Вовлечение В Хозяйственный Оборот Земельных Участков

Содержание

Вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот

Потенциально плодородные участки, способные приносить постоянный доход, у нас почему-то зарастают бурьяном, как говорят специалисты, деградируют. Казалось бы, вовлечением их в севооборот должны активно интересоваться руководители сельхозпредприятий. Больше обрабатываемой земли — больше доход. Однако на деле все не так просто. Чаще всего интерес приходится подогревать. А то и вовсе навязывать.

В соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2022 г. N 148н (далее — Инструкция) земельные участки, не относящиеся к имуществу казны, могут учитываться на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы». В пункте 28 Инструкции определены условия, при которых непроизведенные активы должны отражаться в учете.

Вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот

В соответствии с Законом Тамбовской области от 27.10.2022 N 241-З «Об управлении государственной собственностью Тамбовской области» (в редакции от 04.06.2022) и Законом Тамбовской области от 05.12.2022 N 303-З «О государственной инвестиционной политике Тамбовской области и государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области» постановляю:

И земельный налог, и арендная плата за использование земельных участков имеют общую рентную сущность, однако выражают разные экономические отношения. Земельный налог, будучи местным налогом, выражает отношения между государством и земельным собственником или землепользователем, основывающиеся на властном подчинении собственника воле государства.

Целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Череповецком муниципальном районе на 2022-2022 годы»

Перечень объектов, по которым отсутствует проектно-сметная документация, приведен ниже:

  • Реконструкция незавершенного строительством здания аквапарка под физкультурно-оздоровительный комплекс в п. Тоншалово;
  • Детский сад в п. Суда;

Объем средств, запланированный на строительство объектов по источникам финансирования, представлен в приложении 9.

Для того, чтобы сформировать земельный участок на торги, необходимо определить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, размер платы за подключение и провести работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. В настоящее время существующие инженерные коммуникации района не обеспечивают потребности существующих объектов, не говоря уже о том, что без проведения соответствующей реконструкции, модернизации или введения новых мощностей невозможно говорить о дальнейшем развитии района.

Вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот

Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков 1.

Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков 1. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных

Вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот

В целях повышения эффективности использования земельных ресурсов, прежде всего для целей жилищного строительства и размещения социальных объектов, МУГИСО продолжает наращивать темпы выявления и вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых участков.

В 2022 году специалисты министерства строительства провели тщательный мониторинг фактического использования земли более 1000 участков и направили в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС) 8 ходатайств о возможности вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Типовые образцы договоров, документов и других деловых бумаг, своды законов и кодексов, сборник нормативов и стандартов, каталог бизнес-планов и идей, рейтинг банков России

Минфин предлагает не штрафовать малый бизнес за первое нарушение
Министр финансов Антон Силуанов предложил не применять штрафы в отношении предпринимателей, если это их первое нарушение. Он также пообещал повысить порог льготного кредитования малого бизнеса до 2 млрд руб.

Швеция намерена обложить налогом банки из-за военной угрозы РоSSии
Новый налог позволит к 2022 году пополнить казну на более 500 млн долларов. Фото: kompravda.eu Власти Швеции в связи с наращиванием военного присутствия РоSSии в Балтийском море хотят ввести новый налог для банков, который позволит пополнить казну.

Вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот

№ 02-14-10a/1406 порадовало многих бухгалтеров, ломавших голову над учетом земельных участков. При решении вопроса об отражении в учете стоимости земельного участка необходимо руководствоваться не только Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2022 г.

— одна из приоритетных задач для Гомельщины. Корреспондент “ГП” принял участие в проверке землеустроительной службой облисполкома сельскохозяйственных земель Буда-Кошелевского района. Расширение посевных площадей — основная цель государ­ственной земельной политики в Беларуси.

Законодательная база Российской Федерации

ДОМ.РФ регулярно проводит открытые торги земельными участками и объектами недвижимости. Их покупателями или арендаторами становятся девелоперы в рамках проектов точечного или комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства.

До 2022 года госкомпания намерена вовлечь в оборот строительной отрасли 13,5 тыс. гектаров неиспользуемых или неэффективно используемых земельных участков. Огни могут стать стройплощадками для возведения до 65 млн кв. м. жилья.

Рекомендуем прочесть:  Что означает статус репрессированые и почему за это прибавка к пенсии

Учесть земельный участок

Налогообложение
Налог на имущество. Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не облагают налогом на имущество (п. 4 ст. 374 НК РФ). Это относится и к имуществу, которое принадлежит на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Земельный налог. Плательщики земельного налога — организации и физические лица, обладающие участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Это относится к объектам, принадлежащим на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Не признают плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Основанием для взимания земельного налога является наличие у плательщика правоустанавливающих документов на землю (письмо Минфина России от 20 июля 2022 г. N 03-05-05-02/39).
Заметим, не являются объектом налогообложения:
1) участки, изъятые из оборота;
2) земли, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В письме Минэкономразвития России от 24 июля 2022 г. N Д23-2429 чиновники указали: участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов, в соответствии с градостроительными регламентами могут иметь вид разрешенного использования — для обеспечения обороны и безопасности и должны эксплуатироваться в соответствии с этим видом разрешенного использования. Вместе с тем участки, принадлежащие организациям, чьей профильной деятельностью не является выполнение работ по государственному оборонному заказу, могут быть признаны объектами налогообложения. Следует также заметить, что земельные участки, которые предоставлены федеральным государственным учреждениям здравоохранения — центрам гигиены и эпидемиологии — в постоянное (бессрочное) пользование и на которых они в соответствии со своим уставом осуществляют работы по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического контроля, являются ограниченными в обороте как предоставленные для обеспечения безопасности. Значит, они не являются объектом обложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 20 июля 2022 г. N 03-05-05-02/39);
4) земельные участки из состава земель лесного фонда. Согласно статье 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относят лесные земли2 и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса). Поэтому лесной участок, входящий в состав земель лесного фонда, не должен признаваться объектом обложения земельным налогом на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса, а организация, которой предоставлен лесной участок, не должна признаваться плательщиком земельного налога в отношении этого участка (письмо Минфина России от 1 марта 2022 г. N 03-05-05-02/10).
5) земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Бюджетный учет
В соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2022 г. N 148н (далее — Инструкция) земельные участки, не относящиеся к имуществу казны, могут учитываться на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы». В пункте 28 Инструкции определены условия, при которых непроизведенные активы должны отражаться в учете. Рассмотрим их.
1. Активы должны использоваться в деятельности учреждения. В рассматриваемой ситуации земельный участок соответствует этому условию.
2. Права собственности на активы должны быть установлены и законодательно закреплены. В рассматриваемой ситуации это условие выполняется, что подтверждено документами, удостоверяющими регистрацию прав собственности 1 , постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также решением о передаче участка.
Напомним, имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное им, принадлежит учреждению на праве оперативного управления (ст. 120, 296 ГК РФ). Наряду с этим предусмотрена отдельная норма о передаче земельных участков, находящихся в госсобственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Оно предоставляется учреждению на основании решения госоргана, уполномоченного предоставлять земельные участки в пользование (ст. 268 ГК РФ). Передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям предусмотрена и статьей 20 Земельного кодекса. Значит, учреждение не является собственником активов, учитываемых на его балансе. Активы могут принадлежать учреждению лишь на праве оперативного управления (праве постоянного (бессрочного) пользования).
Еще один момент. Земельные участки могут учитываться только по бюджетной деятельности на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы», а в отношении земли, относящейся к казне, на счете 0 108 04 000 «Непроизведенные активы в составе имущества казны». Следовательно, второе условие, установленное пунктом 28 Инструкции, предполагает документальное оформление права собственности на конкретный земельный участок соответствующим публично-правовым образованием, а не наличие права собственности на землю у балансодержателя участка (учреждения).
3. Активы должны быть вовлечены в экономический (хозяйственный) оборот. По нашему мнению, понятие вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот должно рассматриваться в свете положений статьи 129 Гражданского кодекса. Она определяет оборотоспособность объектов гражданских прав, к которым относятся земля и другие природные ресурсы (ст. 128 ГК РФ). Под оборотом земельных участков понимают их отчуждение или переход от одного лица к другому.
Ограничения оборотоспособности земельных участков определены статьей 27 Земельного кодекса. Данной нормой установлено, что земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Вовлечением участков в хозяйственный оборот, по нашему мнению, является их:
— приобретение;
— безвозмездное получение от других бюджетов, государственных и муниципальных организаций других бюджетов, негосударственных организаций;
— продажа;
передача другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.
Передача в постоянное (бессрочное) пользование в этот список не входит.
Заметим, Минфин России в рамках разъяснения положений утратившей силу Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2022 г. N 25н, также указывал, что постановке на учет подлежат только те участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом имеется право распоряжения (письмо Минфина России от 26 мая 2022 г. N 02-14-10а/1406). А граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе ими распоряжаться (п. 4 ст. 20 Земельного кодекса).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации речь не идет о вовлечении участка в экономический (хозяйственный) оборот. Ведь его передача учреждению не связана с переходом права собственности на землю.
Проанализировав ситуацию, получаем: участок, полученный учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, не подлежит учету на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы». Следовательно, Инвентарная карточка учета основных средств (форма 0504031) по данному объекту не ведется.
Однако согласно пункту 263 Инструкции учреждения могут вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения управленческого учета. Поэтому не возбраняется учитывать участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, на введенном дополнительном забалансовом счете. В режиме указанных счетов также нужно предусмотреть возможность учета участков, по которым отсутствует кадастровая стоимость.

Рекомендуем прочесть:  В Каком Разделе Списка№2 Указаны Мастера И Прорабы Строительных Работ

В Чувашии обсудили вовлечение свободных земельных участков в хозяйственный оборот

3 июля Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Иван Моторин провел заседание Правительственной комиссии по контролю за эффективностью управления государственным имуществом Чувашской Республики. В работе комиссии приняли участие представители органов исполнительной власти и органов местного самоуправления республики.

Министр имущественных и земельных отношений Чувашской Республики Анатолий Кузьмин доложил о ходе проведения муниципальными образованиями второго этапа инвентаризации земель на территории Чувашской Республики.

Вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков

В Тюменской области не используется 21% сельскохозяйственных угодий, значительная их часть находится в фонде перераспределения земель, приходится на невостребованные земельные доли граждан. Предложено три основных направления мероприятий, способствующих вовлечению в сельскохозяйственное производство невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков: формирование информационных ресурсов об использовании земель сельскохозяйственного назначения, перераспределение земель к более эффективным пользователям, собственникам и арендаторам и экономическое стимулирование использования земли. На основе анализа положений нормативно-правовых актов, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения, обобщены и дополнены организационно-экономические механизмы, обеспечивающие практическую реализацию данных процессов. Для своевременного выявления невостребованных земельных долей предложена организация мониторинга их оборота и использования, организация ведения дежурных карт земель, находящихся в общей долевой собственности. Предложен критерий включения административных районов в перечень муниципальных образований, в которых земельные участки могут предоставляться в безвозмездное пользование. Обоснована необходимость увеличения предельных нормативов площади земельных участков, используемых для ведения личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и более дифференцированного подхода к их установлению. Рассмотрены варианты возможных подходов к установлению предельных нормативов площади для ведения ЛПХ на основе кадастровой стоимости земельных участков и на основе фактических размеров земельных долей.

Невостребованные земельные доли , неиспользуемые земельные участки , земли сельскохозяйственного назначения , хозяйственный оборот , прекращение прав на землю , публичные торги по продаже земельных участков , экономическое стимулирование использование земли

Вовлечение В Хозяйственный Оборот Земельных Участков

Хорошие показатели по освоению ранее неиспользуемых земельных участков обеспечены Алатырским, Батыревским, Вурнарским, Канашским, Комсомольским, Красноармейским, Чебоксарским, Шемуршинским, Шумерлинским, Ядринским и Яльчикским районами.

Муниципальными образованиями в ходе проведения инвентаризации выявлено 1118 неиспользуемых земельных участков муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена площадью 586,1 га. Из них вовлечены в хозяйственный оборот 648 участков общей площадью 169,6 га (в т. ч. в 2022 году – 168 участков площадью 32,3 га): предоставлены в безвозмездное пользование 5 участков площадью 0,99 га, переданы в аренду 233 участка площадью 111,5 га, продан 241 участок площадью 35,5 га, 169 участков площадью 21,6 га предоставлены многодетным семьям. В стадии вовлечения в хозяйственный оборот (объявлен аукцион и т.д.) 102 участка площадью 20,7 га.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ВОВЛЕЧЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ И НЕИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

2 гражданами, не примкнувшими к какому-либо предприятию и не оформившими документы на участок, в основном они не обрабатываются [1]. Важным условием эффективного использования сельскохозяйственных угодий региона является вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с институциональным подходом в экономических исследованиях при разработке мероприятий, способствующих повышению эффективности использования земли, нельзя ограничиваться анализом только экономических процессов, необходимо включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы, в частности институт земельного права, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения. Объекты и методы исследования Предметом исследования являются мероприятия, обеспечивающие вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, а также правовые механизмы реализации данных процессов. Объект исследования сельскохозяйственные угодья юга Тюменской области. В методологической основе исследования диалектические методы: абстрактно-логический анализ и синтез. Результаты исследований Осуществление данных процессов вовлечения в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков основывается на реализации мероприятий по трем основным направлениям: формирование информационных ресурсов об использовании земель сельскохозяйственного назначения, перераспределение земель в пользу более эффективных пользователей, собственников и арендаторов и экономическое стимулирование использования земли. В ходе исследования обобщены и дополнены основные мероприятия и механизмы реализации процессов вовлечения невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков в сельскохозяйственное производство (табл. 1). Формирование информационных ресурсов об использовании земель сельскохозяйственного назначения. Выявление неиспользуемых земельных участков происходит в результате осуществления функций государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. Для их осуществления необходимы данные о правообладателях неиспользуемых земельных участков, которые зачастую отсутствуют в сведениях Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так как значительная часть земельных долей до сих пор не выделена в натуре. Для осуществления процедуры признания земельного участка неиспользуемым требуется установление его границ и постановка на государственный кадастровый учет. Для окончательного размежевания долевых земель необходима разработка проектов межевания земельных участков на всей территории каждого реорганизованного хозяйства, а также проведение комплексных кадастровых работ, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов земельных участков [2]. Отправная точка выявления невостребованных земельных долей первоначальные списки граждан (собственников) земельных долей, в коллективно-долевую собственность которых передавались земельные участки, ранее закрепленные за сельскохозяйственными организациями. 273

Рекомендуем прочесть:  Транспортный налог для пенсионеров в ставропольском крае

3 Таблица 1 Направления и механизмы вовлечения в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей и неиспользуемых земельных участков Направление Мероприятие Механизм реализации Выявление неиспользуемых земель Государственный земельный надзор. Муниципальный земельный контроль Выявление невостребованных земельных долей Инвентаризация списков дольщиков. Мониторинг оборота земельных долей Перераспределение земель в пользу более эффективных пользователей, собственников и арендаторов Формирование информационных ресурсов об использовании земель сельскохозяйственного назначения Экономическое стимулирование использования земли Прекращение прав на землю Предоставление прав на землю Постановка на государственный кадастровый учет всех земельных участков, находящихся в общей долевой собственности Организация ведения дежурных карт земель, находящихся в общей долевой собственности Формирование региональных реестров неиспользуемых земель с указанием их качества и иных характеристик Принудительное изъятие неиспользуемых более 3 лет земельных участков Признание права собственности муниципальных образований на невостребованные земельные доли Добровольный отказ от прав собственности на земельную долю или земельный участок Продажа принудительно изымаемых земельных участков Продажа муниципальных земельных долей Продажа либо сдача в аренду земельных участков, выделенных в счет муниципальных земельных долей Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (из фонда перераспределения земель) в собственность или аренду При отсутствии заявителей на приобретение участков в собственность или аренду предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (из фонда перераспределения земель) в безвозмездное пользование Создание условий для увеличения площади участков, используемых для ведения ЛПХ Привлечение инвесторов Возмещение затрат на проведение землеустроительных и кадастровых работ для оформления прав на земельные участки для К(Ф)Х и сельскохозяйственных организаций Субсидирование введения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий Стимулирование интеграции сельскохозяйственных предприятий для сохранения в хозяйственном обороте земель и иного имущества, ранее используемых хозяйствами, в отношении которых ведется процедура банкротства Развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции Землеустроительные работы. Комплексные кадастровые работы Межведомственное взаимодействие для обмена информацией о землях сельскохозяйственного назначения Публикация реестров на официальных сайтах администраций субъектов РФ и сайтах муниципальных районов В судебном порядке В упрощенном порядке Публичные торги по продаже земельного участка Льготные условия предоставления для организаций и К(Ф)Х, использующих земельный участок, находящийся в долевой собственности На общих основаниях через публичные торги (аукционы) Разработка регламентов оказания государственных и муниципальных услуг «Предоставление в безвозмездное пользование земельных участков для сельскохозяйственного использования, ведения К(Ф)Х и ЛПХ» Изменение земельного законодательства Формирование инвестиционных площадок Разработка комплексных целевых программ государственной поддержки сельскохозяйственного производства 274

Оборот земельных участков

Права на участки, изъятые из оборота, осуществляются исключительно государством и его уполномоченными органами. Согласно ст. 43 ЗК РФ, граждане и организации осуществляют права на землю свободно и на свое усмотрение, с учетом ограничений, установленных законодательством – для сохранения и защиты природных ресурсов и иных целей.

Правовое регулирование оборота земельных участков как объектов недвижимости в России начинается с закрепления прав на общинное, вотчинное, и помещичье владение. До 1917 г. отношения по землеустройству и землепользованию устанавливались Гражданским уложением Свода законов Российской Империи.

Рассылка новостей журнала «Планово-экономический отдел»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

При безвозмездной передаче неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц обороты по безвозмездной передаче этого имущества не подлежат налогообложению налогами, сборами, взимаемыми в республиканский бюджет.

Вовлечение В Хозяйственный Оборот Земельных Участков

В рамках реализации Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» перед органами местного самоуправления стояли задачи по обеспечению регистрации прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности и сформированные в счет невостребованных земельных долей.

В настоящее время в районе завершена регистрация невостребованных земельных долей в собственность. Право муниципальной собственности зарегистрировано на площади 9013 га. Из них эффективным собственникам передано 7405 га (82,1%).

Мария Антонова
Оцените автора