Гражданско Правовые Способы Защиты Авторских Прав

Содержание

2 СПОСОБЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Как и признание права, данный способ защиты может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, лли иметь самостоятельное значение. Так, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Так, писатель Б. потребовал прекращения использования отрывков из его произведения «В августе сорок четвертого» для чтения с эстрады. Свое требование автор обосновал тем, что читались произвольно взятые из произведения фрагменты детективного плана, не связанные с основным содержанием романа и его идейно-художественной направленностью. Специальным указанием Министерства культуры РСФСР было запрещено использовать роман Б. для публичного чтения с эстрады (Клык Н. Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987. С. 130). Типичными примерами реализации данного способа защиты в рассматриваемой сфере являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и др. Так, драматург Ф. потребовал через суд запретить публичное исполнение его пьесы «Арена», которое было организовано без его согласия агентством «Успех» ( Драматурги запрещают ставить свои спектакли под угрозой тюремного срока // Московский комсомолец. 1997. 6 декабря), а известный художник Ш. — запретить выпуск и распространение фирмой «Полиграм» контрафактных дисков и кассет с записью музыкальной программы «Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина» (Публике давали слушать не те записи Высоцкого // Там же. 1998.30 декабря.).

Возмещение убытков, взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации представляют собой один из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имушест венных потерь. При этом такая компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), лио( связана с ним лишь косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компй сации). Следует отметить, что хотя возможность компенсации имущственных потерь допускалась и ранее действовавшим авторским законодательством, в настоящее время правила возмещения рассматриваемой сфере претерпели существенные изменения. В частности, если раньше размер убытков нередко ограничивался нормативными актами, а на практике чаще всего сводился к взысканию в пользу потерпевшего того гонорара, который ему причитался бы при нормальном использовании произведения, сейчас появилась возможность взыскивать с нарушителя убытки в полном объеме. Кроме того, дотерпевший может выбрать конкретный метод возмещения вреда, что во многом облегчает задачу по защите его нарушенных имущест-венных интересов. Наконец, правом на возмещение вреда стали пользоваться все обладатели авторских и смежных прав, в том числе и лица, которые приобретают эти права по договорам.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Под убытками разумеются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В рассматриваемой области в соответствии с общим правилом убытки возмещаются в полном объеме. В качестве примера реального ущерба можно указать на расходы, затраченные потерпевшим на устранение искажений произведения или на восстановление материального носителя, который поврежден или уничтожен нарушителем авторских прав. Возмещению подлежат также расходы на оказание юридической помощи по защите нарушенных авторских или смежных прав, на уплату госпошлины при предъявлении иска в арбитражный суд и т. п.
Гораздо чаще, однако, убытки в рассматриваемой области выражаются в той упущенной выгоде, которая могла быть получена в условиях нормальной реализации прав и обязанностей участников авторских правоотношений. Представляется, что в настоящее время этот вид убытков не может сводиться только к выплате того гонорара, который получил бы автор или обладатель смежного права, если бы их права не были нарушены. Во-первых, действующее авторское законодательство, как уже отмечалось, отказалось от нормирования авторского вознаграждения, сохранив лишь минимальные ставки, которые в соответствии с п. 3 ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» устанавливаются Правительством РФ за отдельные виды использования произведений и объектов смежных прав. Вместе с тем ориентация На минимальные ставки была бы явно несправедливой мерой по отношению к потерпевшим. Взыскание же вознаграждения по максимальным ставкам, что практиковалось в прежние годы, сейчас невозможно. во-вторых, если упущенная выгода сводилась бы к невыплаченному гонррару, эта мера ответственности становилась бы явно несоизмеримой по сравнению с другими предусмотренными законом способами компенсации упущенной выгоды. Поэтому в качестве упущенной выгоды должна рассматриваться по меньшей мере вся та прибыль, которая незаконно получена нарушителем авторского или смежного права.
Обоснование размера причиненных убытков, выгоду, является задачей самого потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения принадлежащих ему авторских или смежных прав, а также причинная связь между нарушением его прав и возникшими убытками. Что касается субъективного условия ответственности, то нарушитель авторских или смежных прав предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное.
По общему правилу, убытки взыскиваются в денежной форме Вместе с тем следует иметь в виду, что авторское законодательство допускает передачу обладателю авторских или смежных прав по его требованию контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, за счет которых могут полностью или частично покрываться причиненные убытки. Если потерпевшего такая форма возмещения убытков не устраивает, он может настаивать на денежной компенсации его имущественных потерь. Фирма «Апрелевка Саунд Продакшн» в 1994 г. записала альбом И. Броневицкой «Танцы на завтрак». Решением суда он признан пиратским, так как студия не получила разрешение РАО на воспроизведение и распространение на аудионосителях музыки и текстов песен. Поскольку предложение студии расплатиться с потерпевшими нераспроданными кассетами было последними отвергнуто, суд обязал студию выплатить пятерым авторам в общей сложности 1500 минимальных размеров оплаты труда (Композиторы не берут гонорар песнями дочери Эдиты Пьехи // Московский комсомолец. 1998. 11 июля.).
Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет потерпевшим возможность компенсировать понесенные ими убытки двумя другими, более простыми способами.
Во-первых, они могут взыскать с нарушителя в свою пользу весь доход, полученный им вследствие нарушения авторских и смежных прав. Нетрудно заметить, что в данном случае ответственность нарушителя существенно повышается, так как речь идет о всем его незаконном доходе, а не о полученной им прибыли. Кроме того, доказать размер дохода, по общему правилу, гораздо проще. В частности, это может быть сделано и расчетным путем, исходя, например, из объема тиража и стоимости одного экземпляра произведения или фонограммы.
Нельзя, однако, не заметить, что с принятием части первой ГК РФ актуальность данной формы возмещения убытков существенно снизилась, поскольку, опираясь на п. 2 ст. 15 ГК РФ, потерпевшие вправе не только взыскать в свою пользу весь незаконный доход нарушителя в качестве упущенной выгоды, но и потребовать возмещения причиненного им реального ущерба. В этой связи нельзя не согласиться с Э.П. Гавриловым в том, что ст. 15 ГК РФ «перекрыла» собой норму подп. 4 п. 1 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» и поставила потерпевших в более выгодное положение, давая им возможность взыскать с нарушителей полученный ими доход, не отказываясь при этом от возмещения реального вреда (Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М., 1996. С. 224 ). К сказанному, пожалуй, следует добавить лишь то, что нет никаких оснований для рассмотрения правил, закрепленных п. 1 ст. 49 Закона, в качестве специальных по отношению к более общим правилам ст. 15 ГК РФ, как это иногда пытаются делать на практике. Предоставляя потерпевшим право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» тем самым открывает путь для применения закрепленного ст. 15 ГК РФ понятия убытков, которые включает и незаконный доход нарушителя авторских или смежных прав.
Во-вторых, обладатели нарушенных авторских или смежных прав могут поступить еще проще, потребовав от нарушителя выплаты компенсации. Размер компенсации определяется по усмотрению суда или арбитражного суда на основании иска потерпевшего в сумме от 10 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством РФ (Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» размер компенсации установлен в пределах от 5000- до 50000-кратного размера минимальной зарплаты. Поскольку Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» принят позднее, следует исходить из установленного им размера компенсации.).
Как показывает судебная практика последних лет, требование о выплате компенсации является самым распространенным методом возмещения убытков, причиненных нарушением авторских и смежных прав. Его популярность объясняется именно тем обстоятельством, что истец в данном случае должен доказать лишь сам факт нарушения его имущественных прав, что подразумевает и причинение ему убытков, но не обязан обосновывать их размер. Учитывая это обстоятельство, многие нарушители, особенно тогда, когда интересы потерпевших представляют организации, занимающиеся управлением авторскими (смежными) правами на коллективной основе, а само нарушение достаточно очевидно, выплачивают потерпевшим компенсацию в добровольном порядке. Размер компенсации колеблется в этом случае в интервале от 20 до 100 минимальных размеров оплаты труда за одно бездоговорное использование произведения. Когда же в процессе переговоров договориться не удается и дело доходит до суда, размер компенсации в абсолютном большинстве случаев значительно превышает указанные суммы (Силонов И. О Сивке-бурке и не только // Интеллектуальная собственность. 1998. № 1. С. 55.).
При определении конкретного размера компенсации суды учитывают предполагаемый размер убытков потерпевшего, размер извлеченных нарушителем доходов, масштабность нарушения, количеств потерпевших, степень вины нарушителя и некоторые другие факторы. На практике размер компенсации, назначенный судом, варьируется большинстве случаев от 100 до 1000 минимальных размеров оплать труда, хотя по крупным делам достигает и больших сумм. По общему правилу, компенсация назначается исходя из того размера минимальной оплаты труда, который действовал на момент нарушения права Однако, поскольку очень часто нарушения носят длящийся характер а иногда не являются оконченными и на момент вынесения судебного решения, в расчет должно приниматься и изменение минимального размера оплаты труда.
Выбор конкретной формы возмещения причиненного вреда осуществляется исключительно по усмотрению самого потерпевшего, который не обязан обосновывать его перед судом, как это иногда пишется в литературе (Симкин Л .С. Из практики рассмотрения дел о правовой охране программ для // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997. № 8. С. 78.). Нет никаких оснований и для утверждения о том, что «правовая природа выплаты компенсации отлична от возмещения убытков и представляет собой особый вид ответственности» (Там же. С. 79.). Напротив, обе санкции, равно как и требование о взыскании незаконно полученного нарушителем дохода, являются, в сущности, одной и той же мерой ответственности, а именно взысканием убытков, хотя компенсация последних и осуществляется разными способами. В этой связи неверно и суждение о том, что «применение компенсации возможно лишь в случаях нарушения с целью извлечения прибыли» (Там же.). Закон не дает ни малейших оснований для подобного его толкования. Поскольку целью взыскания компенсации является возмещение убытков, причиненньи обладателю авторских или смежных прав, она должна присуждаться во всех случаях нарушения имущественных прав потерпевших и независимо от того, преследовал ли нарушитель цель извлечения прибыли.

Рекомендуем прочесть:  Пособие Малоимущим Семьям В 2022 Пермь

Гражданско-правовые способы защиты авторских прав

Так же было установлено, что при изъятии из оборота контрафактных материальных носителей могут иметь место характерные для мер ответственности неблагоприятные последствия, заключающиеся в лишении нарушителя субъективных прав (в данном случае — права собственности).

Таким образом, в случае нарушения личных неимущественных и исключительных прав российских авторов и иных правообладателей за рубежом их защита будет осуществляться в соответствии с нормами национального законодательства в судебном порядке.

Гражданско Правовые Способы Защиты Авторских Прав

Л ШГ Гражданско-правовые способы защиты авторских и смет- ду ных прав — это предусмотренные законом либо договором пра­воохранительные, материально-правовые меры, используемые правообладателями при непосредственном нарушении авторских и смежных прав либо угрозе их нарушения.

1) осуществление без разрешения автора или иного правообла- лателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав

Авторские права на произведения литературы, науки или искусства, созданные в рамках установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение) могут подтверждаться трудовым договором с зафиксированными в нем обязанностями по созданию результатов интеллектуальной деятельности, внутриведомственные локальные нормативные акты (например приказы, распоряжения работодателя об обязательном участии работника в создании конкретного произведения).

Причинителем морального вреда может выступать любое физическое или юридическое лицо, способное нести ответственность за свои действия. Как представляется, им может быть и пользователь произведения по авторскому договору. Поскольку личные неимущественные права по авторскому договору не передаются, наличие договорных отношений между сторонами по поводу имущественных прав не должно служить препятствием для наступления ответственности в случае нарушения неимущественных прав автора.

Способы гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав

2. Административноправовой способ защиты– путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю, в антимонопольный орган или творческий союз (например, ст. 14.20, 15.25, 16.19 КоАП РФ).

Рекомендуем прочесть:  Ленинградская область кировский район льготы пенсионерам на земельный налог в 2022 году кировск ленобласть

б) автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (размер – от 10 тыс. руб. до 5 млн руб., двукратный размер стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо двукратный размер стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав);

Гражданско Правовые Способы Защиты Авторских Прав

Гражданско-правовая защита рассматриваемого права осуществляется путем заявления иска о признании права авторства либо, напротив, иска об исключении конкретных лиц из числа соавторов. Например, Р., К. и С., получив охранный документ на изобретение ?Приспособление для съема початков с веретен прядильной машины», продолжили работу по совершенствованию конструкции. Однако на усовершенствованную конструкцию С. подал заявку только от своего имени и получил охранный документ на дополнительное изобретение. В связи с этим Р. и К. предъявили к нему иск о соавторстве. Свое требование они мотивировали тем, что усовершенствование разработано совместными усилиями всех трех разработчиков. В частности, они доказывали, что ими смонтированы на рукоятках рычаги, один из которых взаимодействует с пластиной, где укреплен эластичный упор. Совместная творческая работа истцов и ответчика была подтверждена также заключением судебно-технической экспертизы. Областной суд, установив, что Р. и К. принимали творческое участие в разработке дополнительного изобретения с его признаками, перечисленными в формуле, исковые требования удовлетворил1.

Как правило, подобные требования заявляются одновременно с иском о признании права авторства на разработку, однако в принципе могут заявляться и самостоятельно. Например, спор может возникнуть между автором (соавторами) разработки и работодателем, каждый из которых претендует на приобретение прав патентообладателя. Так, автор предложения, опираясь на то, что его предложение не подпадает под понятие служебного, что работодателем пропущен срок на подачу заявки на получение патента и т.д., может добиваться выдачи патента на свое имя. Средством защиты является иск о признании права или, если следовать терминологии Патентного закона РФ, иск об установлении патентообладателя.

Гражданско Правовые Способы Защиты Авторских Прав

Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского права подвергается сомнению, авторское право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределённость авторского права приводит к невозможности его использования или, по крайней мере, затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под вымышленным именем, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чего невозможно ни передать право на использование произведения по договору, ни защитить нарушенные права на произведение. Признание права авторства как раз и является средством устранения неопределённости во взаимоотношениях субъектов, создание условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.

Это означает, что гражданин или юридическое лицо, авторские или смежные права которых нарушены изданием указанного административного акта, имеют право на его обжалование в суд (арбитражный суд) без каких бы то ни было дополнительных указаний закона на этот счет. Важны лишь два обстоятельства: во-первых, нарушенное право должно носить гражданский характер, и, во-вторых, административный акт, имеющий подзаконный характер, должен быть противоправен с точки зрения его соответствия действующему законодательству, в частности может быть принят не уполномоченным на то органом.

Система способов гражданско правовой защиты авторских прав

Первый уровень состоит в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для любого субъективного гражданского права. Данные способы установлены в ст.12 ГК РФ: Для всех исключительных прав одним из основных способов является признание . Это вызвано тем, что в отношении объектов исключительных физическое завладение материальным носителем обычно не важно.

Рекомендуем прочесть:  Срок Оплаты Земельного Налога За 2 Квартал 2022 Год Для Юридических Лиц Самарская Область

4. Защита авторских 4.2. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав Способы – это предусмотренные законодательством правовые средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений, его восстановление и компенсация потерь, вызванных нарушением. Способы авторских в России, в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могут быть разделены по типам на: гражданско-правовые, уголовно-правовые и административно-правовые.

Гражданско Правовые Способы Защиты Авторских Прав

Это означает, что гражданин или юридическое лицо, авторские или смежные права которых нарушены изданием указанного административного акта, имеют право на его обжалование в суд (арбитражный суд) без каких бы то ни было дополнительных указаний закона на этот счет. Важны лишь два обстоятельства: во-первых, нарушенное право должно носить гражданский характер, и, во-вторых, административный акт, имеющий подзаконный характер, должен быть противоправен с точки зрения его соответствия действующему законодательству, в частности может быть принят не уполномоченным на то органом.

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов может осуществляться путем признания недействительным не соответствующего законодательству административного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти.

Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами Богданова Ольга Валерьевна

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в том, что ее положения могут быть использованы в научной, правотворческой и правоприменительной деятельности. Кроме того, эти положения могут использоваться в юридических вузах в процессе преподавания как общих курсов гражданского права, гражданского процесса и арбитражного процесса, так и специальных курсов по направлению «Юриспруденция», в частности, об авторском праве и о праве интеллектуальной собственности.

Научная новизна исследования выражается в том, что оно представляет собой одну из первых после вступления в силу части четвертой ГК РФ монографических работ, посвященных цивилистически доминантному комплексному (со сравнительно-правовыми

Гражданско Правовые Способы Защиты Авторских Прав

Нарушение права авторства выражается в присвоении результатов чужого творческого труда и попытке выдать их за собственную разработку. Чаще всего данное нарушение связано с нарушениями других прав, в частности права на получение патента, права на вознаграждение за использование разработки и т. п., поскольку, как уже отмечалось, на праве авторства базируются все другие права разработчиков. Однако иногда право авторства нарушается в чистом виде.

Право на авторское имя может быть нарушено прежде всего путем неуказания имени действительного разработчика в опубликованных сведениях о заявке на изобретение, сведениях о выданном патенте, в других официальных и неофициальных публикациях, в которых говорится о созданной разработке. Если автор, наоборот, отказался быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке, нарушением будет публикация его имени. Наконец, право на имя может быть нарушено путем искажения действительного имени автора. Способом защиты права на имя является требование о восстановлении нарушенного права, в частности о внесении исправлений в сделанную публикацию.

Гражданско-правовая защита авторских прав (стр

Сначала отношения авторов с издателями вообще не были урегулированы правом. Привилегии на издание произведений были не у автора, а у издателей (казенные учреждения, научные общества и иные юридические лица публичного характера).

Степень разработанности темы в правовой науке.В научной литературе последних лет уделяется немало внимания вопросам авторских и смежных прав. Однако способы защиты авторских и смежных прав затрагивались в основном лишь в связи с другими вопросами, касающимися охраны соответствующих прав. Непосредственно совокупность гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав в целом, основания их применения, место в системе этих способов специфических способов защиты подробно, обстоятельно не исследовались.

Способы защиты

Указанные санкции носят административный, а не гражданско-правовой характер и гражданско-правовыми способами защиты авторских и смежных прав в строгом смысле не являются. Однако их введение в авторское законодательство является абсолютно оправданной мерой, хотя и несколько запоздалой.

Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов. Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных гражданских прав. В числе таких способов можно назвать требования о прекращении или изменении правоотношения, о признании недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти, о возмещении морального вреда и некоторые другие.

Права авторов и их гражданско-правовая защита

Определение понятия и сущности авторского права. Рассмотрение основных способов защиты личных неимущественных и имущественных прав, которые относятся к лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства. Описание органов защиты авторских прав.

Понятия, объекты, субъекты и основные положения авторского права. Юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты авторских прав. Судебная защита авторских прав. Международное законодательство и охрана произведений российских авторов за рубежом.

Гражданско-правовые способы защиты авторских прав дипломная

Первоначально сфера действия и применения авторских прав была достаточно узкой. Охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности были, прежде всего, произведения искусства. Сегодня охрана авторских прав гарантируется во многих областях от искусства до достижений в области биологии.

Введение
Глава 1. Понятие и сущность авторских прав
1.1. Понятие и виды авторских прав в соответствии с действующим Российским законодательством
1.2. Правовые особенности авторских прав, и их основные отличия от иных прав, регламентируемых и защищаемых действующим законодательством
Глава 2. Особенности гражданско – правовых способов защиты авторских прав
2.1. Понятие защиты авторских прав в действующем гражданском законодательстве
2.2. Основные виды и особенности защиты авторских прав в действующем гражданском законодательстве
Глава 3. Проблемы, связанные с изменениями в законодательстве
3.1. Основные недостатки действующего Российского законодательства о правовом регулировании и охране авторских прав
3.2. Предложения, по совершенствованию гражданско – правового законодательства и защиты авторских прав
Заключение
Библиография

Мария Антонова
Оцените автора