В Каком Году Вышла Государства Франков

Государство франков кратко

В V в. высшие звания римских магистратов стали носить вожди варварских племен, возглавлявшие союзные Риму армии которые заключили соглашение о переходе под власть РимаУпадок императорской власти, все возрастающая непопулярность римского правления создавали благоприятные условия королям — союзникам Рима для расширения полномочий, для удовлетворения их политических претензий. Они часто со ссылкой на императорское поручение присваивали всю полноту власти, взимали налоги с местного населения и пр.

9 вв. («период Каролингов»). Ф. г. возникло после падения Зап.-Рим. империи, в результате завоевания в 486 салическими франками во гл. с Хлодвигом I (481-511) из рода Меровингов владений рим. наместника Сиагрия в Галлии. При Хлодвиге же Ф. г. было расширено благодаря подчинению алеманнов, живших по среднему и верхнему Рейну (496), и завоеванию владений вестготов в Аквитании (507) и вост. франков в низовьях Рейна.

Возникновение государства у франков

Чтобы охранять свои богатства и земли, знатным франкам нужно было государство. С его помощью они могли держать в подчинении свободных общинников, рабов и колонов, а также покорённое население Галлии. Поэтому знать поддерживала и укрепляла власть самого сильного из военных вождей — Хлодвига.

После завоевания Галлии Хлодвиг перестал созывать народное собрание. Важные решения он принимал, советуясь только со знатными людьми. Простым франкам лишь сообщали о распоряжениях короля на военных смотрах, проводившихся весной каждого года.

Первый правитель государства франков

Но все-таки в государстве франков в период Раннего Средневековья была слабая централизация власти. По существу, в территориальной структуре господствовало родообщинное деление. Низшие, но играющие заметную роль единицы — «сотни», были объединены в паги, или округа, которые представляли собой измененные римские общины. Они уже не были родовыми, а были соседскими, или территориальными (по Энгельсу — «марками»). Общины, в свою очередь, объединялись в графства, совокупность которых и представляла собой раннее Франкское государство. Правители областей франкского государства – графы — не имели общей власти, в их ведении были только местные владения короля. Законами, их исполнением, сборами налогов ведали общины. Но при Хлодвиге страной постепенно начинает управлять королевский двор.

Меровей умер после десятилетнего правления, наследовал престол его сын Хильдерик I. И вот он является реально существовавшей личностью. Этому есть не только письменные, но и вещественные доказательства. В 1653 году возле церкви Сен-Брис, входящей сейчас в кантон Северный Коньяк, при строительстве фундамента для приюта была найдена могила Хельдерика с его оружием, личными вещами и ювелирными украшениями, на которых было выгравировано его имя, переводящееся как «мощный воитель». Он расширил территории будущего Франкского государства, разгромил саксов и занял Анжу. Правителем салических франков он был с 457 по 481 год. Умер приблизительно в возрасте 40 лет.

Возникновение государства франков

Меровинги — династия франкских королей, первая в истории государства франков. Правила с конца V до середины VIII века. После первого исторического вождя, Хлодиона, предание называет королем салических франков Меровея (середина V в.), от которого будто бы получила свое название династия Меровингов. Первым исторически достоверным представителем династии является Хильдерик I. Известен своей победой над алеманнами. Его сын Хлодвиг (466-511), ставший королем в 481 г., был истинным основателем франкского королевства; он объединил под своею властью франков, а также захватил всю Галлию Успехам Хлодвига в войне с вестготами способствовало принятие христианства. Ко времени сыновей Хлодвига относится присоединение области будущего Прованса.

В конце VII в-фактическая власть во всех областях королевства оказалась в руках майордомов. Первоначально это были должностные лица, возглавлявшие королевское дворцовое управление (maiordomus — старший по дому, управляющий хозяйством двора). Затем майордомы превратились в крупнейших землевладельцев. Все управление каждой из названных областей королевства сосредоточивалось в их руках, майордом выступал как вождь и военный предводитель местной земельной аристократии. Короли из дома Меровингов, потерявшие всякую реальную власть, назначались и смещались по воле майордомов и получили от современников небрежительное прозвище «ленивых королей».

В Каком Году Вышла Государства Франков

В поздних правдах местным правителям — герцогам и графам — уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыпол­нение требований герцога или графа, за «пренебрежение к их повестке с печатью». Специальный титул 2-й Баварской правды посвящен герцогам, «которых народ поставил или их избрал»; он свидетельствует о широте тех дел, «кото­рые их касаются». Здесь предусмотрено наказание в виде значительного штрафа не только за невыполнение, но и за «небрежность» при выполнении их приказов (2, 13), в частности говорится о безнаказанности в случае выполне­ния приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, «поступившего против закона» (2, 2).

Возникла новая феодальная форма колоната, отлича­ющаяся от прежней тем, что колоном мог стать не только раб или безземельный арендатор, но и свободный крестья­нин. Согласно Аламаннской правде (22, 3)’ колон ведет са­мостоятельно хозяйство, но должен платить подати нату­рой церкви или отрабатывать барщину 3 дня в неделю.

В Каком Году Вышла Государства Франков

Индивидуально-семейная собственность на землю у франков в конце V и в VI в. только зарождалась. Об этом свидетельствует IX глава «Салической правды» — «Об аллодах»согласно которой земельное наследство, земля (terra) в отличие от движимого имущества (оно могло свободно переходить по наследству или передаваться в дар) наследовалась только по мужской линии — сыновьями умершего главы большой семьи; женское потомство исключалось из наследования земли. В случае отсутствия сыновей земля переходила в распоряжение общины. Это ясно видно из эдикта короля Хильперика (561— 584 г.г.), который во изменение вышеназванной главы «Салической правды» устанавливал, что в случае отсутствия сыновей землю должны наследовать дочь или брат и сестра умершего, но «не соседи» (как это было, очевидно, раньше).

В Бургундии и Аквитании, где галло-римское население также было смешано с германским (сначала с бургундами и вестготами а затем с франками), также долго сохранялось мелкое свободное крестьянское и среднепоместное землевладение. Но вместе с тем там имелись и крупные земельные владения, особенно церковные, а свободная община уже в VI в. исчезла почти повсеместно.

Государство франков

Коммендация (от лат. commodatum — «вверять») состояла в переходе чаще всего слабых и безземельных лиц под покровительство сильных. Этот договор устанавливал не только поземельную зависимость крестьянина, но и его личное закрепощение, личную зависимость от господина.

Формой заключения брака была покупка женихом невесты. Этому предшествовало согласие родителей жениха и невесты. Похищение невесты наказывалось штрафом. Запрещались браки между родственниками и браки свободных и рабов. Брак раба и свободного влек для последнего потерю свободы.

Франки племя

Карлу Мартеллу в начале VIII века удалось вновь объединить франкское государство после межусобиц. Он также отразил нашествие арабов в Западную Европу и при нем была создана феодальная система, которая позволила создать на поле боя новый вид войск – тяжелую конницу, которая в последующие годы стала называться рыцарской.

В основном население государства проживало в небольших поселениях, но также существовали и города. Они были построены на основе римских городов и были хорошо укреплены, особенно на севере, как защита от викингов. Города в то время еще не были центром торговли, а имели оборонительную функцию.

Возникновение государства у франков

Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода «демократия знати», которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

Король выступал, прежде всего, как «охранитель мира», как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Салическая правда предусматривала наказание для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов.

Королевство франков

Франки, группа германских племен, живших в III веке по нижнему и среднему Рейну. Делились на салических и рипуарских. Франки рано оказались в сфере влияния Рима. С III века нашей эры были расселены в качестве федератов на севере Галлии. В конце IV столетия завоевали Галлию, образовав Франкское королевство. Сохранились свидетельства о внешнем образе франков: «. с макушки их рыжеватые волосы падают на лоб, а обнаженный затылок сияет, потеряв свой покров. У них светлые глаза серо-голубого оттенка. Они чисто выбриты и вместо бороды носят редкие усы, за которыми прилежно ухаживают, расчесывая гребнем. Тесная одежда облегает стройное тело мужчин; одежда высоко подобрана, настолько, что видны колени, широкий пояс охватывает их узкую талию. Они развлекаются тем, что бросают двулезвенные топоры на большое расстояние, . размахивают своими щитами, прыжками опережают брошенные ими копья, чтобы таким образом первыми достигнуть врага» (Сидоний Аполлинарий, V век).

Королевство франков обязано своим становлением Хлодвигу (481–511 годы). Какое-то время он носил римский титул проконсула. После падения Рима с претензиями на императорскую власть выступал Сиагрий, бежавший в Суасон и восстановивший там подобие сената и высших магистратур. Именно с ним начал Хлодвиг борьбу. В 486 году он овладел Суасоном и лишил Сиагрия власти. Здесь произошел эпизод, весьма характерный для дофеодальных отношений между королем и народом. Франкам досталась богатая добыча, в том числе редкая чаша из собора в Суасоне. К королю пришел епископ города с просьбой возвратить священную дароносицу. Хлодвиг отвечал, что охотно отдаст ее просителю, если по жребию она достанется ему. Придя к месту раздела трофеев, он заявил, что готов отказаться от своей доли за названную чашу. Тогда один из воинов рассек сосуд мечом, заявив, что королю достанется только то, что выпадет по жребию. Король должен был считаться с требованиями эгалитарной морали, ничем не выказав уязвленного самолюбия. Некоторое время спустя, когда, казалось, все забыли о происшедшем, проходил традиционный смотр вооружения и боевого умения (такие майские смотры продолжались еще во времена Карла Великого), и на нем Хлодвиг подошел к тому воину, нашел его алебарду в небрежении, вырвал ее у него из рук и бросил наземь и, когда воин нагнулся, дабы поднять оружие, мечом рассек ему голову, проговорив: «Вот так ты поступил с моей чашей!».

Рекомендуем прочесть:  Госпошлина За Регистрацию Автомобиля В Чите

Это видео недоступно

Бывший сотрудник «Интерпола» по имени Франко Беретта, выходец с острова Сардиния, ушел на покой и наслаждается жизнью в Калифорнии. Неожиданно бывшие коллеги просят Франко о помощи: за последнее время в Америке появилось большое количество героина неизвестного происхождения.

В спецслужбах полагают, что поступает он из Италии, а именно — с того острова, где Беретта родился и вырос. Проводя секретное расследование, Франко отправляться на Сардинию и вскоре понимает, что ему придется вступить в неравный бой с самой верхушкой итало-американской мафии.

В Каком Году Вышла Государства Франков

Эта глава будет посвящена захватнической политике Хлодвига и «собиранию» земель в единое государство франков. В связи со смертью Хильдерика королем салических франков становится его сын Хлодвиг. Уже на пятом году своего правления Хлодвиг , вместе со своим родственником Рагнахаром, объявил войну Сиагрию [9, с. 12]. В 486 г. в блестящей битве вблизи Суассона Хлодвиг разбил войско Сиагрия, вынудив последнего к позорному бегству. Однако Сиагрию не удалось избежать участи своих многочисленных воинов -он был заколот мечом. В то время войско Хлодвига разграбило достаточно много церквей. Здесь будет уместным вспомнить случай с Суассонской чашей: «Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из ее священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу». По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еще и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Все, что мы здесь видим, – твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!». Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», – опустил ее на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал ее епископскому послу, затаив в душе глубокую обиду. А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Мартовском поле, насколько исправно содержат они свое оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошел к тому, кто ударил секирой по чаше и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, он бросил ее на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них своим поступком большой страх » [13, с. 50-51]. Анализируя данный случай, можно сказать, что к тому времени Хлодвиг являлся уже фактическим и единственным королем своего зарождавшегося государства; он имел реальную власть над своими подданными. В первые годы правления и после взятия государства Сиагрия Хлодвиг, вероятно, еще сталкивался с рядом трудностей в стремлении утвердить свое господство вплоть до Луары. К сожалению, сведения об этом периоде имеются лишь в отрывках и в агиографических источниках. Значительно только замечание Прокопия Кессарийского, что так называемые арборихи соединились с франками в своих действиях и что отрезанные от основных сил римские солдаты в отдаленной части Галлии сдались франкам. По-видимому, к этому времени относится и война с тюрингами. Однако, скорей всего это племя было покорено лишь к концу правления Хлодвига. К 494 году политический вес Хлодвига среди германских королей был уже настолько велик, что остготский король Теодорих после победы над Одоакром просил руки сестры Хлодвига Аудефледы. Сам Хлодвиг в это время женился на Хротхильде, дочери бургундского короля Хильпериха II и племяннице бургундского короля Гундобада. В 496-497 годах разразилась война между франками и алеманнами. Вероятно, после вторжения алеманнов в область среднерейнских франков, между королём среднерейнских франков Сигибертом и Хлодвигом был заключён союз. В битве при Тольбиаке франки победили; король алеманнов пал и алеманны должны были признать власть Хлодвига [13, с. 58]. Однако в 506 году алеманны вновь восстали и Хлодвигу пришлось заставить признать свою власть, но некоторые бежали и нашли убежище у остготов, осев южнее Боденского озера и в Норике. В связи с походом против алеманнов Хлодвиг решил принять католичество. Датировка его крещения спорная. Однако, безусловно, это был важный политический шаг. Принятие католичества имело первостепенное значение для дальнейшего развития Франкского государства. Хлодвиг преследовал различные цели, совершив крещение. Во-первых, он приобрел еще большее влияние на свой народ. Во-вторых укрепилось его положение среди романских подданных, которые уже являлись католиками, и в-третьих, сам Хлодвиг использовал этот повод для будущего-если это будет необходимо, то насильственного-завоевания или изгнания из Галлии вестготов и бургундов арианского исповедания. Тем самым Хлодвиг обрел в католическом епископате Галлии, который в то время формировался еще исключительно из представителей галло-римской знати, важного союзника в осуществлении своей политической власти. Григорий Турский относится с одобрением к этому событию и придает ему большое значение. Вот как он описывает эти события в своей летописи: «Тогда королева велела тайно вызвать святого Ремигия, епископа города Реймса, и попросила его внушить королю «слово спасения». Пригласив короля, епископ начал наедине внушать ему, чтобы он поверил в истинного бога, творца неба и земли, и оставил языческих богов, которые не могут приносить пользы ни себе, ни другим. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчиненный мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Когда же он встретился со своими, сила божия опередила его, и весь народ еще раньше, чем он, начал говорить, будто воскликнул одним голосом: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным богом, которого проповедует Ремигий». Об этом сообщили епископу, и он с превеликой радостью велел приготовить купель для крещения. На улицах развешивают разноцветные полотнища, церковь украшают белыми занавесами, баптистерий приводят в порядок, разливают бальзам, ярко блестят и пылают благовонные свечи, весь храм баптистерия наполняется божественным ароматом. И такую благодать даровал там бог, что люди думали, будто они находятся среди благоуханий рая. И король попросил епископа крестить его первым. Новый Константин подошел к купели, чтобы очиститься от старой проказы и смыть свежей водой грязные пятна, унаследованные от прошлого. Когда он подошел; готовый креститься, святитель божий обратился к нему с такими красноречивыми словами: «Покорно склони выю, Сигамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал». А был святой Ремигий епископом весьма ученым и особенно сведущим в риторике. Кроме того, он отличался такой святостью, что в совершении чудес был равен Сильвестру» [13, с. 54-56]. В 500-501годах Хлодвиг, после того как он уже в 498 году совершил нападение на вестготов и дошёл до Бордо, двинулся против короля бургундов Гундобада. В то время между двумя братьями Гундобадом и Годегизилем возникла распря. И Годегизиль обратился за помощью к Хлодвигу, пообещав выплачивать ему дань. Хлодвиг, в стремлении подчинить бургундское королевство, поддержал Годегизиля. Гундобад был разбит под Дижоном и бежал в Авиньон. Однако Гундобада поддержал отряд вестготов, и в 501 году он разбил франкский отряд Годегизеля, находившегося в этот момент во Вьенне. Годегизиль пал в сражении. Хотя Хлодвиг и одержал победу в этой войне, тем не менее, ни о каких территориальных изменениях Франкского государства на тот момент неизвестно [7, с. 145-146]. Выдающимся политическим событием в правление Хлодвига был захват в 507-508 годах большей части вестготского государства в Галлии союзными франками и бургундами. Король остготов Теодорих пытался в письмах и через послов, которых он направлял королям вестготов, бургундов, западных герулов, варнов, а также самому Хлодвигу, сохранить мир и равновесие германских королевств в Западной Европе [18, с. 125-126], но Хлодвиг не шел ни на какие переговоры. Хлодвиг рассчитывал на то, что романское население и католическая церковь государства вестготов единодушно перейдут на сторону католиков-франков.Однако надежды оправдались не полностью, поскольку жители Оверни поддержали вестготского короля Алариха. Сам Хлодвиг обосновал войну с вестготами стремлением освободить католическую церковь в королевстве вестготов от притеснений арианских еретиков. Поздним летом 507 г. состоялось решительное сражение между франками и вестготами под Вуйе, к северу от Пуатье. После ожесточенного сражения франки победили; Аларих II пал в сражении. Этим, однако, война не закончилась, тем более, что бургунды только теперь присоединились к франкам. Хлодвиг с частью войска двинулся на Бардо, где он провёл зиму. Между тем его сын Теудерих с другой частью войска подчинил власти франков владения вестготов в Южной и Юго-восточной Галлии. В 508 г. франкские войска под командованием Хлодвига вместе с бургундскими вспомогательными отрядами взяли столицу вестготов город Тулузу, в результате чего к франкам перешла и королевская казна вестготов. Затем Хлодвиг занял город Ангулем и уже оттуда двинулся на Тур. Теудерих с франкскими подразделениями продолжал сражаться, пытаясь занять Овернь, а бургунды заняли Нарбонну и осадили Арль. Примерно летом 508 г. король остготов Теодорих отправляет войско в Галлию, чтобы предотвратить полный развал вестготского государства. Бургундам пришлось снять осаду Арля, вслед за этим они потеряли и Нарбонну. Война продолжалась еще до 512 или 514 гг., однако подробностей дальнейших сражений мы, к сожалению, не знаем. Вестготам удалось сохранить часть Южной и Юго-западной Галлии, Септиманию и юг Новемпопулании. Прованс к югу от Дурансы был присоединен к королевству остготов. В результате войны франки значительно расширили свое государство, однако главная цель-выход к Средиземному морю-достигнута не была. После событий 508 г. к Хлодвигу в Тур прибыло византийское посольство, сообщившее ему, что император Анастасий возвел его в достоинство почетного консула. Анастасий прислал ему также в знак формального признания королевские инсигнии-хламиду, пурпурную тунику и диадему. Можно предположить, что этим актом Византия выразила одобрение антиготской политике Хлодвига, а также его переходу в христианство католического толка. Это почетное признание византийским императором означало укрепление политического и морального авторитета Хлодвига среди романского населения Галлии. В их глазах он только теперь стал «легитимным» правителем [2, с. 59-60].Это событие нашло свое отражение в летописи Г.Турского: «И вот Хлодвиг получил от императора Анастасия грамоту о присвоении ему титула консула, и в базилике святого Мартина его облачили в пурпурную тунику и мантию, а на голову возложили венец. Затем король сел на коня и на своем пути от двери притвора базилики [святого Мартина] до городской церкви с исключительной щедростью собственноручно разбрасывал золото и серебро собравшемуся народу. И с этого дня он именовался консулом или Августом. Из Тура он приехал в Париж и сделал его резиденцией своего королевства. Туда же прибыл к нему и Теодорих [13,с. 60]. В последующие годы Хлодвиг уничтожил самостоятельность государства среднерейнских франков с центром в Кельне. Остальные мелкие государства салических франков он также присоединил к своему королевству, не стесняясь при этом в выборе средств. В последние годы своего правления он захватил области или мелкие королевства рейнских тюрингов, варнов и западных герулов. Тем самым на левом берегу Рейна не осталось независимых территорий помимо государства Хлодвига. В 511 г. Хлодвиг умер в Париже, куда он вскоре после возвращения из Тура в 508 г. перенес свою резиденцию. Франкское государство было одним из самых сильных образований, возникшем на обломках Западной Римской империи. Этому есть ряд объяснений. Близкое соседство с римским населением благоприятно сказалось на культуре франков. А также своевременное появление на исторической арене такой личности как Хлодвиг. За время своего правления он значительно расширил территорию государства франков, а также завоевал авторитет своей стране. Хлодвиг добился признания себя королем от византийского императора. Немаловажным шагом было и принятие христианства Хлодвигом. В общем, этого короля можно охарактеризовать как деятельного политика и талантливого военачальника, хотя зачастую весьма жестокого, что он продемонстрировал в последние годы своего правления, расправляясь со своими родственниками в борьбе за власть. После смерти Хлодвиг разделил свое государство между своими сыновьями, о чем пойдет речь в следующей главе.

Рекомендуем прочесть:  Тариф На Водоотведение В Московской Области На 2022 Год

Одним из самых грозных и воинственных государств, которое образовалось на обломках Римской империи, было государство франков. Впоследствии, благодаря многочисленным завоеваниям франкских вождей и королей, это государство станет самым крупным и могущественным в Западной Европе. Однако, не будем торопить события и рассмотрим историю государства франков Меровингской эпохи постепенно. В данной главе мы рассмотрим начальный этап франкской истории и предпосылки возникновения Франкского государства. На вопрос о происхождении франков и первоначальном составе их племенного союза в настоящее время еще нельзя дать удовлетворительного ответа. С одной стороны, этот новый племенной союз был объединением частей или, вернее, осколков прежних мелких племен, живших по правому берегу Рейна, с другой стороны, к франкам стремились примкнуть и отделившиеся от своих племен объединения дружин мореходцев с Северного моря, что им и удалось. В ранний период у франков не было даже единой строго определившейся власти: вплоть до V века ещё сохраняются названия отдельных племён, части которых объединились в племенной союз франков. Не совсем понятно происхождение термина «франки». Исследователи до сих пор расходятся в трактовке этимологии этого имени. Одни ученые производят его от frakkr-отважные, другие от franca-свободные, бродячие [10, c. 32]. Впервые франки упоминаются в римских источниках в связи с событиями середины III века. Воинственные племена начинают совершать набеги и захватывать новые земли в бассейне Шельды. Постепенно франкские племена отваживаются и на более далекие походы. В 50-е гг. III века франки прошли по Галлии, Испании и, захватив корабли, переправились даже в римскую Северную Африку. Примерно в 70-е гг. того же века франкам вновь удалось ворваться в Галлию, однако они были выбиты оттуда римлянами. В начале IV века франки нападали на Галлию и на побережье Британии, пока император Константин Великий на некоторое время не обезопасил римские границы от их нашествий. Следует отметить тот факт, что в это время целью нападений франкских племен был не захват собственно территорий Римской империи, а захват богатой добычи. По существу, это были грабительские набеги. Правда, франки не всегда выступали по отношению к Римской империи как враги, но и как союзники. Например, они были в армии сепаратной Галльской империи, существовавшей в 258-273 годах во время апогея политического кризиса Римской империи 3 века. А в конце III века на территории Северной римской Галлии появились первые поселения франков на правах летов. Ими стали военнопленные, которые получали земельные наделы от императора без права отчуждения и были обязаны давать рекрутов в римскую армию. С середины IV века возобновляются вторжения франков на территорию Галлии. Однако теперь их главной целью был захват земель для того, чтобы их затем обрабатывать. Не имея возможности справиться с натиском франков, римские императоры были вынуждены официально разрешить расселиться в междуречье Шельды и Мааса и в левобережье Среднего Рейна с условием защищать эти земли от нашествия других варварских племён. За обязательство охранять определенный отрезок римской границы они получали деньги или продукты питания. Таким образом, часть франков осела на землях Галлии, получив их на правах федератов. У римских императоров не было другого выхода, кроме как использовать одних варваров в борьбе с другими, поэтому с рядом племён заключался союз, и они превращались в римских военнообязанных. Такие федераты сохраняли свои порядки и своих предводителей. Постепенно военачальники франкского происхождения вливались в правящие круги римской элиты [15, с. 78-79].Однако отношения между германцами и галло-римлянами были довольно напряженные. Зачастую германские воины презирали галло-римлян, считая их изнеженными и трусливыми. А последние, в свою очередь, относились к варварам с плохо скрываемым презрением: «…Раз живу я средь полчищ волосатых, принужденный терпеть германский говор и хвалить, улыбаясь против воли, песенки обожравшихся бургундов, волоса умастивших тухлым жиром. Хочешь знать, что стихам моим мешает?» Так писал о своей жизни в окружении германцев римский аристократ Аполлинарий Сидоний [1, с. 18-19].Франки достаточно длительное время поддерживали императоров Римской империи. В V веке среди варваров четко определяются две группы, разделенные, словно стеной, Шарбоньерскими лесами, протянувшимися от Северного Брабанта к Верхнему Камбрезису. Это группа северных племен, составлявшая несомненное большинство в южной части нынешней территории Нидерландов, в северной половине Бельгии и в северной Франции, где с этих пор и для большей части перечисленных областей навсегда их язык стал господствующим, и группа восточных племен, которая на долгое время обосновалась на берегах Рейна против Кёльна и предпринимала разрушительные набеги по течению Мозеля в направлении Трира и его несметных богатств. В результате восточные племена осели на левобережных плато — в некоторых случаях на основе заключенного с Римом соглашения, а в других — путем вооруженного захвата. К середине века эти “рейнские” франки объединились в рамках единого королевства с центром в Кёльне, с резиденцией в преторском дворце имперских легатов. В отличие от них, северные франки, которые с IV века получили название “салических” (возможно, потому, что среди них господствовала семейная группа выходцев из Салланда — местности между Вехтом и Исселем к юго-западу от Зюйдерзее), в V веке были раздроблены по многочисленным мелким княжествам, структуры которых выполняли главным образом военные функции. Эти малые королевства были связаны между собой рядом матримониальных союзов, распространявших лишь на несколько родов право ношения длинной шевелюры и возможность передачи от отца к сыну атрибутов власти вождя. У них, как и у рейнских франков, один из сыновей короля, имя которого, как и полагается тотему, подбиралось при рождении из числа принятых в данном роду и звучащих как обещание предстоящих побед мужественному воину, наследует своему отцу в день, когда дружинники поднимают его на щите и провозглашают королем [8, с. 54-55]. Салические франки оказались более активными: около 410 г. они уже продвинулись из Токсандрии до Турне; между 450 и 460 гг. захватили Камбре и вскоре после этого достигли Соммы, где они до 486 г. граничили с осколком империи-государством Сиагрия. К середине V века среднерейнские франки окончательно заняли Кёльн, а около 470 г. и Трир оказался полностью в их власти[7, с. 136-137]. В 458 г. в панегирике императору Майориану Аполлинарий Сидоний описывает франков следующим образом: «С макушки их рыжеватые волосы падают на лоб, а обнаженный затылок сияет, потеряв свой покров. У них светлые глаза серо-голубого оттенка. Они чисто выбриты и вместо бороды носят редкие усы, за которыми прилежно ухаживают, расчесывая их гребнем. Тесная одежда облегает стройное тело мужчин; одежда высоко подобрана, настолько, что видны колени, широкий пояс охватывает их узкую талию. Они развлекаются тем, что бросают двулезвенные топоры на большое расстояние, заранее предрекая, где они упадут, размахивают щитами, прыжками опережают брошенные ими копья, чтобы таким образом первыми достигнуть врага. Их любовь к войне возникает уже в юном возрасте. Если они оказываются побежденными в результате превосходящих сил врага или неблагоприятной местности, то падают жертвой смерти, а не страха. Пока они не побеждены, они стоят непоколебимо, и их мужество длится едва ли не дольше, чем их жизнь.» [17 с.238-253]. Хотя в общем и целом эта характеристика положительна, тем не менее во введении Аполлинарий Сидоний называет их «чудовищами». Панегиристы IV века подчеркивают в первую очередь дикость франков, и даже Сальвиан из Массилии, чьи суждения о германцах в общем благоприятны, называет франков вероломными и лживыми [21]. Однако между франками и римлянами продолжали действовать условия договора, к тому же этот временный союз продолжал своё существование, поскольку обеим сторонам грозила опасность в лице саксов и вестготов. В 463 году франки под командой короля Хильдериха вместе с римскими подразделениями Эгидия отразили под Орлеаном нападение вестготов [11, с.238]. Осенью 464 года Эгидий умер, и командование перешло к комиту Павлу. В 469 году римляне и франки вновь отразили нападение вестготов. В том же или в следующем году саксы во главе со своим племенным вождем Одоакрием вторглись в Бретань и осадили город Анжер. Нападения саксов вновь были отражены, однако в сражении пал Павел. Его преемником стал сын Эгидия Сиагрий, который был ещё слишком юн, чтобы командовать армией. Все эти события нашли отражение в труде Григория Турского: «И вот Хильдерик вел войну под Орлеаном, а Одоакр с саксами выступил против Анжера . Тогда сильная эпидемия чумы покосила народ. Умер также и Эгидий, оставивший сына по имени Сиагрий. После смерти Эгидия Одоакр получил заложников из Анжера и других мест. Бретоны, изгнанные готами из Буржа, многих своих оставили убитыми около деревни Деоль. Но Павел, римский военачальник, с помощью римлян и франков выступил против готов и унес с поля боя богатую добычу. Когда же Одоакр пришел в Анжер, то туда на следующий день подошел король Хильдерик и, после того как был убит Павел захватил город. В тот день от сильного пожара сгорел епископский дом.» [13, с. 45]. В 481(482?) году власть от Хельдериха перешла по наследству к его сыну Хлодвигу. В то время он не являлся единственным королём франков, кроме него существовали еще не меньше трёх королей. Хотя, мы уже можем предположить, что ко времени правления короля Хильдериха родоплеменной строй у франков полностью разложился. Власть военных вождей-конунгов превратилась в постоянную королевскую власть, хотя королевство еще не было единым. Процесс возникновения Франкского государства начался.

Рекомендуем прочесть:  Прокладка Сети Интернет Косгу 2022

Почему королевство франков оказалось более прочным, чем другие (см

Судить о том, насколько сильно зашел процесс разрозненности регионов государства франков можно по тому факту, что после Хлодвига все части королевства объединялись вместе под одним началом всего 3 раза — младшим сыном Хлодвига Хлотарем 1 (в 558–561 гг.), его правнуком Хлотарем 2 (в 613–629 гг.) и праправнуком Дагобертом 1 (в 629–639 гг.).

В начале 8 века активизировались соседи франков — германские племена (саксы, фризы алллеманы), Аварский каганат, а с юга вторгаются арабы, которые к этому времени захватили Пиренейский полуостров, разгромив королевство Вестготов.

Франкское государство

Феодальная вотчина. (сеньория). Феодальное поместье. Существовала несколько типов. Выделяет вотчину двух основных типов: имения, делившегося на домены и держания мелких землевладельцев; вилл, состоявших из мелких держаний. Причем вотчина в разных областях франкского государства была разной. Иногда она совпадала с деревней, иногда нет. Сейчас пришли к выводу, что существование свободных земледельцев и вотчины не взаимоисключающее явление, особенно в том регионе, где формировалось франкское государство. Источниками для изучения крупной феодальной вотчины каролингского периода являются полиптики, капитулярии, картулярии. Вотчина – это организация для эксплуатации зависимого крестьянства. Обычно делилась на домен (господская земля), и наделы крестьян (мансы в западной части франкского государства, гуфы – в восточной, колоники – на юге). Причем, наделы были тяглыми, свободными (ингенуильные), литские, рабские (сервильные). Крестьяне по своему положению делились на 3 группы – колонов, литов, рабов. Характер хозяйства вотчины был натуральным, хотя некоторые исследователи (А. Допш, М. Блок, др.) считают, что все-таки и это время товарно-денежные отношения существовали. Т.е. при существовании значительных натуральных поборов были и небольшие денежные. Крестьяне своему сеньору уплачивали чинш, различные баналитетные платежи, натурой оброк, отработки, десятина и т.д. Основной формой светского держания был феод, передавался по наследству от отца к старшему сыну по закону старшинства на особых условиях. Была установлена и иерархия ленных связей. По Керсийскому капитулярию 877 г. было сказано, что официально признается наследственность графской должности. Император, король, герцог, маркграф (маркиз), граф, вицеграф (виконт), барон, рыцарь.

Процесс феодализации. К концу VIII-началу IX вв. можно говорить о складывании феодального строя во франкском государстве. Одним из самых распространенных способов втягивания свободного крестьянства в зависимость еще при Меровингах являлась практика передачи земли в прекарий (precaria). Прекарий – это условное земельное держание, которое крупный собственник передает во временное пользование (иногда на несколько лет, иногда пожизненно). За это нужно нести оброк и барщину. Существовало несколько видов прекариев. Precaria data – предоставление вотчинником своей земли держателю. В VIII в. земледельцы нередко передавали свои наделы монастырям, светским сеньорам, а затем получали их на правах прекария (precaria oblate) – возвращенный прекарий. Иногда крестьянин завещал свой монастырю и за это получал во владении участок монастырской земли. Обоими наделами он пользовался пожизненно, а после его смерти они (участки) отходили к монастырю. Этот вид прекария назывался precarium remuneratorium — прекарий с вознаграждением. Видимо, прекарий зачастую совмещался с коммендацией, так что держатель земли оказывался таким путем и в личной зависимости от вотчинника. Процесс концентрации власти в руках магнатов привел к тому, что короли будучи не в силах препятствовать этому процессу, были вынуждены санкционировать его путем специальных пожалований , т.н. иммунитет. Запрещалось должностным лицам вступать на территорию, принадлежащую тому или иному магнату, для выполнения на ней каких-либо судебных, административных, полицейских, или фискальных функций. Все эти функции передавались магнатам и их помощникам. Иммунитет способствовал усилению независимости феодалов от центральной власти. Росту политической самостоятельности феодалов способствовало и развитие вассальных отношений. Вассал обязывался служить своему сеньору, становясь его человеком. (hommo – оммаж), а сеньор должен был защищать вассала. В 847 г. внук Карла Великого Карл Лысый в Мерсийской капитулярии постановил – «чтобы каждый свободный человек выбрал себе сеньора». Так был узаконен вассалитет.

Мария Антонова
Оцените автора