Вывод Государственно Партийного Социализма

Содержание

ГЬсударство и право в период государственно-партийного социализма 4Й7

В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления коммунального хозяйства, ми­лиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые прежде выполняли республиканские НКВД, были рассредо­точены между другими республиканскими наркоматами.

Первым делом, рассмотренным в соответствии с новым законом, стало «Дело Ленинградского террористического Зиновьевского центра». Летом 1935 г. прошел судебный про­цесс по «Кремлевскому делу», по которому обвинялись со­трудники аппарата ЦИК СССР. Через год началась подготов­ка к новому судебному процессу, главными фигурами на кото­ром стали Зиновьев и Каменев. В мае 1937 г. начался процесс по делу высшего командования армии (Тухачевский, Якир, Уборевич и др.). В марте 1938 г. состоялся процесс, на кото­ром в числе подсудимых присутствовали Бухарин, Рыков и др. Политические судебные процессы носили показательный характер, большую роль в определении приговора играли . материалы следственных органов, полученные с нарушением процессуальных норм, и внесудебные кампании давления (митинги, пресса, решения партийных органов). Часто оппо­зиционная политическая деятельность подсудимых представ­лялась как террористическая и заговорщическая.

ГЬсударство и право в период государственно-партийного социализма 4Й7

Централизация системы органов безопасности заверша­ется в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание — орган, который в администра­тивном (внесудебном) порядке мог применять в качестве Меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправи-тельно-трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил Прокурор СССР, имевший право опротестовывать его реше­ния в Президиуме ЦИК СССР На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил сис­тему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930г.

В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления коммунального хозяйства, ми­лиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые прежде выполняли республиканские НКВД, были рассредо­точены между другими республиканскими наркоматами.

Хосударство и право в период государственно-партийного социализма 457

отказ от сотрудничества с социал-демократами, борьбу про­тив реформистских влияний внутри рабочего класса, очище­ние компартий от «правых уклонистов». Утверждалось, что цели фашистов и социал-демократов идентичны, что проис­ходит нарастание кризиса капиталистической системы.

На Семнадцатом съезде партии было отмечено, что поли­тические и другие проблемы обусловлены разрывом между «директивами партийного руководства и тем, как они выпол­няются». И. Сталин дал своеобразную классификацию винов­ников такого разрыва: «неисправимые бюрократы, обманы­вающие свое руководство», «честные болтуны, преданные власти, но неспособные руководить», «люди, ставшие вельмо­жами . которые считают, что партийные и советские законы писаны не для них». Для преодоления разрыва требовалось «ужесточение контроля и борьбы с бюрократизмом и вреди-

Право в период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг

После убийства С.Кирова было принято постановление «О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов», вводившее особый порядок производства по этим делам: короткие сроки расследования и невозможность обжалования.

5 декабря 1936 г. YIII съезд Советов СССР принял вторую, «сталинскую» Конституцию СССР. Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Государственное устройство страны определяется как федеративное (союзное) объединение республик. Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Президиум Верховного Совета в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве. На деле председатель Президиума М.Калинин был марионеткой Сталина. Правительство (Совет народных комиссаров ССС формировался на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайн голосовании. Но выборы лишались смысла: одного кандидата избирали из одного кандидата. Упоминалось о правах на труд, отдых, материальное обеспечение старости, по болезни, при потере трудоспособности), образование (бесплатное).Провозглашались равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов. На деле за неосторожное слово давали 10 лет лагерей 1937 г. принята Конституция РСФСР[7].

Рекомендуем прочесть:  Льгота на транспортный налог лен обл

Концепция государственного социализма в СССР

Поскольку государственная собственность была объявлена собст­венностью всего рабочего класса, а впоследствии — всего народа, отношения найма рабочей силы отрицались. Из теории исключалась проблема цены труда как фактора производства. Вся выпущенная продукция — достояние государства. Какая часть ее пойдет на расширение производства, образование страховых запасов, содер­жание армии, народное просвещение и другие социальные нужды, а какая часть поступит в распределение между работниками, опре­деляется только высшими государственными органами. В своих решениях они исходят исключительно из соображений целесооб­разности. В теорию были введены понятия «продукт для себя» и «продукт для общества», однако в самой концепции государствен­ного социализма исключалась возможность как-то нормировать, объективно обосновать количественное соотношение продуктов для себя и для общества.

Сталин целиком разделял ленинскую концепцию государствен­ного социализма. Признавая кооперативную собственность социа­листической, он подчеркивал ее «второсортность» ввиду более низ­кого уровня обобществления средств производства. Последова­тельно социалистической призна­валась только государственная форма собственности. Со второй половины 40-х гг. теоретическое представление о социалистичес­кой неполноценности кооперативной собственности начинает на- х одить практическое воплощение: промысловая кооперация в СССР административно-волевым решением ликвидируется, а ее предпри­ятия объявляются государственной собственностью. В работе «Эко­номические проблемы социализма в СССР» (1951) Сталин утверж­дает, что колхозная собственность становится тормозом развития производительных сил и должна быть превращена в общенарод­ную. Если в 30-40-е гг. предполагалось, что слияние двух форм собственности произойдет на высшей фазе развития, когда социа­лизм перерастет в коммунизм, то в начале 50-х гг. провозглашается такое слияние еще при социализме.

Государство и право в период государственно-партийного социализма 497

зарплаты. (При назначении пенсий по инвалидности вследст­вие трудового увечья или при профессиональном заболева­нии возраст и стаж работы не учитывались.) Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низ­кооплачиваемых работников пенсионные ставки повыша­лись.

В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946 г. постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отве­денных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В апреле 1948 г. принимается другое постановление правительства «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядоче­нию оплаты труда в колхозах», упразднившее такую структур­ную производственную единицу колхоза, как звено, и восста­новившее производственную бригаду в качестве основной формы организации труда в колхозе В марте 1955 г. новым постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый поря­док детализированного планирования в колхозах (МТС, рай­исполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование своего про­изводства стали осуществлять сами колхозы.

Государство и право в период государственно-партийного социализма 497

Произошли изменения в области трудового законодатель­ства. В июле 1945 г. на основе закона о демобилизации мест­ным органам власти и руководителям предприятий вменя­лось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставле­ние работы демобилизованным военнослужащим. Потреб­ность в большом количестве рабочей силы потребовала вос­становления организованного набора рабочих на основе до­говоров с колхозами. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР (март 1953 г.) об амнистии была сформулирована идея замены уго­ловной ответственности за некоторые виды должностных, хозяйственных, бытовых преступлений административной и дисциплинарной ответственностью. В 1954 г. отменяется уго-

Период государственно-партийного социализма

С 1930 г. от ВСНХ стали отделяться самостоятельные отрасли управления.Сам ВСНХ преобразуется в Наркомтяжпром. В мае 1932 г. частным лицам запрещается открывать магазины и лавки. С января 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». Госбанк превратился в единственного распределителя краткосрочных кредитов. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливался производственно-территориальный принцип, усиливалось влияние отраслевых наркоматов.

После смерти Сталина прошла амнистия. Летом 1953 г. произошли восстания заключенных, на которых амнистия не распространялась. В апреле 1953 г. в прессе стали Появляться обвинения в адрес сотрудников госбезопасности. В июле был арестован Берия, возглавлявший эту систему. В марте 1954г. политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию — Комитет государственной безопасности (КГБ), были упразднены особые трибуналы («тройки»), система ГУЛАГа была передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и генерального прокурора. (Однако основная мае политических заключенных была освобождена только после Двадцатого съезда, партии в 1956 г. В 1954 г. происходило разукрупнение министерств. Сложила четырехзвенная структура: главк — управление -отдел-сектор. Было произведено значительное сокращение численности аппарата. Отраслевой принцип в 1957 был заменен территориальным принципом управления, были созданы) экономические административные районы, управленческими органами в которых стали советы народного хозяйства (совнархозы). Территориальный принцип управления позволял корректировать производство в пределах экономических районов. Но в марте 1963 г. образуется Высший совет народного хозяйства. В августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственные закупками, а закупочные цены повышены. Передача за выкуп техники МТС колхоз связывалась с повышением закупочных цен в 1953-1954 гг. Органы правящей партии в 1962 г. были разделены на городские и сельскохозяйственные. Советы были разделены (как и партийные органы). В ноябре 1964 г. воссозданы единые районы.

Рекомендуем прочесть:  Поступление После Колледжа В Вуз В 2022 Году Без Егэ Спб

Тема 16–17

5. С 1985 г. в стране началась «перестройка». Каково содержание этого процесса, какую цель ставило руководство страны, начиная реформирование общества? Как повлияла ликвидация монополии КПСС на социально-политические процессы в стране? Обратите внимание на юридические основания в процессе ликвидации СССР и его структур. Как Вы оцениваете Беловежские соглашения? Используйте для характеристики перестроечного процесса материалы итальянского журналиста Джульетто Кьеза, собранные в книге «Прощай, Россия!» Обратите внимание на международный контекст проблем, решаемых Россией в конце 80-х — 90-е гг. Используйте для этого книгу З. Бжезинского «Великая шахматная доска».

Процесс модернизации сложившейся модели к середине XX в. государственно-политической системы проходил в основном под лозунгами десталинизации партийной и общественной жизни в стране, а также демонтажа командно-административной системы управления экономикой. При этом кампания по борьбе с преодолением культа личности и его последствий, по замыслу Н. С. Хрущева и его соратников, не должна была затрагивать основ общественного и государственного строя.

Государство и право в период государственно-партийного социализма 485

Наряду с внутренними национально-территориальными преобразованиями в конце 30-х гг. в состав СССР вошли новые союзные республики. Милитаризация государства и общества, отмеченная в 30-е гг., выразилась и во внешней экспансии. Территория СССР расширяется за счет включе­ния в нее бывших независимых республик Прибалтики, а также территорий, аннексированных у Польши, Румынии и Финляндии. Военно-политические операции по присоедине­нию этих территорий осуществлялись в рамках договорен-

ё Конституции 1936 г. закреплялась федеративная система, состоящая из разнородных субъектов. Полноправными субъ­ектами федерации являлись, однако, только союзные респуб­лики. В 1936 г. была преобразована ЗСФСР, которая распалась на три союзные республики: Грузию, Армению, Азербайд­жан. Существовавшие в качестве автономных республик Кир­гизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.) были преобразованы в 1936 г. в союзные республики. Все вновь образованные рес­публики получали свои конституции, бравшие за основу и образец союзную Конституцию.

20 Государство и право в период государственно-партийного социализма

Самой серьезной новеллой нового положения стало введение выборности судей населением. Народные судьи и народные заседатели народных судов отныне избирались на основе всеобщего, равного, прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Судьи и народные заседатели областных, краевых, верховных республиканских судов – соответствую­щими советами. Члены Верховного суда СССР и народные заседатели этого суда избирались Верховным Советом СССР. Провозглашался демо­кратический принцип: судьи независимы и подчиняются только закону, что несколько усилило гарантии против необоснованных смещений судей местными властями. Закон гласил, что судьи и народные заседатели могут быть освобождены от должности досрочно только по отзыву избирателей или по приговору суда. Для возбуждения уголовного дела против народ­ного судьи требовалась санкция прокурора и Президиума Верховного Со­вета союзной республики.

Одновременно создавалась лагерная система, приспособленная к мас­совому использованию труда заключенных. В исправительно-трудовых лагерях содержалась огромная армия «дешевого» труда, ставшая одним из рычагов проведения форсированной индустриализации. С 1929 г. в них размешались все приговоренные к лишению свободы на срок 3 года и вы­ше, как по судебному приговору, так (с 1930 г.) и по постановлению Осо­бого совещания ОГПУ. В 1930-е годы в исправительно-трудовых лагерях постоянно находилось от 1,5 до 2 миллионов заключенных.

История государственного управления в России: опыт и проблемы

В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна — повсеместно зафиксировано снижение производительности труда [5, С. 491].

Коммунистическая партия Советского Союза выполняла в управлении государством принципиально важную роль. При существовании «фантомной» модели федеративного устройства, чреватой внутренними противоречиями и конфликтами, партия обеспечивала единство властной вертикали и синхронность принимаемых различными уровнями власти решений. В отсутствие политической власти единой партии началось противостояние между Советами различных уровней, прежде всего между центральным (союзным) и республиканскими.[]

Хосударство и право в период государственно-партийного социализма 457

Антикапиталистическая революция тридцатых годов на­несла серьезные удары по целому ряду социальных групп. В 1928—1931 гг. репрессиям было подвергнуто большое число крестьян («кулаков»), в 1929—1932 гг. — под удар попали свя­щеннослужители, частные торговцы, лица свободных про­фессий, технические специалисты. Во второй половине тридцатых годов репрессии обрушились на партийные, госу­дарственные и военные кадры.

Рекомендуем прочесть:  Сколько За 1 Кубм Горячей Воды С 1 Июля 2022 Года Для Населения Самары

В 1935 г. начинается идеологический пересмотр многих научных отраслей: исторической науки, биологической науки, языкознания, литературоведения, философии. Прово­дилось наступление на инженерно-технические кадры «спе­цов», возникло «стахановское движение» ударников труда.

Право в период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг

В декабре 1922 г. Первый съезд советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Общесоюзная конституция была утверждена Вторым съездом советов СССР в январе 1924 г. и включила Декларацию обобразовании СССР и Договор об образовании СССР. За союзной республикой сохранилось право выхода из Союза (наделе фиктивное). Съезд советов СССР, избирался от городских советов (1 депутат от 25000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 125000 избирателей). В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распределительный орган — Совет народных комиссаров СССР. Конституция РСФСР 1925г. создавалась по образцу союзной.

После столкновений между большевиками и левыми эсерами, происшедшими в Москве и ряде мест России, делегаты последних стали исключаться из местных и центральных правительственных органов, а руководство партии подверглось аресту во время Пятого съезда советов. В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных национальных союзов. Съезд советов избирал ВЦИК. ВЦИК формировал Правительство РСФСР — СНК. На местах съезды советов формировали свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы. Законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Советы проводили в жизнь решения вышестоящих органов и подчинялись им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма». На деле еще весной, стоило Советам «хлебных» губерний отменить твердые цены на хлеб, ВЦИК и СНК издали декрет 27 мая, где устанавливалось подчинение всех губернских и уездных продорганов не местным Советам, а непосредственно Наркому продовольствия, который также получал право отменять постановления Совдепов. Вскоре по пути, проложенному Наркомпродом, двинулись ВСНХ, военное и другие ведомства.

Государство и право в период государственно-партийного социализма 497

ловная ответственность за производство абортов (само за­прещение абортов отменяется только в ноябре 1955 г.), за прогулы, самовольный уход с работы и др. С января 1955 г. снижаются уголовные наказания за мелкие хищения (за неко­торые из них устанавливаются исправительно-трудовые ра­боты), которые выводятся из-под действия июньского Указа 1947 г.

В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС при­няли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной арте­ли и дальнейшем развитии инициативы колхозников в орга­низации колхозного производства и управления делами арте­ли», в котором колхозникам на их общих собраниях предо­ставлялось право дополнять и применять некоторые положе­ния Устава сельхозартели 1935 г. Сами колхозы могли опреде­лять размеры приусадебных участков, количество скота, на­ходящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы Устава (неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С 1958 г. (после реорганиза­ции МТС) были отменены обязательные поставки сельхоз-

Государство и право в период государственно-партийного социализма 485

За период войны изменилось административно-террито­риальное устройство СССР: были созданы новые области, разукрупнены некоторые области и края, в октябре 1944 г. в состав СССР на правах автономной области вошла Тува.

ности о разграничении сфер влияния между СССР и Герма­нией. Операции строились по единому плану: вначале совет­ские войска оккупировали территории, устанавливая тем самым свой порядок и распустив враждебные политические организации; затем плебисциты и «народные собрания» вы­носили решения о присоединении к СССР, о конфискации помещичьих земель и национализации промышленности. Выборы в законодательные органы организовывали «союзы трудового народа». После вхождения в состав СССР все пра­воотношения в новых республиках ставились на основу со­ветского законодательства, на них распространялось совет­ское гражданство, реконструировалась система центральных органов власти и, наконец, принимались конституции, в ко­торых по сравнению с Конституцией СССР были некоторые нюансы (например, допускалась частная собственность на предприятия).

Мария Антонова
Оцените автора