Штрафы за не предоставление льгот по условиям труда

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

В трудовом договоре должны быть указаны условия труда работника. Они определяются спецоценкой или аттестацией. Если трудовой договор оформлялся до проведения спецоценки, то необходимо заключить с работником дополнительное соглашение о том, что он знает, в каких условиях ему придется трудиться.

Штрафы и санкции в специальной оценке условий труда

Провести СОУТ при образовании новой организации нужно в течение года с момента ее регистрации. Например, если компания зарегистрирована в январе, к следующему январю спецоценка уже должна быть проведена. После этого выполнять такую операцию нужно каждые пять лет. Впрочем, работодатели, у которых на предприятии есть только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, могут оформить особую декларацию о соответствии и подать ее в Государственную инспекцию труда: в этом случае действие декларации будет продлеваться автоматически каждые пять лет. Однако если в компании произойдет несчастный случай, будет выявлено профессиональное заболевание либо нарушение трудового законодательства, декларация перестанет действовать, и руководству придется организовывать спецоценку во внеочередном порядке. Компаниям, имеющим рабочие места с вредными или опасными условиями проводить СОУТ нужно каждые пять лет.

    • для должностного лица, в обязанности которого входит организация спецоценки при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. В последнем случае штраф за отсутствие специальной оценки условий труда может быть заменен дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет;
    • для индивидуального предпринимателя при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. Штраф за непроведение СОУТ в случае повторения такого проступка может быть заменен остановкой работы предпринимателя на срок до 90 суток;
    • для компаний любых форм собственности при первичном нарушении – штраф от 60 до 80 тысяч рублей, при повторном – от 100 до 200 тысяч рублей. Вместо денежного взыскания при повторном выявлении проблемы наказание может иметь форму остановки работы на срок до 90 суток.

При сдаче декларации в ГИТ их поджидал неприятный сюрприз. В некоторой степени декларация сыграла роль явки с повинной. При приеме декларации трудиснпекторы вручили им повестки о необходимости дать пояснения в связи с нарушением сроков проведения спецоценки.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения. И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП.

Также повышается ответственность работодателя в отношении своевременной передачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда. В соответствии с изменениями в статью 19.5 КоАП РФ, для должностного лица размер штрафа составит от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

Эксперт организации, проводившей оценку, при совершении нарушений несет административную ответственность как должностное лицо. Если в судебном порядке его отстранят от выполнения должностных обязанностей, он может лишиться сертификата, который дает право выполнять работы по спецоценке, сроком не менее 10 лет. Подробнее здесь.

Кроме того, ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что совершение административного правонарушения, определенного ч. 6 этой статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

Обоснование. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других сумм в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2022 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2022 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2022года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

СОУТ — это исследование рабочих зон на предмет наличия факторов, опасных для жизни и здоровья работника или отсутствие таковых факторов. Процедура также призвана улучшить качество и своевременность начисления утвержденных выплат сотрудникам, работающим в условиях с повышенным риском.

Штраф за отсутствие СОУТ

Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье. Поэтому в этом году штрафы за отсутствие СОУТ и другие нарушения в этой области являются достаточно крупными.

Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье.

  • Ознакомление работников с условиями труда на их рабочих местах
  • Уведомление экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ
  • Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — ГНТОТ)
  • Размещение информации об условиях труда по результатам проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии)

28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее 426-ФЗ). В связи с принятием данного нормативного правового акта 28 декабря 2013 года Федеральным законом &8470; 421-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения

При всем этом компания не вправе проводить специальную оценку самостоятельно: согласно 426-ФЗ она должна привлечь для этого специализированную организацию, внесенную в реестр Минтруда. Это означает, что работодателю необходимо со всей строгостью подойти к выбору исполнителя работ, чтобы найти ответственную и грамотную компанию с большим опытом, способную выполнить все требования действующего законодательства.

Некоторые работодатели считают, что главное – провести спецоценку в положенные сроки: на качество выполнения работ и соблюдение правил, установленных законом 426-ФЗ и приказом Минтруда № 33н, контролирующие органы не обратят особого внимания. Это в корне неверно: чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно ознакомиться с содержанием части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. В этом разделе кодекса прямо сказано, что нарушение СОУТ и непроведение этой процедуры считаются равнозначными проступками, и за них предусмотрено одинаковое наказание.

«Предлагаем внести статью 41.1, которая за невыполнение работодателем установленной законодательством Московской области обязанности по выделению квотируемых рабочих мест для лиц, указанных в абзацах третьем-седьмом статьи 3 закона Московской области № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест», влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пяти до 15 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей», – сказал председатель комитета Мособлдумы по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Андрей Голубев, чьи слова приводятся в материале.

Как следует из текста закона, квоты предоставляются для инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, выпускников образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, выпускников профессиональных образовательных организаций в возрасте до 20 лет, ищущих работу впервые.

Специальная оценка условий труда

  • Нарушение трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права. На должностные лица налагается административный штраф в размере 1-5 тысяч рублей, на юридические лица 30-50 тысяч рублей.
  • Нарушение ТЗ (трудового законодательства) и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, которое ранее уже подвергалось админ. наказанию за аналогичное нарушение.
    На должностные лица налагается штраф в размере 10-20 тысяч рублей, на юридических — 50-70 тысяч рублей.
  • Нарушение работодателем определенного ФЗ порядка проведения СОУТ (специальной оценки условий труда) на рабочих местах либо ее не проведение. На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица — 60-80 тысяч рублей.
  • Допуск сотрудников к работе без прохождения обязательного и периодического медицинских осмотров. На должностные лица налагается штраф, в размере 10-20 тысяч рублей, на юридические лица — 80-100 тысяч рублей.
  • Допуск к осуществлению трудовой деятельности работника, не прошедшего обучение и проверку знаний по ОТ в установленном порядке. На должностные лица налагается штраф, в размере 15-20 тысяч рублей, на юридические лица — 110-130 тысяч рублей
  • Не предоставление работникам средств ИЗ (индивидуальной защиты).На должностные лица налагается штраф, в размере 20-30 тысяч рублей, на юридические лица — 130-150 тысяч рублей.
  • Не соблюдение гос. нормативов по ОТ по обеспечению безопасности сотрудников при эксплуатации сооружений, зданий, оборудования и т.д. На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица — 50-70 тысяч рублей

Доплата за вредные условия труда: размер надбавки к заработной плате за вредность на работе — ТК РФ

Компенсационные меры не предполагаются, если условия соответствуют норме. Однако в ходе проведения СОУТ могут быть выявлены несоответствующие факторы, повышающие класс. В данной ситуации требуется установить соответствующую доплату, а также увеличить ежегодный отпуск.

Деятельность в опасной зоне оплачивается по ТК РФ с дополнительной оплатой 4% от основного оклада, также учитываются отраслевые соглашения, которые увеличивают размер выплаты-компенсации за вредные условия труда для выделенных категорий, кому она положена.

Как указано в ст. 379 ТК, сотрудник может просто отказаться от работы, если видит, что она не отвечает соответствующим критериям безопасности, т.е. создаёт угрозу его жизни и здоровью. При этом за ним сохраняются положенные ему льготы и возможности. Нужно отметить, что, как указано в ст. 4, наниматель не имеет права требовать от него приступить к работе – это будет считаться принудительным трудом.

  • безопасность персонала при эксплуатации объектов, инструментов, протекании технологических процессов и т.д.;
  • деятельность комплекса по охране труда;
  • использование надлежащих средств, имеющих соответствующие сертификаты, для защиты сотрудников как в общем, так и в индивидуальном порядке;
  • условия для работы, отвечающие положенным критериям безопасности труда;
  • рабочий график, отвечающий актуальным критериям, закреплённым в профильном законодательстве;
  • покупку и выдачу группам сотрудников, задействованных на работах в неблагоприятных условиях, за свой счёт средств защиты и дезинфекции, имеющих положенные сертификаты;
  • обучение сотрудников надлежащим способам работы и приёмам оказания помощи;
  • организацию профильных инструктажей, соответствующих стажировок и мер по контролю знаний аспектов охраны труда;
  • отказ в допуске к работе лиц, не прошедших профильный инструктаж, стажировку и проверку уровня знаний;
  • контроль за условиями работы и корректностью применения сотрудниками положенных им защитных средств;
  • оценку параметров труда в соответствии с положениями профильного законодательства;
  • проведение за свой счёт (в ситуациях, прописанных в законодательстве) медосмотров сотрудников, как регулярного, так и единичного характера, а также их психиатрических обследований с предоставлением на это время положенных по ТК льгот и гарантий;
  • отказ в допуске к работе лиц, не прошедших обязательное медобследование или имеющих противопоказания по состоянию здоровья;
  • донесение до сотрудников информации о параметрах, относящихся к охране труда и связанных с ними вопросах;
  • предоставление соответствующим госструктурам местного и общефедерального уровня, а также профильным подразделениям профсоюзов, необходимых им данных и документов;
  • организацию мероприятий по профилактике ЧП и сбережению жизни и здоровья персонала в случае их возникновения;
  • расследование и учёт профзаболеваний и несчастных случаев в порядке, прописанном в ТК и профильных законах;
  • организацию для персонала соответствующего санитарно-бытового и медицинского обеспечения, а также доставку заболевших сотрудников в медучреждение;
  • свободный допуск уполномоченных представителей соответствующих госструктур и профильных общественных организаций для принятия ими надлежащих мер по контролю параметров труда и выполнению других соответствующих действий;
  • выполнение предписаний уполномоченных представителей соответствующих госструктур местного и общефедерального уровня;
  • рассмотрение обращений профильных общественных организаций в сроки, прописанные в ТК и законодательстве;
  • обязательное соцстрахование сотрудников от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • информирование сотрудников об актуальных требованиях в сфере охраны труда;
  • составление и ввод в действие инструкций по охране труда с учётом соображений представителей сотрудников в порядке, прописанном в ст. 372 ТК;
  • наличие подборки соответствующих документов с требованиями к профильным аспектам охраны труда.

Минтруд РФ, основываясь на положениях ФЗ № 426-ФЗ, подготовил разъяснения от 16.01.2022, в соответствии с которыми процедуру проводят все работодатели, которыми по ТК РФ являются физические и юридические лица, имеющие трудовые отношения с сотрудником. Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2022 году грозит работодателям всех форм собственности.

Для новых рабочих мест и для организаций, которые созданы после вступления закона в силу, спецоценку необходимо провести не позже 12 месяцев с даты их ввода в действие (п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ). Аналогичный период установлен для перемещенного в новое помещение рабочего места (Письмо Минтруда РФ от 23.01.2022 № 15-1/ООГ-169).

Тема: Сохранение гарантий и льгот при изменении класса условий труда после проведения СОУТ среднему и младшему медицинскому персоналу, участвующему в оказании психиатрической помощи

Вместе с тем специально для медицинских работников согласно ст. 350 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда применяются в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (сокращение продолжительности рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3-я, 4-я степень) или опасными (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ); повышение размера оплаты труда (ст. 147 ТК РФ); предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, если условия труда признаны вредными (2, 3,
4-я степень) или опасными (ч. 1 ст. 117 ТК РФ)).

Рекомендуем прочесть:  Льгота беременным на получение витаминов
Мария Антонова
Оцените автора