Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Кратко Школьные Знания

Содержание

Урок по всеобщей истории по теме: Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

Признаки капитализма:

  • товарно-денежные отношения, машинный труд;
  • наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;
  • буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта развития, которые открывали путь для “европейского чуда”.

Образовательное учреждение начального профессионального образования

Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, Жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности. Повышение качества жизни, принцип самообеспечения, изменения в обыденном сознании. Складывание новой системы ценностей.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Кратко Школьные Знания

Уходящий век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационализации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Кумулятивным фактором процесса объединения, или как его часто называют процесса конвергенции (слияния), стали две НТР, которые не только необычайно увеличили хозяйственный потенциал человеческого общества, но и связали воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаимопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур, в том числе и на более высоком уровне — цивилизаций Запада, Востока и Юга. Тенденция к сближению пробивалась через драматические военно-политические катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, бесчисленные региональные конфликты, блоковое противостояние), жесточайшие экономические кризисы и т.д. И лишь с середины нашего столетия сближение становится необратимой реальностью. Вторая половина века ознаменована ускорением процесса интернационализации, что, в частности, проявилось в таких событиях, как крушение колониальной системы, окончание «холодной войны», а затем и разрушение системы блокового противостояния. Сегодня все страны мира поставлены перед глобальными проблемами, от эффективного решения которых зависит само выживание человеческой цивилизации.
Противоречия мирового развития в XX в. отразились в духовной сфере, свидетельством чего может служить, в частности, широкое распространение антигуманных, по своей сути антикультурных концепций, доктрин, направлений. Однако это вовсе не дает основания для вывода о деградации культуры в целом, об отсутствии всякой перспективы в направлении духовного самоусовершенствования человечества. Действительно, появление новых отраслей творчества, усиление его диверсификации, что также связанно с достижениями НТР, вовсе не свидетельствует о забвении вечных гуманистических ценностей культуры, созданных человеком. Напротив, традиционными, а также и новыми средствами культура призвана сегодня противодействовать вполне реальным глобальным угрозам жизни на планете. При этом мы убеждены, что только в опоре на вечные гуманистические ценности человечество способно решить глобальные проблемы, такие, как в отдаленном и недавнем прошлом оно оказалось в состоянии преодолеть негативные последствия собственного развития.

XIX в. был веком формирования индустриальной цивилизации. Конец XIX — начало XX вв. ознаменовался второй научно-технической революцией (НТР), давшей миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, конвейерную систему производства и другие достижения науки в техники. Безусловно, все эти и другие технические новшества оказали влияние на социально-экономическое развитие человеческого общества и его культуру.
Вторая НТР обусловила существенные изменения в материально-технической базе капиталистического общества, приведшие к переходу капитализма свободной конкуренции к монополистическому.
Социально-экономические факторы в любую эпоху имели важное значение для развития культуры, в свою очередь уровень развития культуры влип. на экономику, политику.
На вопрос о том, каким должно быть это взаимовлияние, ученые отвечают по-разному. Так, Макс Вебер (1864-1920) в работе «Протестантская этика и дух предпринимательства’» и в других выразил свой взгляд на природу западноевропейского капитализма. Бобер доказывал, что современный развитый капитализм возник не на притоке новых денег, а в результате «приток нового духа», т. е. особой психологической настроенности людей и специфических этических правил, которые родились вместе в протестантством. С эти тезисом ученого можно согласиться. В то же время Вебер предлагает Вове выйти из сферы экономики и политики, что нам представляется невозможным. Поэтому необходимо рассмотреть, как осуществлялось взаимодействии взаимовлияние фактора хозяйственной сферы с иными сферами человеческих отношений, совокупность которых и представляет социокультурный процесс в западноевропейских странах в XX в.
Уходящее столетие было периодом существенных изменений в культу] ной жизни народов стран Западной Европы. Уже в последние десятилетия XIX в. на смену классическому капитализму, основанному на принципе максимально полной свободы действий хозяйственного субъекта в его стремлении увеличить прибыль (режим совершенного рынка), приходит капитализм монополистический, характеризующийся сокращением свободы хозяйственного субъекта, диктатом монополий, существенным усилением государственного регулирования (режим несовершенного рынка). При этом принцип максимизации прибыли остался неизменным, но процесс реализации этого принципа был поставлен под контроль монополий и государства, и эпоха экономического либерализма сменилась периодом господства монополий и этатизма, которая растянулась вплоть до конца 60-х годов XX в. (Этатизм (от франц. еtat — государство) — политика государственного вмешательства в экономическую жизнь.)
Таким образом вступление западноевропейских стран в XX в. совпало с кризисом системы экономического либерализма. Это было связано с существенными изменениями в сфере материальной культуры прежде всего под влиянием феномена научно-технической революции конца XIX — начала XX вв. Новые открытия в области различных отраслей научных знаний нашли применение в технике и технологии производства, сфере повседневного быта и т. д. НТР являлась прямым продолжением бурного развития науки, технического прогресса XIX в., индустриализации производства, придания ему все более массового, стандартизированного характера. В свою очередь прогресс в индустрии сопровождался известными изменениями в области организации производства, финансово-кредитной сферы, социальной структуры общества и др. Тенденция в сторону монополизации противоречила распространенным в то время представлениям о свободном характере хозяйственной жизни, о неограниченных творческих потенциях индивида. Эти представления уходили корнями в эпоху западноевропейского Ренессанса и Просвещения.
Кризис либерализма в экономической сфере был частным, хотя и весьма важным фактором общего кризиса либерализма как мировоззренческой основы культурологических западноевропейских концепций. Главным образом это касается гуманистического представления о роли индивида, о свободе личности, демократии, возможностях научно-технического прогресса.
Культурологические концепции. Охарактеризуем наиболее яркие культурологические концепции рассматриваемого периода. Крупнейший немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) одним из первых уловил кризисные явления в западноевропейской культуре, констатировав, что она «как бы направляется к катастрофе».
По его мнению, борьба двух начал — аполлонического (критического и рационального) и дионисийского (чувственного, иррационального) в искусстве привела в XIX в. к упадку духовной жизни, к нигилизму. Нигилизм же — прямой продукт критического, рационалистического мышления. Отсюда Ницше негативно относится к науке, считая ее источником заблуждений. Воля, как основа жизни, познается лишь с помощью искусства (т. е. чувственного, иррационального). Однако на пути воли (свободы личности) стоит мораль. По мнению философа, следует освободиться от морали и прежде всего от коллективистских ее элементов, порожденных рациональным началом. Освобожденный от общественного влияния и морали сверхчеловек — идеал Ницше. Таким образом данная концепция не только затрагивает проблему двойственности научно-технического прогресса, но и отстаивает принципы индивидуализма, свободы личности, как основных ценностей цивилизованного общества.
Идеи Ницше получили дальнейшее развитие в работах экзистенциалистов, полагающих, что техногенное общество приводит к уничтожению внутренней свободы человека, присущей ему от рождения.
Кризис гуманизма, принципа свободы личности, кризис буржуазной демократии ярко обнаружили себя в годы Первой мировой войны.
Некоторые взгляды Ницше получили развитие в концепции его соотечественника О. Шпенглера (1880-1936). Наиболее известный труд философа с весьма симптоматичным названием «Закат Европы (очерки морфологии мировой истории)» увидел свет в мае 1918 г. От Шпенглера ведется отсчет развития пессимистического взгляда на будущее западной культуры. В его работе обосновывается тезис об умирании западноевропейской цивилизации как результате победы техники над духовностью. При этом философ различает понятия культуры и цивилизации. По Шпенглеру, цивилизация — последняя фаза всякой культуры, фаза умирания (по аналогии с человеческим организмом). Вдобавок, Шпенглер одним из первым подвергает сомнению европоцентристскую концепцию как универсальную для мировой культуры.
Ученый оценивает схему европоцентризма «Древний мир — Средние века — Новое время» как бессмысленную. В творчестве Шпенглера обозначилась одна из мегатенденций в культуре XX в., а именно: понимание исторической относительности культуры.
Весьма прозорливым было отношение Шпенглера к феномену формировавшегося в то время массового духовного производства цивилизации (массовой культуры), враждебного, по его мнению, культуре.
Изгнанный из Советской России в 1922 г. крупнейший русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948) еще в 20-е гг., как и Шпенглер, констатировал глубочайший кризис западной культуры. В частности, он писал: «Мы живем в эпоху, аналогичную гибели античного мира. Все привычные категории мысли и формы самых «передовых», «прогрессивных», даже «революционных» людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего. Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни — все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человеческую от ритма природы. Машины, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фанатизм, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление нереальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения.» (Бердяев Н.А. Новое средневековье//Вестник высшей школы, 1991. № 3-4. )
Не менее тяжелый диагноз опасного кризиса ставил для западной культуры русский эмигрант, крупнейший мыслитель П. А. Сорокин» (1889-1968). Обнаруживая те же причины кризиса, Сорокин тем не менее полагал, что культура не погибнет до тех пор, пока жив человек. Критикуя пессимистов, Сорокин доказывал, что «мнимая смертная агония (имеется в виду кризис западной культуры — авт.) была не чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил». Рождение новой формы культуры (идеальной культуры), по Сорокину, возможно на основе бескорыстной любви и социальной солидарности.
( Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- М.,1992. — с.433.)
Большую роль в анализе кризиса западной культуры сыграли концепции испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, который видел ее спасение в сохранении духовных ценностей элитарной культуры, противодействии массовой, обывательской псевдокультуре.
Известное распространение среди исследователей левой ориентации получает марксистско-ленинская концепция кризиса буржуазной культуры, основанная на принципах классового подхода- к оценке всех явлений жизни общества. В. И. Ленин (1870-1924) накануне Первой мировой войны высказал предположение о фактическом распаде каждой национальной культуры империалистических стран на «две культуры» — господствующую буржуазно- аристократическую и демократическую, которая содержит более или менее развитые социалистические элементы. По сути своей данная концепция при всех ее недостатках выявила наличие не только глубокого кризиса европейской культуры, но и рассматривала его как переход к новой форме культуры. Однако ленинская концепция кризиса носила не столько научный, аналитический характер, сколько политический — выявление противников и союзников пролетариата в будущей революции, что предопределило ее ограниченность.
Таким образом можно констатировать, что крупнейшие мыслители не сомневались в наличии глубокого кризиса, поразившего западную культуру в начале XX в. Однако они по-разному определяли причины кризиса, разными были точки зрения и на пути выхода из него.
Едва ли можно отрицать, что на вершине иерархии в системе культуры XX в. достаточно прочно находится научно-техническая сфера. Это определяется решающей ролью науки в развитии техники и технологий — прежде всего мощного источника прибыли, одного из основных путей ее максимизации в системе рыночных отношений. Кроме того, научные достижения оказали существенное влияние на развитие культуры в нашем веке, изменив место и роль техники в повседневной жизни людей. Так, за первые два десятилетия XX в. в странах Запада нашли широкое применение электрическое освещение, электро- и автомобильный транспорт, бытовые электроприборы, средства связи, звукозапись, печать, фотография, кино и т.д.
Однако нельзя не согласиться с утверждением о том, что «если техника — законное достояние всей культуры, каждый народ в той или иной степени создал соответствующие своим возможностям и потребностям технические средства, то только — западноевропейская культура обогатила себя культом техники».
Как мы уже видели, многие крупнейшие мыслители отмечали этот факт, напрямую связывая технократизм, сциентистско-прагматический* тип культуры с кризисом западноевропейской цивилизации.
( Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука) — абсолютизация роли науки в истеме культуры, в духовной жизни общества.)( См.: Гвардини Р. Конец нового времени//Вопросы философии. 1990, № 4.)
Это доказывают, в частности, защитники культа техники, среди которых одним из первых был французский философ Анри Бергсон (1859-1941), кстати, удостоенный в 1927 г. Нобелевской премии по литературе как блестящий стилист. Среди его последователей можно выделить Э. Жадна, А. Дюбуа-Реймона, Ф. Дауэсса и многих других, внесших значительный вклад в формирование западноевропейского культа техники в первой половине нашего столетия.
Элитарное искусство и массовая культура. Влияние технического прогресса затронуло и сферу художественной культуры, что выразилось в возникновении новых и «модернизации» уже существовавших ее видов, революционном перевороте в области распространения художественных произведений. Решающую роль здесь сыграли изобретения радио, звука- и видеозаписи, фотографии, кинопроекции и др. Следует отметить и активное включение художественного творчества непосредственно в процесс создания предметов материальной культуры, ярким выражением чего является Дизайн. В целом можно говорить не только об увеличении разнообразия в сфере художественной культуры, но и о расширении границ искусства в рассматриваемый период. Однако, несколько упрощая образ, на наш взгляд, следует выделить два главных уровня в этой сфере культуры — высокое (элитарное) искусство и массовую культуру.
Мощный рост пласта массовой культуры был вызван прежде всего техногенными процессами в обществе, унификацией, стандартизацией условий труда и быта, достаточно быстрым ростом народонаселения и некоторыми другими факторами. Немецкий теолог Р. Гвардини (1885-1968) не без основания полагал, что в центре техногенного общества, оказывается «человек массы». Масса же — это множество людей, каждый из которых сам по себе способен к развитию, но в условиях индустриального общества они подчинены структуре и закону, функционирующим по образцу машины. Информационные системы, единая система образования стандартизируют повседневную жизнь и штампуют «людей массы»*.( См.: Гвардини Р. Конец ового времени//Вопросы философии. 1990, № 4.)
Высокая способность массовой культуры к экспансии (ее доступность, демократичность, относительная дешевизна и в то же время высокая доходность для ее создателей и пр. факторы) обусловливает напряженное состояние в ее отношениях с высокой культурой. Уже в первой половине XX в. выявились тенденции массовизации высоких форм, впрочем, как и элитаризации массовых форм культуры.
Внутри же элитарной художественной культуры «творческая и личностная» установка, уже к началу века была доведена до крайнего выражения. Ценностная оппозиция академического традиционализма и конформизма, с одной стороны, и авангардизма, с другой, — стала нормативной. Так, например, представители эстетики авангардизма есть в литературном творчестве всех западноевропейских стран, например, во Франции — это Андре Жид, в Англии — Дэвид Герберт Лоуренс и Томас Стерна Элиот, в Германии — Альфред Деблин, в Италии — Луиджи Пиранделло и Габриэль Д’Аннунцио и т.д. Их творчество отражает утрату веры в прогресс, в гармонию мироздания, в возможность ясного и разумного устройства человеческой жизни. В то же время авангардистские направления, такие, как, например экспрессионизм, создали художественную литературу, не только в новых формах вскрывавшую современные явления жизни, но и обогащавшую приемами и техникой художественную культуру.
Наряду с авангардистским или модернистским направлением в литературе сохранялось реалистическое направление, представленное творчеством широко известных литераторов (Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Ромен» Роллан, Стефан Цвейг и др.), а также более молодыми реалистами (Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон и др.).
Аналогичный процесс выделения двух основных направлений произошел и в театральном творчестве. Наряду с реалистическим театром достаточно успешно развивалось условное или экспрессионистское направление, представленное в Германии М. Рейнгардтом, Э. Пискатором и др., во Франции — объединением театральных коллективов «Картель», в Италии — Л. Пиранделло и У. Бетти.
Весьма отчетливо происходила поляризация в области изобразительного искусства и архитектуры. В первой половине XX в. развивались различные направления, такие, как кубизм, футуризм, примитивизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др. (см. § 27.2).
В музыке также прогрессирует модернистское направление, представленное экспрессионизмом, конструктивизмом, импрессионизмом.
Тенденции, развивавшиеся в культуре западноевропейских стран в первой половине XX в., получили продолжение после Второй мировой войны. Однако следует подчеркнуть, что господствующая культура, гибель которой предрекали многие культурологи в начале века, сохранила собственное ядро, хотя и вобрала в себя элементы модернистских направлений.
Несмотря на то, что научно-техническая сфера продолжает сохранять лидерство в иерархии современной культуры Запада, возникновение и чрезвычайное обострение глобальных проблем заставляют возвращаться на новом уровне к утраченным духовным ценностям.
И в то же время нельзя не обратить внимания на весьма опасное развитие на новом витке научно-технической революции тенденций дальнейшей технократизации культуры, ее массовизации и т.д.
Во всяком случае сегодня можно выделить несколько мегатенденций в современной западноевропейской культуре, определяющих не только ее нынешний облик, но и возможные пути ее развития, трансформации уже за пределами XX в. Так, не вызывает сомнения, что сегодня все более утверждается понимание исторической ограниченности современной культуры на основе отхода от европоцентризма. Весьма явным остается наличие полярных точек зрения (пессимистической и оптимистической) на будущее западноевропейской цивилизации, которые основаны на вполне реальных противоречивых по своей сути социокультурных процессах. Наконец нельзя отрицать и еще одну мегатенденцию, выражающуюся в постоянном появлении и формировании наряду с традиционным образом культуры нового образа, связанного с глобальными общечеловеческими идеями. Сегодня, все более выдвигаются на передний план общепланетарные категории наряду с этическими, что является основой возникновения нового типа культуры.

Рекомендуем прочесть:  Вадима Кирносов Автобиография

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Кратко Школьные Знания

Таким образом, Европа, еще недавно исповедовавшая одну религию, оказалась разделенной на два враждебных лагеря. В Италии, Испании и Португалии, где сохранилась католическая религия, преследовали протестантов, а в северных государствах — Англии, Шотландии, Швеции и части Германии, принявших протестантизм, гонениям подвергались католики. Все это сопровождалось многочисленными вооруженными конфликтами и религиозными войнами. Особенно разрушительный характер имела Тридцатилетняя война (1618—1648), в которую было втянуто большинство европейских стран.

Эпоха Просвещения. В средневековье люди руководствовались во всем верой в Бога, суевериями и предрассудками. Всё, что происходило в личной жизни человека, обществе и природе, объяснялось божественной волей. В начале Нового времени религия, вера в Бога и суеверия не исчезли. Но с конца XVII в. вслед за учеными и философами обычные люди настойчиво пытались вникнуть в суть того, что происходило вокруг них в природе и обществе. Например, уже трудно было верить в то, что Земля плоская. С развитием науки начало ослабевать влияние церкви. Новые открытия основывались не на слепой вере в Бога, а на возможностях человеческого разума. Образованные люди говорили о всемогуществе человека, подвергали сомнению устройство общества, традиции, верования и, естественно, стремились перестроить окружающий мир в соответствии с научными знаниями. Не случайно XVIII в. называют веком Разума, или Просвещения.

Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу в XVIII в

Важнейшей предпосылкой становления цивилизации индустриального типа стали экономические изменения, которые произошли в связи с развитием капитализма. Во второй половине XVI в. в экономике Западной Европы господствовала мануфактурное производство. Разделение труда в мануфактуре способствовал росту производительности труда, однако технологический процесс был примитивный. Машины в мануфактурах не использовались, поэтому главной производственной силой являлся человек. Технических и технологических открытий в это время было мало. Технологические изменения в производстве произошли в XVII в. В это время в Западной Европе начали использовать силу воды с помощью мельницы. Водяная мельница имела все элементы машины: механическую движущую сил и первичный двигатель. Во второй половине XVII в. во Франции были изобретены паровые насосы, в которых использовалась энергия пара. Была усовершенствована технология производства металла, добычи железной руды и каменного угля. Водяные двигатели и воздушные насосы применялись при обработке стекла, в добыче соли, в пивоваренных и суконных мануфактурах.

Рекомендуем прочесть:  Договор Купли Продажи Дома С Авансом Последующим Выкупом

Развитие рыночных отношений затронуло и европейскую деревню. В XVII в. 80% населения стран Западной Европы все еще занималась сельским хозяйством. Генезис капитализма создавал условия и для аграрного переворота, получившего название «аграрной революции». Суть этой революции заключается в том, что земля стала товаром, а ведение сельского хозяйства стало делом прибыльным. Поэтому землевладельцы сдавали большие участки земли в аренду. В результате крестьяне теряли землю, шли в город искать работу и создавали рынок дешевой рабочей силы. Одновременно в деревне произошло разделение крестьянства на бедняков, середняков и фермеров.

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Кратко Школьные Знания

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVIIв. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Запад и Восток в XVI–XVIIвв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного подходов.

Разработка урока истории по теме «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»

Данная разработка позволяет провести урок истории в соответствии с требованиями ФГОС. Самостоятельное изучение нового материала организуется с помощью рабочих листов, где предложены задания для работы с текстом учебника, картами атласа, размышления над прочитанным. Необходимо выделить не менее 45 минут для данной работы, в конце обсудить верные ответы и дать возможность обучающимся оценить свою работу или работу одногруппников. На этапе закрепления знаний организуется эвристическая беседа по дискуссионным вопросам и проверочная работа.

Развивающая : создать условия для развития умения организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных преподавателем, (ОК 2), анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3), осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного решения поставленных задач (ОК 4).

Нужно выбрать основные черты индустриальной цивилизации

Мануфактурный этап получил наибольшее развитие во второй половине XVII начале XVIII веков, инкубационной стадией развития машинного производства. Фабричный этап ознаменовался переходом от мануфактуры к крупному машинному производству, что принято называть Промышленным переворотом. Для осуществления Промышленного переворота были необходимо несколько условий — наличие сырья, свободных рабочих рук и капиталов в руках предпринимателей. Логика, цепочка, осуществления промышленного переворота в различных странах была сходная. Он начинался в хлопчатобумажной промышленности, далее охватывал сферу металлургии, машиностроения, горнодобывающий промышленности (особенно добыча угля и железной руды) и завершался бурным ростом железнодорожного строительства.

Переход от мануфактурного к машинному производству обозначал полный технический переворот, замену ручной техники и ручного искусства мастера системой машин. Машины превращаются в некую самоценность. Без постоянного изобретения и совершенствования машин существование такой цивилизации уже становится невозможным. Если в доиндустриальных цивилизациях важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, орудия труда не менялись столетиями, то машинная цивилизация диктует необходимость непрерывного технического обновления. Технический прогресс становится основой жизни цивилизации.

Переход к индустриальной цивилизации: XVIII — начало XX вв

1700-1721 гг. война против Швеции. В 1700 г. Петр двинул под Нарву 35 тыс. войско. Бригада шведов в 8 тыс. разбила русских. Конница Шереметьева могла погубить шведов, но сама бросилась бежать через Нарву, потопив тысячу коней (ноябрь). Петр I конфисковал четвертую часть всех монастырских колоколов, чтобы отлить новую артиллерию. Мелкие стычки со шведами длились несколько лет. «Началось прерывистое взаимное кровососание, длившееся семь лет» Ключевский Т.4.С.50. Жертв не жалели, на положение народа не обращали никакого внимания. 1720 г. Двухкратная опустошительная высадка войск Петра в Швеции и подписание мирного договора. Ништадский мир 1721 года. Россия стала империей.

В 1695 г. время забав для царя закончилось. Началось настоящее дело. В этом году был предпринят поход на турецкую крепость Азов. Однако он закончился неудачно. С осени 1695 г. началась подготовка к новому походу и в первую очередь строительство флота в Москве на реке Яузе и в Воронеже. Было построено 2 крупных корабля, 23 галеры, более 6 тысяч барок и мелких судов. К Азову двинулась армия в 2 раза большая по сравнению с 1695 годом и 19 июля 1696 г. Азов был взят. Сразу же после заключения в Константинополе мирного договора с Турцией была объявлена война Швеции (1700 г.). Первые битвы Северной войны были неудачны для России. Но именно военные поражения стимулировали реформаторскую деятельность Петра, который был озабочен созданием сильной армии. Царь развернул бурную деятельность по созданию армии нового типа – регулярной. Она стала формироваться путём рекрутских наборов: с определённого количества крестьянского населения брался один рекрут, который был обязан нести службу в качестве рядового, пока позволяло здоровье, позже срок ограничили 25 годами. Офицерский состав комплектовался из дворян. Содержание солдат и офицеров государство полностью взяло на себя. Таким образом, русская армия стала профессиональной: воинская служба была теперь единственным занятием для солдат и офицеров. Переход к регулярной армии сопровождался заменой устаревшей разнокалиберной артиллерии орудиями строго установленного образца и значительным ростом производства артиллерийских орудий. Созданная в ХVIII веке первоклассная артиллерия сыграла огромную роль в успехах русской армии и важнейших её победах под Полтавой, при Гангуте, Ларге, Рымнике, штурме Измаила и др. В армии в первой четверти ХVIII века было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия – к ружью был примкнут штык, что удвоило огневую и ударную мощь войска.

Рекомендуем прочесть:  Василий Розинов Иволга И Его Жена

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Кратко Школьные Знания

Отдельно стоит рассматривать модернизацию в странах Востока. Помните, что Китай и Япония закрыли свои государства для европейцев, здесь на протяжении долгого времени сохранялось традиционное общество. Их восприятие мира существенно отличалось от европейского, поэтому любые новшества отклонялись.

Второй эшелон модернизацииэто страны молодого капитализма. Здесь переход осуществлялся путём реформ «сверху». Власти осознавали необходимость перемен раньше, чем для этого были созданы условия. К странам второго эшелона относятся Германия, Италия, Россия, Австро-Венгрия, США.

Индустриальное общество характеризуется

Массовая культура проста и понятна всем слоям населения, ее цель – вызвать определенный эмоциональный отклик от человека. Она рассчитана на удовлетворение мимолетных запросов, а также – на развлечение людей.

Но, несмотря на это, продолжает работать промышленность, машины жгут бензин, а картофель как собирали 100 лет назад по осени, так и собирают. Индустриальный тип общества, как говорилось ранее, характеризуется как раз промышленностью. А сбор картофеля — это сельское хозяйство, возникшее в незапамятные времена.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

11 базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. В обществе господствует право и закон.

2 Модернизация Модернизация – процесс, который охватывает технику и технологию, социальные и политические отношения и духовную жизнь. Модернизация начинается с переходом от Средневековья к Раннему Новому Времени. Раннее Новое Время – – 18 века (деление относительно с точки зрения формационного и цивилизационного подходов).

Тема 9, 10: Рождение индустриальной цивилизации, ХХ век: к постиндустриальной цивилизации

Конечно, страны «старого» капитализма — Англия и Франция, несмотря на все вставшие перед ними проблемы, продолжали входить в число сильнейших стран Запада, занимали ключевые позиции в международных отношениях. Но их полное и безусловное лидерство было поколеблено. Индустриальная эпоха требовала постоянного обновления технической базы, и в этом смысле промышленный переворот нельзя было «завершить» — этот процесс можно сравнивать с линией, уходящей в бесконечность. Любые промедления и задержки на пути технического прогресса грозили самыми тяжелыми последствиями.

Романтизм, зародившийся на рубеже XVIII- XIX вв., — это особое мировоззрение, которое проявило себя в самых разных областях: в философии и политике, в экономике и истории, в литературе и живописи, в поэтике и лингвистике. Его цель состояла в том, чтобы синтезировать все человеческие знания, по-новому постичь мир в его единстве и многообразии.

Контрольная работа (тест) по истории

____________Н.В.Медная ____________Г.П.Обувалова
«__» _____________ 2022 г. «__»_____________ 2022 г.
I вариант
1. Экспедиция Христофора Колумба открыла:
А) путь в Индию; Б) Австралию и северное побережье Аляски; В) Центральную Америку и северное побережье Южной Америки; Г) южный мыс Африки
2. Страна владеющая колонией называется ___________________
3. Мануфактура — это: А) предприятие, основанное на ручном наемном труде; Б) предприятие основанное на механической работе станков и машин; В) предприятие основанное на производстве промышленных товаров; Г) натуральное хозяйство
4. В 1519 -1522 году в поисках западного пути в Индию пересек Тихий океан, совершил первое кругосветное путешествие:
А) Фернан Магеллан; Б) Бартоломеу Диаш;
В) Христофор Колумб; Г) Америго Веспуччи
5. Форма правления, при которой вся власть принадлежит исключительно монарху, называется ______________________________
6. Частные предприятия, на которых работают наемные рабочие называютсяА) капиталистические; Б) централизованные;
В) социалистические; Г) ремесленные мастерские
7. «Бостонское чаепитие» это:
А) протест американских колонистов против высоких пошлин на чай; Б) мирные переговоры между Англией и США; В) протест американских колонистов против объединения штатов; Г) обострение отношений колонистов с индейцами
8. В XVI-XVIII вв. в Индии, Китае, Японии (укажите лишнее):
А) государство являлось верховным собственником земли; Б) утвердилось европейское влияние; В) существовал сословный строй; Г) сохранение традиций
9. Соотнесите имена исторических личностей и сферу их деятельности:
А) Дж. Вашингтон 1) путешественник, открывший Америку
Б) Мартин Лютер 2) один из лидеров Французской революции
В) Христофор Колумб 3) первый президент США
Г) Жан-Поль Марат 4) автор Декларации о независимости США
5) один из теоретиков Реформации в Европе
10. Соедините даты и события:
А) 4 июля 1776 1) во Франции принята Декларация прав человека и гражданинаБ) 31 октября 1517 г. 2) первое кругосветное путешествиеВ) 1789-1794 3) Великая Французская революцияГ) 26 августа 1789 г. 4) принятие Декларации о независимости США
5) начало Реформации в Европе (речь М. Лютера)
Согласовано Утверждаю
председатель ПЦК зам. директора по УР
социально-гуманитарных
дисциплин

____________Н.В.Медная ____________Г.П.Обувалова
«__» _____________ 2022 г. «__»_____________ 2022 г.
II вариант
1. Экспедиция Бартоломеу Диаша в 1488 году:
А) открыла путь в Индию; Б) дошла до мыса Доброй Надежды южной оконечности Африки; В) дошла до Зеленного мыса и открыла Америку; Г) открыла Австралию
2. Политика защиты отечественных производителей через ограничение ввоза иностранных товаров называется _______________________________
3. Переход от экономики, основанный на преобладании сельского хозяйства, к экономике, основанной на преобладании промышленности называетсяА) Промышленный переворот Б) Реформация
В) Контрреформация В) «Славная революция»
4. Религиозное и общественное движение, направленное на реформирование учения и организации католической церкви называется____________________.
5. Начало европейской Реформации связано с деятельностью:
А) Ж. Кальвина; Б) Т. Мора;
В) М. Лютера; Г) Ж.-Ж. Руссо
6. Один из крупнейших деятелей эпохи Просвещения, автор произведения «Философские письма»:
А) Жан Жак Руссо Б) Вольтер
В) Шарль Луи Монтескье Г) Адам Смит
7. Первым президентом США стал:
А) Томас Джефферсон Б) Джордж Вашингтон
В) Рональд Рейган Г) Бил Клинтон
8. Реформация – это: А) широкое движение за переустройство католической церкви; Б) деятельность, направленная на совершенствование системы управления в абсолютистских государствах; В) борьба за сохранение сложившихся в обществе порядков; Г) борьба за права и свободы граждан
9. Соотнесите имена исторических личностей и сферу их деятельности:
А) Т. Джефферсон 1) путешественник, открывший Америку
Б) Мартин Лютер 2) один из лидеров Французской революции
В) Христофор Колумб 3) первый президент США
Г) М. Робеспьер 4) автор Декларации о независимости США
5) один из теоретиков Реформации в Европе
10. Соедините даты и события:
А) XVI — начало XVII вв. 1) «Бостонское чаепитие»Б) XV-XVI вв. 2) реформация в ЕвропеВ) 16 декабря 1773 г. 3) Билль о правах для граждан СШАГ) 1791 г. 4) становление абсолютизма в Европе
5) принятие Конституции США

Презентация на тему: Новая история

Во время первого периода нового времени происходит первоначальное складывание нового типа социально-экономических отношений, названных “буржуазными”, и постепенное вытеснения ими старых, феодальных отношений. В наиболее развитых странах происходят первые промышленные революции, а система международных отношений строится на “дележе” вновь открытых земель между ведущими державами. Второй период, охватывающий 19 век, время утверждения и бурного развития буржуазных отношений, эпоха расцвета индустриальной цивилизации и активного “передела” мира, то есть перераспределения источников сырьевых ресурсов и рынков сбыта между государствами, вырвавшимися вперед в своем развитии.

В том же 1453 г. турки взяли Константинополь. Прекратила существование Византия – крупнейшая держава, прямая наследница древней Римской империи, на протяжении многих сотен лет оказывавшая решающее влияние на расстановку сил в Европе.

Мария Антонова
Оцените автора