Браконьерство административное правонарушение

Правовое регулирование охраны животного мира и пользования им регламентируется многочисленными законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами, в первую очередь Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ, устанавливающим правила охраны объектов животного мира, виды и способы пользования им, в том числе охоты и рыболовства, применения традиционных методов добывания объектов животного мира и приоритетного пользования животным миром, условия и порядок лицензирования.

Нарушением правил охоты признается охота, осуществляемая лицом, не обладающим правом на охоту либо не отвечающим иным установленным законом требованиям, нахождение в охотничьих угодьях с охотничьим оружием, собаками или ловчими птицами без разрешения, добыча большего, чем предусмотрено разрешением, количества животных либо нарушение иных условий лицензии. Нарушение правил рыболовства имеет место в случае добычи водных биоресурсов без надлежащего разрешения на лов рыбы и добычу морских животных в промышленных, научных, контрольных и рыбоводных целях, при несоблюдении условий разрешения по предмету, объему, при применении орудий лова, не указанных в соответствующих правилах, либо в случае лицензионного лова, добычи рыбы лицом по чужой лицензии, в случае отсутствия регистрации лицензии на данной территории.

Браконьерство административное правонарушение

Статья 59 Федерального закона «О животном мире» устанавливает, что незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция, а также орудия незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством РФ.

7. Осуществление других видов пользования животным миром — это (помимо охоты и рыболовства) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира: почвообразователей, естественных санитаров леса, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, которая допускается только по разрешению специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования животного мира и среды обитания, например для изъятия находящихся под угрозой исчезновения животных с целью искусственного разведения в неволе и т.п.

Браконьерство административное правонарушение

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием —

Постановлением от 23.11.2022 N 519 по делу об административном правонарушении общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 160 000 руб.

Вступившее в силу постановление судьи о конфискации вещи исполняется только судебным приставом-исполнителем в порядке исполнительного производства. Конфискованное судно впоследствии реализуется. П. 11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 устанавливает, что за административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, дополнительное наказание в виде конфискации может быть назначено лишь в случае нарушения правил добычи (вылова) водных биоресурсов и в отношении тех орудий, которые использовались при незаконной добыче (вылове).
Выводы о необходимости применения конфискации либо о неприменении к виновному лицу должны быть мотивированы судьей в постановлении о привлечении лица к административной ответственности.
При этом следует иметь в виду, что в силу части 2 статьи 3.7 КоАП РФ конфискация дозволенных орудий рыболовства не может быть применена к правонарушителям — физическим лицам (как имеющим, так и не имеющим статуса индивидуального предпринимателя), если на основании имеющихся в материалах дела фактических данных, а также представленных в судебное заседание доказательств будет установлено, что рыболовство для этих лиц является основным законным источником средств к существованию.

Рекомендуем прочесть:  Что Положено За 3 Ребенка В 2022 В Кемеровской

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанного органа, вправе:
1) руководитель Росрыболовства, его заместители;
2) руководители структурных подразделений Росрыболовства, их заместители;
3) руководители территориальных органов Росрыболовства, их заместители;
4) начальники отделов, заместители начальников отделов, главные и старшие государственные инспектора территориальных органов Росрыболовства.

  • Нарушение правил охоты.
    Штраф: 500 — 4 000 руб. + возможна конфискация оружия либо лишение права на охоту до 2 лет (ст.8.37 ч.1).
    Штраф для лиц, занимающих должности: 25 000 — 35 000 руб. + возможна конфискация оружия.
  • Неоднократное нарушение правил охоты.
    Штраф: 4 000 — 5 000 руб.+ возможна конфискация оружия либо лишение права на охоту до 1- 3 лет (ст.8.37 ч.1.1).
    Штраф для должностных лиц: 35 000 — 50 000 руб. + возможна конфискация оружия.
  • Нарушение сроков охоты и охота неразрешенными видами оружия.
    Для граждан: лишение права на охоту до 1 — 2 лет (ст.8.37 ч.1.2).
    Для должностных лиц штраф: 35 000 — 50 000 руб. + возможна конфискация оружия.
  • Непредставление путевки, разрешения или лицензии.
    Для граждан: лишение права на охоту до 1 — 2 лет (ст.8.37 ч.1.3).
    Для должностных лиц штраф: 25 000 — 40 000 руб. + возможна конфискация оружия.
  • Нарушение правил пользования объектами животного мира.
    Для граждан: 500 — 1 000 руб. + возможна конфискация оружия (ст.8.37 ч.3).
    Для должностных лиц: 2 500 — 5 000 руб. + возможна конфискация оружия.
    Для юрлиц: 50 000 — 100 000 руб. + возможна конфискация оружия.

Свежую информацию о новых штрафах и наказаниях за нарушение правил охоты всегда можно узнать непосредственно из КоАП РФ и УК РФ. В КоАП РФ нет поименного списка штрафов за каждое конкретное нарушение, но есть общие формулировки, под которые попадают конкретные нарушения. Например, мера ответственности за охоту без лицензии на утку, или бобра, не предусмотрена, но есть общая статья — нарушение правил охоты.

Задачей Кодекса об административных правонарушениях является охрана прав и свобод граждан, конституционного строя, собственности, прав и интересов предприятий, учреждений, организаций, установление правопорядка, укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание у граждан уважения к Конституции и других законов РФ, уважения достоинства и чести других граждан, выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

Кодекс об административных правонарушениях РФ это центральный документ, который устанавливает нормы административного права. Он содержит перечень административных правонарушений и устанавливает меры ответственности за их совершение, состоящий из 5 разделов и 32 глав, имеющий следующую структуру:

Статья КоАП РФ

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием —

2. Юридическими лицами и гражданами в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (ч. 1 ст. 34).

Рекомендуем прочесть:  Спб гос учреждение юстиции "городское бюро регистрации прав на недвижимость аббревиатура

Состав административного правонарушения необходимо отграничивать и от преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов). Уголовная ответственность наступает, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба и другими квалифицирующими данное преступление признаками.

11. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов — о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи (ст. 23.10 КоАП РФ); органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (в части административных правонарушений, совершенных на указанной территории, — ст. 23.25 КоАП РФ); по ч. ч. 1, 1.1 и 3 ст. 8.37 КоАП РФ — должностными лицами органов, осуществляющих в пределах своей компетенции функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 23.26 КоАП РФ); по ч. ч. 2 и 3 — органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27 КоАП РФ); по ч. 3 — органов государственного экологического контроля (ст. 23.29 КоАП РФ), а также судьями в случае передачи им на рассмотрение подобных дел (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

1-3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Добыча и оборот животных, принадлежащих к видам из Красной книги, а также находящихся под охраной международных договоров, карается наказанием в виде до 480 часов обязательных работ, или до двух лет исправительных работ, или до трех лет принудительных работ со штрафом до 1 млн. рублей либо в размере з/п или иного дохода за период до двух лет.

— либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере от 500 000 до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.

Штрафы за браконьерство в 2022 году

Штрафные санкции и прочие виды покарания установлены для того, чтобы лица не выявляли желаний заниматься браконьерством. Поэтому, при желании поохотиться, охотник обязан взять с собой нужные документы (лицензии), и не убивать диких зверей, вписанных в Красную книгу.

  1. Охота или вылов рыбы во время размножения зверей или рыб.
  2. Охота без выданного охотничьего удостоверения.
  3. Превышение порога добычи, утвержденного законодательными актами.
  4. Применение запрещенных средств для охотничьей деятельности и атрибутов для рыболовства.
  5. Охота или добывание рыбы при помощи транспортных средств.
  6. Отстрел зверей, отмеченных в Красной книге.
Рекомендуем прочесть:  Генетический Анализ Днк Предки Цена

Браконьерство административное правонарушение

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Часть 1 статьи 258 УК РФНезаконная охота, если это деяние совершено:

  • а) с причинением крупного ущерба;
  • б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
  • в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
  • г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Уголовный закон не выделяет частные и арендованные водоёмы из общего понятия среды, в которой обитали незаконно выловленные организмы, однако учёные-юристы, консультанты судов и судьи считают, что в случае, когда лицо занималось тайной ловлей на специальном водоёме, где рыбу разводят, то имеет место преступление, за которое предусмотрено наказание не по ст. 256, а по ст.158 УК РФ (кража), поскольку происходит не в прямом смысле незаконное добывание водных биологических ресурсов, а хищение рыбы, разводимой собственником (арендатором). Например, в 2022 году в городе Георгиевске Ставропольского края гражданин Макогонюк А. В. был осуждён по ст. 158 УК РФ за незаконный вылов рыбы из частного водоёма.

За браконьерство на воде в России предусмотрена уголовная ответственность по ст. 256 УК РФ. Согласно данной норме незаконная добыча, или вылов, водных биологических ресурсов – это рыбная ловля и добыча иных водных организмов, в т. ч. ценных животных, совершённая с нарушением установленных правил. Даже рыболовство с обычной электроудочкой подпадает под ст. 256 УК РФ. В соответствии со ст. 151 УПК РФ дознание по данным фактам может осуществляться органами пограничной службы ФСБ, если деяние было ими выявлено. В иных случаях дознание либо административное расследование проводится органами внутренних дел.

Ответственность за браконьерство – уголовная и административная

Наказание за применение спецтехники, или же рубку и повреждение в лесопарковых зонах предусматривают больший размер наказания, а также конфискацию незаконной продукции полученной в ходе такового природопользования и могут включать также конфискацию предметов труда. Также в порядке, предусмотренном КоАП РФ карается и оборот заведомо незаконно полученной древесины.

Наказание административного характера в таком случае будет зависеть от использования спецтехники или её отсутствия. Без применения спецтехники штраф за лесное браконьерство составляет от 3 до 4 тыс. рублей для граждан, от 20 до 40 тыс. рублей для должностных лиц и от 200 до 300 тыс. рублей для юридических лиц.

Мария Антонова
Оцените автора