Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Краткий Конспект

Содержание

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

«Европа в 15 веке» — Везде на улицах навоз. На данной картине мы видим представительниц города. Во дворцах знати. Итальянские шелковые чулки. Мода нового времени. Канализации в городах не было. Одежда удобная для любой работы. « Комната в голландском доме» картина голландского художника Питера Элинга Янсенса. Прочитайте отрывок из свода полицейских законов г. Нюренберга (15в) . Многочисленные европейские города мало чем отличались сельской местности.

«Европа в 15-17 веках» — Сильнее всего капризы моды сказывались на костюме. Облик европейского города. Королевское застолье. На данных картинах мы видим представительницу высшего класса. Дом зажиточного горожанина. Капризы моды. План путешествия. Европеец у себя дома. Во дворцах знати. Балы. Жизнь европейского общества в XV –XVII вв. Многочисленные европейские города. Облик европейского города на рубеже XV – XVII веков. Женская мода XV- XVI веков.

Разработка урока истории по теме «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»

4). Он являлся одним из известнейших французских монархов известным как, «король-солнце», он всесторонне укреплял центральный государственный аппарат и королевскую власть и даже сказал однажды: «Государство – это я».

Зиннатуллина Э.Р., преподаватель истории Братского промышленного техникума

Переход к индустриальной цивилизации

Сдвиги в общественном сознании во многом были связаны с Великими географическими открытиями второй половины XV- начала XVI в. К ним относят открытие Америки Колумбом (1492 г.), первое кругосветное путешествие Магеллана (1519-22 гг.) и др.

Современные исследователи считают, что этические проблемы на поверку опасней технических и решение последних возможно только с изменением отношения людей к друг к другу и к природе. В частности, говорится о том, что западному обществу необходимо воспринять восточную философию с ее бережным отношением к природе.

Льготы для чернобыльцев с социально экономическим статусом

С 01.01.2022 вступила в силу гл. 32 НК РФ, в соответствии с которой у чернобыльцев сохраняется льгота по налогу на имущество, но в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, выбранного гражданином, вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. п. 1, 3 ст. 407 НК РФ).

Для назначения выплат и льгот требуется собрать документы и подать заявку. Необходимо документально подтвердить принадлежность к категории чернобыльцев. Для этого нужно оформить «Удостоверение чернобыльца». Этот документ в дальнейшем будет служить подтверждением всех льгот.

18 Переход к индустриальной цивилизации

Капиталистическое производство в области промышленности возникло не сразу, а проходило ряд ступеней развития, прежде чем сложилась крупная машинная индустрия. Капиталистическое производство возникает из мелкотоварного и проходит через три стадии:

Разделение труда повышает его производительность и подготовляет, поскольку производственный процесс разбивался на несложные операции, условия для замены труда человека машиной. При широком применении машин капиталистическая кооперация перерастает в капиталистическую фабрику.

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Краткий Конспект

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVIIв. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

36 Крымские походы 1687 и 1689 гг. Впоследствии царевна Софья, сестра Петра Первого, организовала два неудачных похода на Крым, в связи с тем, что турки вероломно нарушали перемирие. Несмотря на неудачные результаты Крымских походов, Россия внесла значительный вклад в борьбу против турецкой агрессии, так как эти походы отвлекли на себя основные силы татар, и султан таким образом лишился поддержки многочисленной крымской конницы. Этим самым были созданы благоприятные условия для успешных действий союзников России по сложившейся вскоре антитурецкой коалиции.

30 Вклад России в борьбу с турецкой угрозой. Русско-турецкая война гг. С конца 17 века турки-османы стали нападать на Польшу и мечтали о захвате Украины. Россия предложила создать против Турции коалицию с Европой – но европейцы надеялись столкнуть Турцию и Россию, чтобы ослабить обе страны. Турки захватили часть Польши и двинулись на Украину.

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Краткий Конспект

Уходящий век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационализации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Кумулятивным фактором процесса объединения, или как его часто называют процесса конвергенции (слияния), стали две НТР, которые не только необычайно увеличили хозяйственный потенциал человеческого общества, но и связали воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаимопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур, в том числе и на более высоком уровне — цивилизаций Запада, Востока и Юга. Тенденция к сближению пробивалась через драматические военно-политические катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, бесчисленные региональные конфликты, блоковое противостояние), жесточайшие экономические кризисы и т.д. И лишь с середины нашего столетия сближение становится необратимой реальностью. Вторая половина века ознаменована ускорением процесса интернационализации, что, в частности, проявилось в таких событиях, как крушение колониальной системы, окончание «холодной войны», а затем и разрушение системы блокового противостояния. Сегодня все страны мира поставлены перед глобальными проблемами, от эффективного решения которых зависит само выживание человеческой цивилизации.
Противоречия мирового развития в XX в. отразились в духовной сфере, свидетельством чего может служить, в частности, широкое распространение антигуманных, по своей сути антикультурных концепций, доктрин, направлений. Однако это вовсе не дает основания для вывода о деградации культуры в целом, об отсутствии всякой перспективы в направлении духовного самоусовершенствования человечества. Действительно, появление новых отраслей творчества, усиление его диверсификации, что также связанно с достижениями НТР, вовсе не свидетельствует о забвении вечных гуманистических ценностей культуры, созданных человеком. Напротив, традиционными, а также и новыми средствами культура призвана сегодня противодействовать вполне реальным глобальным угрозам жизни на планете. При этом мы убеждены, что только в опоре на вечные гуманистические ценности человечество способно решить глобальные проблемы, такие, как в отдаленном и недавнем прошлом оно оказалось в состоянии преодолеть негативные последствия собственного развития.

Рекомендуем прочесть:  Дают Ли Многодетным Матерям Уголь Бесплатный

XIX в. был веком формирования индустриальной цивилизации. Конец XIX — начало XX вв. ознаменовался второй научно-технической революцией (НТР), давшей миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, конвейерную систему производства и другие достижения науки в техники. Безусловно, все эти и другие технические новшества оказали влияние на социально-экономическое развитие человеческого общества и его культуру.
Вторая НТР обусловила существенные изменения в материально-технической базе капиталистического общества, приведшие к переходу капитализма свободной конкуренции к монополистическому.
Социально-экономические факторы в любую эпоху имели важное значение для развития культуры, в свою очередь уровень развития культуры влип. на экономику, политику.
На вопрос о том, каким должно быть это взаимовлияние, ученые отвечают по-разному. Так, Макс Вебер (1864-1920) в работе «Протестантская этика и дух предпринимательства’» и в других выразил свой взгляд на природу западноевропейского капитализма. Бобер доказывал, что современный развитый капитализм возник не на притоке новых денег, а в результате «приток нового духа», т. е. особой психологической настроенности людей и специфических этических правил, которые родились вместе в протестантством. С эти тезисом ученого можно согласиться. В то же время Вебер предлагает Вове выйти из сферы экономики и политики, что нам представляется невозможным. Поэтому необходимо рассмотреть, как осуществлялось взаимодействии взаимовлияние фактора хозяйственной сферы с иными сферами человеческих отношений, совокупность которых и представляет социокультурный процесс в западноевропейских странах в XX в.
Уходящее столетие было периодом существенных изменений в культу] ной жизни народов стран Западной Европы. Уже в последние десятилетия XIX в. на смену классическому капитализму, основанному на принципе максимально полной свободы действий хозяйственного субъекта в его стремлении увеличить прибыль (режим совершенного рынка), приходит капитализм монополистический, характеризующийся сокращением свободы хозяйственного субъекта, диктатом монополий, существенным усилением государственного регулирования (режим несовершенного рынка). При этом принцип максимизации прибыли остался неизменным, но процесс реализации этого принципа был поставлен под контроль монополий и государства, и эпоха экономического либерализма сменилась периодом господства монополий и этатизма, которая растянулась вплоть до конца 60-х годов XX в. (Этатизм (от франц. еtat — государство) — политика государственного вмешательства в экономическую жизнь.)
Таким образом вступление западноевропейских стран в XX в. совпало с кризисом системы экономического либерализма. Это было связано с существенными изменениями в сфере материальной культуры прежде всего под влиянием феномена научно-технической революции конца XIX — начала XX вв. Новые открытия в области различных отраслей научных знаний нашли применение в технике и технологии производства, сфере повседневного быта и т. д. НТР являлась прямым продолжением бурного развития науки, технического прогресса XIX в., индустриализации производства, придания ему все более массового, стандартизированного характера. В свою очередь прогресс в индустрии сопровождался известными изменениями в области организации производства, финансово-кредитной сферы, социальной структуры общества и др. Тенденция в сторону монополизации противоречила распространенным в то время представлениям о свободном характере хозяйственной жизни, о неограниченных творческих потенциях индивида. Эти представления уходили корнями в эпоху западноевропейского Ренессанса и Просвещения.
Кризис либерализма в экономической сфере был частным, хотя и весьма важным фактором общего кризиса либерализма как мировоззренческой основы культурологических западноевропейских концепций. Главным образом это касается гуманистического представления о роли индивида, о свободе личности, демократии, возможностях научно-технического прогресса.
Культурологические концепции. Охарактеризуем наиболее яркие культурологические концепции рассматриваемого периода. Крупнейший немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) одним из первых уловил кризисные явления в западноевропейской культуре, констатировав, что она «как бы направляется к катастрофе».
По его мнению, борьба двух начал — аполлонического (критического и рационального) и дионисийского (чувственного, иррационального) в искусстве привела в XIX в. к упадку духовной жизни, к нигилизму. Нигилизм же — прямой продукт критического, рационалистического мышления. Отсюда Ницше негативно относится к науке, считая ее источником заблуждений. Воля, как основа жизни, познается лишь с помощью искусства (т. е. чувственного, иррационального). Однако на пути воли (свободы личности) стоит мораль. По мнению философа, следует освободиться от морали и прежде всего от коллективистских ее элементов, порожденных рациональным началом. Освобожденный от общественного влияния и морали сверхчеловек — идеал Ницше. Таким образом данная концепция не только затрагивает проблему двойственности научно-технического прогресса, но и отстаивает принципы индивидуализма, свободы личности, как основных ценностей цивилизованного общества.
Идеи Ницше получили дальнейшее развитие в работах экзистенциалистов, полагающих, что техногенное общество приводит к уничтожению внутренней свободы человека, присущей ему от рождения.
Кризис гуманизма, принципа свободы личности, кризис буржуазной демократии ярко обнаружили себя в годы Первой мировой войны.
Некоторые взгляды Ницше получили развитие в концепции его соотечественника О. Шпенглера (1880-1936). Наиболее известный труд философа с весьма симптоматичным названием «Закат Европы (очерки морфологии мировой истории)» увидел свет в мае 1918 г. От Шпенглера ведется отсчет развития пессимистического взгляда на будущее западной культуры. В его работе обосновывается тезис об умирании западноевропейской цивилизации как результате победы техники над духовностью. При этом философ различает понятия культуры и цивилизации. По Шпенглеру, цивилизация — последняя фаза всякой культуры, фаза умирания (по аналогии с человеческим организмом). Вдобавок, Шпенглер одним из первым подвергает сомнению европоцентристскую концепцию как универсальную для мировой культуры.
Ученый оценивает схему европоцентризма «Древний мир — Средние века — Новое время» как бессмысленную. В творчестве Шпенглера обозначилась одна из мегатенденций в культуре XX в., а именно: понимание исторической относительности культуры.
Весьма прозорливым было отношение Шпенглера к феномену формировавшегося в то время массового духовного производства цивилизации (массовой культуры), враждебного, по его мнению, культуре.
Изгнанный из Советской России в 1922 г. крупнейший русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948) еще в 20-е гг., как и Шпенглер, констатировал глубочайший кризис западной культуры. В частности, он писал: «Мы живем в эпоху, аналогичную гибели античного мира. Все привычные категории мысли и формы самых «передовых», «прогрессивных», даже «революционных» людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего. Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни — все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человеческую от ритма природы. Машины, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фанатизм, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление нереальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения.» (Бердяев Н.А. Новое средневековье//Вестник высшей школы, 1991. № 3-4. )
Не менее тяжелый диагноз опасного кризиса ставил для западной культуры русский эмигрант, крупнейший мыслитель П. А. Сорокин» (1889-1968). Обнаруживая те же причины кризиса, Сорокин тем не менее полагал, что культура не погибнет до тех пор, пока жив человек. Критикуя пессимистов, Сорокин доказывал, что «мнимая смертная агония (имеется в виду кризис западной культуры — авт.) была не чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил». Рождение новой формы культуры (идеальной культуры), по Сорокину, возможно на основе бескорыстной любви и социальной солидарности.
( Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- М.,1992. — с.433.)
Большую роль в анализе кризиса западной культуры сыграли концепции испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, который видел ее спасение в сохранении духовных ценностей элитарной культуры, противодействии массовой, обывательской псевдокультуре.
Известное распространение среди исследователей левой ориентации получает марксистско-ленинская концепция кризиса буржуазной культуры, основанная на принципах классового подхода- к оценке всех явлений жизни общества. В. И. Ленин (1870-1924) накануне Первой мировой войны высказал предположение о фактическом распаде каждой национальной культуры империалистических стран на «две культуры» — господствующую буржуазно- аристократическую и демократическую, которая содержит более или менее развитые социалистические элементы. По сути своей данная концепция при всех ее недостатках выявила наличие не только глубокого кризиса европейской культуры, но и рассматривала его как переход к новой форме культуры. Однако ленинская концепция кризиса носила не столько научный, аналитический характер, сколько политический — выявление противников и союзников пролетариата в будущей революции, что предопределило ее ограниченность.
Таким образом можно констатировать, что крупнейшие мыслители не сомневались в наличии глубокого кризиса, поразившего западную культуру в начале XX в. Однако они по-разному определяли причины кризиса, разными были точки зрения и на пути выхода из него.
Едва ли можно отрицать, что на вершине иерархии в системе культуры XX в. достаточно прочно находится научно-техническая сфера. Это определяется решающей ролью науки в развитии техники и технологий — прежде всего мощного источника прибыли, одного из основных путей ее максимизации в системе рыночных отношений. Кроме того, научные достижения оказали существенное влияние на развитие культуры в нашем веке, изменив место и роль техники в повседневной жизни людей. Так, за первые два десятилетия XX в. в странах Запада нашли широкое применение электрическое освещение, электро- и автомобильный транспорт, бытовые электроприборы, средства связи, звукозапись, печать, фотография, кино и т.д.
Однако нельзя не согласиться с утверждением о том, что «если техника — законное достояние всей культуры, каждый народ в той или иной степени создал соответствующие своим возможностям и потребностям технические средства, то только — западноевропейская культура обогатила себя культом техники».
Как мы уже видели, многие крупнейшие мыслители отмечали этот факт, напрямую связывая технократизм, сциентистско-прагматический* тип культуры с кризисом западноевропейской цивилизации.
( Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука) — абсолютизация роли науки в истеме культуры, в духовной жизни общества.)( См.: Гвардини Р. Конец нового времени//Вопросы философии. 1990, № 4.)
Это доказывают, в частности, защитники культа техники, среди которых одним из первых был французский философ Анри Бергсон (1859-1941), кстати, удостоенный в 1927 г. Нобелевской премии по литературе как блестящий стилист. Среди его последователей можно выделить Э. Жадна, А. Дюбуа-Реймона, Ф. Дауэсса и многих других, внесших значительный вклад в формирование западноевропейского культа техники в первой половине нашего столетия.
Элитарное искусство и массовая культура. Влияние технического прогресса затронуло и сферу художественной культуры, что выразилось в возникновении новых и «модернизации» уже существовавших ее видов, революционном перевороте в области распространения художественных произведений. Решающую роль здесь сыграли изобретения радио, звука- и видеозаписи, фотографии, кинопроекции и др. Следует отметить и активное включение художественного творчества непосредственно в процесс создания предметов материальной культуры, ярким выражением чего является Дизайн. В целом можно говорить не только об увеличении разнообразия в сфере художественной культуры, но и о расширении границ искусства в рассматриваемый период. Однако, несколько упрощая образ, на наш взгляд, следует выделить два главных уровня в этой сфере культуры — высокое (элитарное) искусство и массовую культуру.
Мощный рост пласта массовой культуры был вызван прежде всего техногенными процессами в обществе, унификацией, стандартизацией условий труда и быта, достаточно быстрым ростом народонаселения и некоторыми другими факторами. Немецкий теолог Р. Гвардини (1885-1968) не без основания полагал, что в центре техногенного общества, оказывается «человек массы». Масса же — это множество людей, каждый из которых сам по себе способен к развитию, но в условиях индустриального общества они подчинены структуре и закону, функционирующим по образцу машины. Информационные системы, единая система образования стандартизируют повседневную жизнь и штампуют «людей массы»*.( См.: Гвардини Р. Конец ового времени//Вопросы философии. 1990, № 4.)
Высокая способность массовой культуры к экспансии (ее доступность, демократичность, относительная дешевизна и в то же время высокая доходность для ее создателей и пр. факторы) обусловливает напряженное состояние в ее отношениях с высокой культурой. Уже в первой половине XX в. выявились тенденции массовизации высоких форм, впрочем, как и элитаризации массовых форм культуры.
Внутри же элитарной художественной культуры «творческая и личностная» установка, уже к началу века была доведена до крайнего выражения. Ценностная оппозиция академического традиционализма и конформизма, с одной стороны, и авангардизма, с другой, — стала нормативной. Так, например, представители эстетики авангардизма есть в литературном творчестве всех западноевропейских стран, например, во Франции — это Андре Жид, в Англии — Дэвид Герберт Лоуренс и Томас Стерна Элиот, в Германии — Альфред Деблин, в Италии — Луиджи Пиранделло и Габриэль Д’Аннунцио и т.д. Их творчество отражает утрату веры в прогресс, в гармонию мироздания, в возможность ясного и разумного устройства человеческой жизни. В то же время авангардистские направления, такие, как, например экспрессионизм, создали художественную литературу, не только в новых формах вскрывавшую современные явления жизни, но и обогащавшую приемами и техникой художественную культуру.
Наряду с авангардистским или модернистским направлением в литературе сохранялось реалистическое направление, представленное творчеством широко известных литераторов (Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Ромен» Роллан, Стефан Цвейг и др.), а также более молодыми реалистами (Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон и др.).
Аналогичный процесс выделения двух основных направлений произошел и в театральном творчестве. Наряду с реалистическим театром достаточно успешно развивалось условное или экспрессионистское направление, представленное в Германии М. Рейнгардтом, Э. Пискатором и др., во Франции — объединением театральных коллективов «Картель», в Италии — Л. Пиранделло и У. Бетти.
Весьма отчетливо происходила поляризация в области изобразительного искусства и архитектуры. В первой половине XX в. развивались различные направления, такие, как кубизм, футуризм, примитивизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др. (см. § 27.2).
В музыке также прогрессирует модернистское направление, представленное экспрессионизмом, конструктивизмом, импрессионизмом.
Тенденции, развивавшиеся в культуре западноевропейских стран в первой половине XX в., получили продолжение после Второй мировой войны. Однако следует подчеркнуть, что господствующая культура, гибель которой предрекали многие культурологи в начале века, сохранила собственное ядро, хотя и вобрала в себя элементы модернистских направлений.
Несмотря на то, что научно-техническая сфера продолжает сохранять лидерство в иерархии современной культуры Запада, возникновение и чрезвычайное обострение глобальных проблем заставляют возвращаться на новом уровне к утраченным духовным ценностям.
И в то же время нельзя не обратить внимания на весьма опасное развитие на новом витке научно-технической революции тенденций дальнейшей технократизации культуры, ее массовизации и т.д.
Во всяком случае сегодня можно выделить несколько мегатенденций в современной западноевропейской культуре, определяющих не только ее нынешний облик, но и возможные пути ее развития, трансформации уже за пределами XX в. Так, не вызывает сомнения, что сегодня все более утверждается понимание исторической ограниченности современной культуры на основе отхода от европоцентризма. Весьма явным остается наличие полярных точек зрения (пессимистической и оптимистической) на будущее западноевропейской цивилизации, которые основаны на вполне реальных противоречивых по своей сути социокультурных процессах. Наконец нельзя отрицать и еще одну мегатенденцию, выражающуюся в постоянном появлении и формировании наряду с традиционным образом культуры нового образа, связанного с глобальными общечеловеческими идеями. Сегодня, все более выдвигаются на передний план общепланетарные категории наряду с этическими, что является основой возникновения нового типа культуры.

Рекомендуем прочесть:  Соц Выплаты На 100 Лет

Урок по всеобщей истории по теме: Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.

Бог, по Кальвину,- спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он – по непостижимым соображениям – избрал для вечной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже самыми “богоугодными делами” нельзя себе купить вечное блаженство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно: “Избран ли я?” — и отвечать: “Да, я делаю угодное Богу – следовательно, я избран”. Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобретению богатства угоден Богу ибо “вечный покой святых” возможен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной премией – сознанием избранности.

Образовательное учреждение начального профессионального образования

Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, Жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности. Повышение качества жизни, принцип самообеспечения, изменения в обыденном сознании. Складывание новой системы ценностей.

Рекомендуем прочесть:  Заявление на возврат излишне уплаченного налога образец 2022 физ лицо

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Переход ведущих стран к индустриальному обществу

В эпоху Нового времени плавное, замедленное и предсказуемое развитие Средневековой цивилизации сменяется ускорением исторического темпа, противоборством старого и нового, возникновением новых форм духовной жизни, социальных, национальных и государственно-правовых институтов. Знаменательной вехой стало Возрождение (XIV—XVII вв.). Произошла Великая научная революция, которая заложила основы современной науки в различных сферах знаний. Укреплялись и расширялись границы рынка, шел процесс первоначального накопления капитала, становления капитализма в торговле, промышленности, морском транспорте, частично в сельском хозяйстве («огораживание» в Англии). Всемирные географические открытия и морские путешествия привели к формированию мировых колониальных империй, среди которых первой стала Испания, затем — Англия.

Кардинальные перемены охватили все сферы жизнедеятельности. Продолжалась дальнейшая консолидация единого исторического пространства, менялась социальная структура общества, появились свободный собственник и предприниматель, возникли конкуренция и соревновательность, зарождалась новая идеология. Совершенно иным становился сам темп жизни — традиционная патриархальная медлительность Средневековья все больше уходила в прошлое.

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Краткий Конспект

В этих странах (прежде всего в Англии) наблюдаются тенденции к развитию промышленного производства с целью сохранения тех средств, которые поступали от торговли. Развитию промышленности благоприятствуют жесткая политика протекционизма, которую проводят абсолютистские режимы. В первой половине XVIII века в Англии сложились предпосылки для начала промышленного переворота, ознаменовавшего новый этап в истории Европы.

Деятельность и идеи просветителей нанесли серьезный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу общественного устройства. Их политические и социальные теории легли в основу многих современных общественно-политических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Краткий Конспект

К первому эшелону относятся страны, в которых капиталистические отношения зародились раньше всех. Например, такие как Англия и Франция. В них индустриальное общество развивалось постепенно. Соблюдалась преемственность форм производства: от ремесленных мастерских к мануфактурам и фабрикам.

Второй эшелон модернизацииэто страны молодого капитализма. Здесь переход осуществлялся путём реформ «сверху». Власти осознавали необходимость перемен раньше, чем для этого были созданы условия. К странам второго эшелона относятся Германия, Италия, Россия, Австро-Венгрия, США.

Тема 9, 10: Рождение индустриальной цивилизации, ХХ век: к постиндустриальной цивилизации

Уже в конце XIX в. появилась очень важная тенденция, которая в XX столетии будет определять практически всю индустрию: от использования органических веществ перешли к минералам, которые стали основной базой для промышленного производства.

Несколько раз на протяжении второй половины XIX в. США потрясали экономические кризисы, среди которых самый страшный произошел в 1892 г. Монополии, быстро развивавшиеся в стране с 1870-х гг., превращались в своего рода государства в государстве. Уровень жизни рабочих был достаточно низок, а условия их труда тяжелы, хотя американские рабочие жили лучше европейских. Расходы фермеров на перевозки, на покупку машин и других необходимых для хозяйства товаров порой превышали доходы, так как перепроизводство сельскохозяйственной продукции приводило к снижению цен. Социальные контрасты ярко проявлялись в городах, где прекрасные современные здания соседствовали с мрачными трущобами, много раз описанными журналистами.

Мария Антонова
Оцените автора