г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Потребность в большом количестве рабочей силы потребовала восстановления организованного набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы.
В Указе Президиума Верховного Совета СССР (март 1953 г.) об амнистии была сформулирована идея замены уголовной ответственности за некоторые виды должностных, хозяйственных, бытовых преступлений административной и дисциплинарной ответственностью. В 1954 г. отменяется уго-
Период государственно-партийного социализма
С 1930 г. от ВСНХ стали отделяться самостоятельные отрасли управления.Сам ВСНХ преобразуется в Наркомтяжпром. В мае 1932 г. частным лицам запрещается открывать магазины и лавки. С января 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип, усиливалось влияние отраслевых наркоматов.
После смерти Сталина прошла амнистия. Летом 1953 г. произошли восстания заключенных, на которых амнистия не распространялась. В апреле 1953 г. в прессе стали Появляться обвинения в адрес сотрудников госбезопасности. В июле был арестован Берия, возглавлявший эту систему. В марте 1954г. политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию — Комитет государственной безопасности (КГБ), были упразднены особые трибуналы («тройки»), система ГУЛАГа была передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и генерального прокурора. (Однако основная мае политических заключенных была освобождена только после Двадцатого съезда, партии в 1956 г. В 1954 г. происходило разукрупнение министерств. Сложила четырехзвенная структура: главк — управление -отдел-сектор. Было произведено значительное сокращение численности аппарата. Отраслевой принцип в 1957 был заменен территориальным принципом управления, были созданы) экономические административные районы, управленческими органами в которых стали советы народного хозяйства (совнархозы). Территориальный принцип управления позволял корректировать производство в пределах экономических районов. Но в марте 1963 г. образуется Высший совет народного хозяйства. В августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственные закупками, а закупочные цены повышены. Передача за выкуп техники МТС колхоз связывалась с повышением закупочных цен в 1953-1954 гг. Органы правящей партии в 1962 г. были разделены на городские и сельскохозяйственные. Советы были разделены (как и партийные органы). В ноябре 1964 г. воссозданы единые районы.
Тема 16–17
5. С 1985 г. в стране началась «перестройка». Каково содержание этого процесса, какую цель ставило руководство страны, начиная реформирование общества? Как повлияла ликвидация монополии КПСС на социально-политические процессы в стране? Обратите внимание на юридические основания в процессе ликвидации СССР и его структур. Как Вы оцениваете Беловежские соглашения? Используйте для характеристики перестроечного процесса материалы итальянского журналиста Джульетто Кьеза, собранные в книге «Прощай, Россия!» Обратите внимание на международный контекст проблем, решаемых Россией в конце 80-х — 90-е гг. Используйте для этого книгу З. Бжезинского «Великая шахматная доска».
Процесс модернизации сложившейся модели к середине XX в. государственно-политической системы проходил в основном под лозунгами десталинизации партийной и общественной жизни в стране, а также демонтажа командно-административной системы управления экономикой. При этом кампания по борьбе с преодолением культа личности и его последствий, по замыслу Н. С. Хрущева и его соратников, не должна была затрагивать основ общественного и государственного строя.
Государство и право в период государственно-партийного социализма 485
Наряду с внутренними национально-территориальными преобразованиями в конце 30-х гг. в состав СССР вошли новые союзные республики. Милитаризация государства и общества, отмеченная в 30-е гг., выразилась и во внешней экспансии. Территория СССР расширяется за счет включения в нее бывших независимых республик Прибалтики, а также территорий, аннексированных у Польши, Румынии и Финляндии. Военно-политические операции по присоединению этих территорий осуществлялись в рамках договорен-
ё Конституции 1936 г. закреплялась федеративная система, состоящая из разнородных субъектов. Полноправными субъектами федерации являлись, однако, только союзные республики. В 1936 г. была преобразована ЗСФСР, которая распалась на три союзные республики: Грузию, Армению, Азербайджан. Существовавшие в качестве автономных республик Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.) были преобразованы в 1936 г. в союзные республики. Все вновь образованные республики получали свои конституции, бравшие за основу и образец союзную Конституцию.
20 Государство и право в период государственно-партийного социализма
Самой серьезной новеллой нового положения стало введение выборности судей населением. Народные судьи и народные заседатели народных судов отныне избирались на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Судьи и народные заседатели областных, краевых, верховных республиканских судов – соответствующими советами. Члены Верховного суда СССР и народные заседатели этого суда избирались Верховным Советом СССР. Провозглашался демократический принцип: судьи независимы и подчиняются только закону, что несколько усилило гарантии против необоснованных смещений судей местными властями. Закон гласил, что судьи и народные заседатели могут быть освобождены от должности досрочно только по отзыву избирателей или по приговору суда. Для возбуждения уголовного дела против народного судьи требовалась санкция прокурора и Президиума Верховного Совета союзной республики.
Одновременно создавалась лагерная система, приспособленная к массовому использованию труда заключенных. В исправительно-трудовых лагерях содержалась огромная армия «дешевого» труда, ставшая одним из рычагов проведения форсированной индустриализации. С 1929 г. в них размешались все приговоренные к лишению свободы на срок 3 года и выше, как по судебному приговору, так (с 1930 г.) и по постановлению Особого совещания ОГПУ. В 1930-е годы в исправительно-трудовых лагерях постоянно находилось от 1,5 до 2 миллионов заключенных.
История государственного управления в России: опыт и проблемы
В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна — повсеместно зафиксировано снижение производительности труда [5, С. 491].
Коммунистическая партия Советского Союза выполняла в управлении государством принципиально важную роль. При существовании «фантомной» модели федеративного устройства, чреватой внутренними противоречиями и конфликтами, партия обеспечивала единство властной вертикали и синхронность принимаемых различными уровнями власти решений. В отсутствие политической власти единой партии началось противостояние между Советами различных уровней, прежде всего между центральным (союзным) и республиканскими.[]
Хосударство и право в период государственно-партийного социализма 457
Антикапиталистическая революция тридцатых годов нанесла серьезные удары по целому ряду социальных групп. В 1928—1931 гг. репрессиям было подвергнуто большое число крестьян («кулаков»), в 1929—1932 гг. — под удар попали священнослужители, частные торговцы, лица свободных профессий, технические специалисты. Во второй половине тридцатых годов репрессии обрушились на партийные, государственные и военные кадры.
В 1935 г. начинается идеологический пересмотр многих научных отраслей: исторической науки, биологической науки, языкознания, литературоведения, философии. Проводилось наступление на инженерно-технические кадры «спецов», возникло «стахановское движение» ударников труда.
Право в период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг
В декабре 1922 г. Первый съезд советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Общесоюзная конституция была утверждена Вторым съездом советов СССР в январе 1924 г. и включила Декларацию обобразовании СССР и Договор об образовании СССР. За союзной республикой сохранилось право выхода из Союза (наделе фиктивное). Съезд советов СССР, избирался от городских советов (1 депутат от 25000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 125000 избирателей). В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распределительный орган — Совет народных комиссаров СССР. Конституция РСФСР 1925г. создавалась по образцу союзной.
После столкновений между большевиками и левыми эсерами, происшедшими в Москве и ряде мест России, делегаты последних стали исключаться из местных и центральных правительственных органов, а руководство партии подверглось аресту во время Пятого съезда советов. В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных национальных союзов. Съезд советов избирал ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР — СНК. На местах съезды советов формировали свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы. Законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Советы проводили в жизнь решения вышестоящих органов и подчинялись им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма». На деле еще весной, стоило Советам «хлебных» губерний отменить твердые цены на хлеб, ВЦИК и СНК издали декрет 27 мая, где устанавливалось подчинение всех губернских и уездных продорганов не местным Советам, а непосредственно Наркому продовольствия, который также получал право отменять постановления Совдепов. Вскоре по пути, проложенному Наркомпродом, двинулись ВСНХ, военное и другие ведомства.
Государство и право в период государственно-партийного социализма 497
ловная ответственность за производство абортов (само запрещение абортов отменяется только в ноябре 1955 г.), за прогулы, самовольный уход с работы и др. С января 1955 г. снижаются уголовные наказания за мелкие хищения (за некоторые из них устанавливаются исправительно-трудовые работы), которые выводятся из-под действия июньского Указа 1947 г.
В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели 1935 г. Сами колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы Устава (неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С 1958 г. (после реорганизации МТС) были отменены обязательные поставки сельхоз-
Государство и право в период государственно-партийного социализма 485
За период войны изменилось административно-территориальное устройство СССР: были созданы новые области, разукрупнены некоторые области и края, в октябре 1944 г. в состав СССР на правах автономной области вошла Тува.
ности о разграничении сфер влияния между СССР и Германией. Операции строились по единому плану: вначале советские войска оккупировали территории, устанавливая тем самым свой порядок и распустив враждебные политические организации; затем плебисциты и «народные собрания» выносили решения о присоединении к СССР, о конфискации помещичьих земель и национализации промышленности. Выборы в законодательные органы организовывали «союзы трудового народа». После вхождения в состав СССР все правоотношения в новых республиках ставились на основу советского законодательства, на них распространялось советское гражданство, реконструировалась система центральных органов власти и, наконец, принимались конституции, в которых по сравнению с Конституцией СССР были некоторые нюансы (например, допускалась частная собственность на предприятия).