Правовые аспекты взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов при обнаружении признаков преступлений в ходе проверок и ревизий
Проверки и ревизии являются эффективным средством выявления признаков преступлений, особенно в финансово-хозяйственной деятельности. По своей правовой природе они могут быть: а) процессуальными, когда проводятся по требованию органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при проверке сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ); б) непроцессуальными (служебными), осуществляемыми должностными лицами предприятий, учреждений и организаций самостоятельно, т. е. без требования следователя, для решения задач, возложенных на них соответствующими законодательными и ведомственными нормативными актами. Об обнаруженных в процессе производства служебных проверок и ревизий признаках преступлений проверяющие, как правило, обязаны информировать правоохранительные органы. Проблема заключается в том, что проверочная (ревизионная) деятельность и порядок взаимодействия проверяющих различных ведомств с правоохранительными органами регулируются отдельными нормативными актами, что обусловливает значительные трудности на практике. В первую очередь эти трудности связаны с отсутствием (в ряде случаев) нормативно закрепленной обязанности проверяющих информировать правоохранительные органы о выявленных в ходе проверки признаках преступлений. Так, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации предусматривает, что в правоохранительные органы могут быть направлены материалы ревизий, проведенных по различным основаниям по инициативе хозяйствующих субъектов и контролирующих органов, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов ревизии в установленном порядке (ч. 2 п. 26 Инструкции) . ——————————— См.: Приказ Минфина России от 14 апреля 2022 г. N 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2022. N 7.
В Таможенном кодексе РФ и нормативном акте «Порядок организации и проведения таможенной ревизии», утвержденном Приказом ГТК РФ от 11 июня 2022 г. N 663, также не установлен срок для направления таможенным органом информации о преступлении и необходимых материалов в соответствующие правоохранительные органы. «Порядок организации и проведения таможенной ревизии» указывает только, что при выявлении в ходе таможенной ревизии признаков правонарушений или преступлений, возбуждение дел по которым входит в компетенцию иных правоохранительных и государственных органов, указанная информация и копии имеющихся материалов направляются в соответствующие органы (ч. 6 п. 20). Представляется, что аналогичная норма (с указанием срока для передачи информации и материалов) должна содержаться и в ст. 376 Таможенного кодекса, регламентирующей вопросы проведения таможенной ревизии. Достаточно подробно порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел при обнаружении в ходе налоговой проверки признаков преступлений регулирует Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления . ——————————— См.: Приказ МВД России и МНС России от 22 января 2022 г. N 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Российская газета. 2022. 6 марта.
Примерный образец рапорта об обнаружении признаков преступления
Результаты проверки в свою очередь служат основанием для возбуждения, либо для отказа в возбуждении производства по уголовному делу. Основанием для составления рапорта являются какие-либо факты противоправных деяний, о которых стало известно представителю закона. Рапорт о выявленном преступлении должен быть оформлен в следующих случаях:
Это, так называемые, публичные дела, которые не требуют заявления пострадавшего. В этих случаях рапорт о выявлении преступного деяния является достаточным поводом для дальнейшего возбуждения уголовного преследования.
Первоначальные действия в случаях обнаружения признаков преступлений в сфере компьютерной информации
Признаки 1 и 2 могут свидетельствовать об имевших место фактах неправомерного доступа к ЭВМ или о нарушении правил её эксплуатации (ст. 272 – 273). Признак 3 помимо этого может свидетельствовать и о появлении в ЭВМ вредоносной программы.
Следовательно, наибольшее значение на данном этапе имеют результаты осмотра ЭВМ и машинных носителей, в ходе которого фиксируются следы нарушения целостности и (или) конфиденциальности информационной системы и её элементов. Анализ первичных данных о расследуемом событии позволяет конкретизировать механизм совершенного преступления и определить дальнейшие направления расследования и розыскных мероприятий. Важную роль играют действия собственника информационной системы и его сотрудников, которые в отдельных случаях могут выступать в качестве специалистов при производстве следственных действий.
В Случае Выявления Признаков Преступления
Проверка налогоплательщика органами внутренних дел так же, как и налоговая, должна проводиться в срок не более 2 месяцев (в исключительных случаях этот срок продляется до 3 месяцев). Поскольку окончанием проверки является день подписания акта проверки налогоплательщика всеми проверяющими, до этого момента в необходимых случаях следует произвести:
В доказательство противоправности выявленных нарушений в описательной части акта указываются те нормы законодательства, которые были нарушены налогоплательщиком. Поскольку факт налогового правонарушения должен быть подтвержден в акте проверки документально, проверяющие в обязательном порядке должны отразить в нем соответствующие документы, свидетельствующие о нарушении законодательства о налогах и сборах. Указанные документы должны быть приложены к акту как являющиеся вещественными доказательствами по уголовному делу, к которому они впоследствии приобщаются согласно ч. 2 ст. 81 УПК РФ. Первичные и иные документы должны быть изъяты у налогоплательщика со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Статья 143 УПК РФ
9. В литературе высказано мнение, что в процессе работы по проверке информации о преступлении «возможно возникновение иных (то есть кроме рапорта) предусмотренных ч. 1 ст. 140 УПК поводов для возбуждения уголовного дела. Так, если информация о преступлении поступила от конкретного лица и имеется возможность обеспечить его участие в составлении необходимых документов, то в материалах проверки появляется (наряду с рапортом) предусмотренное ст. 141 УПК заявление о преступлении» .
50. В этой связи если и правомерно бы было подымать вопрос о возможности привлечения в указанной ситуации кого-либо к уголовной ответственности, то следовало бы вести речь не о должностном лице, к которому поступило сообщение, а о лице, которое представило сообщение о преступлении. Иначе мы можем дойти до абсурдной аналогии с процессом принятия устного заявления о преступлении. Если лицо, которому поступило сообщение о преступлении, может быть привлечено к уголовной ответственности за заведомо ложный донос, то почему к этого же рода уголовной ответственности нельзя привлечь лицо, составившее протокол принятия устного заявления о преступлении или протокол явки с повинной?
Обнаружение признаков преступления в ходе предварительного расследования
Современные определения практически не изменились. В частности, предварительное расследование рассматривается как деятельность органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, изобличается и привлекается в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление, принимаются меры по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, а также по возмещению ущерба, нанесенного преступлением[13].
Pressing questions of preliminary investigation of detection of signs of a crime are investigated during this activity. As the basic method of studying of problems the comparative analysis of the criminally-remedial legislation of the Azerbaijan Republic and the Russian Federation is used.
Комментарии к статье о порядке составления рапорта об обнаружении признаков состава преступления
- Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
- Кражи и ограбления.
- Общественно опасные деяния, в результате которых привлекаются иные структуры защиты граждан и правопорядка (МЧС, МВД и др.).
- Дела, расследуемые в рамках ГПК РФ.
- Преступления против правительственных структур.
Во всех этих случаях заявления от граждан не требуются. Рапорт, составленный сотрудником правоохранительной службы, является основанием для возбуждения преследования. Показателем высокого уровня труда полицейского в таком случае становится факт раскрытия им совершённого злодеяния.
Часть 1
Одной из наиболее значимых причин такого результата является недостаточная эффективность проведения и использования результатов оперативно-розыскных мероприятий. Непроизводительные затраты здесь обусловлены не только недоработками сотрудников оперативных служб, но и недостатками, допускаемыми при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) в расследовании.
С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 290 УК, выражается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.
Рапорт об обнаружении признаков преступления
Преступления происходят не только на гражданке, но и в сфере военной службы. Однако, если обычный гражданин может пройти мимо преступления и никак не отреагировать на него, то обязанность военнослужащего если не пресечь, то доложить о имеющем место правонарушении. В таком случае составляется особый документ, который именуется рапортом. Это документ, который рассказывает о готовящемся преступлении, или уже совершенном.
Чем больше будет поясняющей информации, тем вероятнее будет результат. Ослушавшись, военнослужащий может подвести не только командование, но также, он подведет следствие, которое сможет разобраться в уголовном деянии.
Порядок приема, регистрации, учета и разрешения в органах внутренних сообщений о преступлениях: общая характеристика — 4801
Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии принимаются любым уполномоченным сотрудником органов внутренних дел.
Вывод: Для принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела необходимо наличие хотя бы одного из поводов, перечисленных в ст.140 УПК РФ. Под поводами в смысле вышеуказанной статьи понимается сообщение о совершенном преступлении, оформленное в определенной законом форме.
В Случае Выявления Признаков Преступления
9. Форма рапорта об обнаружении признаков преступления определена в прилож. 1 к ст. 476 УПК. В соответствии с этой формой в указанном рапорте подлежат отражению наименование начальника органа предварительного следствия или дознания, которому адресован рапорт, наименование документа, доклад и его процессуальное основание, содержательная часть — обстоятельства совершенного деяния и источник информации, должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение; число, месяц и год составления рапорта, подпись должностного лица, составившего рапорт. Рапорт составляется должностным лицом, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и обязанным принять это сообщение.
Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, место и способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.
Непосредственное обнаружение признаков преступления как повод к возбуждению уголовного дела Попов Алексей Павлович
Таким образом, можно сделать вывод, что в Уставе «непосредственное усмотрение следователя» толковалось весьма узко. Этот повод мог иметь место лишь тогда, когда следователь сам оказывался в гуще криминальных событий. Причем в Уставе четко записано, что следователь должен был прежде интерпретировать явление как «преступление». Именно как преступление, а не как признаки преступления. Уставу известны оба этих понятия. Во всех других случаях обнаружения информации о признаках преступления, следователь должен был ставить в известность прокурора, переадресовывая ему анализ данных и принятие решения по результатам этого анализа. Прокурор и его товарищи, согласно ст. 311 Устава, могли «возбуждать дела как по доходящим до них сведениям, так и по непосредственно ими усмотренным преступлениям или признакам преступных деяний».
Как видим, прокурор мог принимать решения не только на основании «непосредственного усмотрения», но и при получении информации из других источников. Законодатель, подчеркивая широкие права прокуратуры, не стал ограничивать ее полномочия к возбуждению дела привязкой к непосредственному усмотрению, как он это сделал в отношении следователя. «Права прокуратуры по возбуждению уголовного преследования, — пишет С.И.Викторский, — очень широки: она может возбуждать дела не только по непосредственно усмотренным ею преступлениям или признакам преступного деяния, но и по всяким, доходящим до нее сведениям, следовательно, и по слухам (ст. 311 Устава); и раз прокурор возбудил уголовное преследование по известному делу, судебный следователь обязан начать предварительное следствие, не входя в рассмотрение основательности этого возбуждения».
Рапорт об обнаружении признаков преступления
1.1. В зависимости от содержания ответа в комитете проведут проверку и скажут результат. По результатам проверки примут решение возбудить или отказать в возбуждении уголовного дела или передать по под следственное или территориальности.
3.2. Доброго времени суток. Данное процессуальное нарушение не является существенным и не может являться основанием для отмены приговора. Более того, срок регистрации рапорта не является пресекательным и не влияет на законность возбуждения уголовного дела.
В Случае Выявления Признаков Преступления
Неверно мнение, будто поводом к возбуждению уголовного дела из этой деятельности является обнаружение должностным лицом самых первых данных, побуждающих заинтересоваться каким-либо событием.[4] Существенным признаком повода является указание (в заявлении, сообщении и т. д.) на определенное преступное деяние. Для первых данных это не характерно. Например, трое мужчин привлекли к себе внимание инспекторов ОБХСС необычным поведением: у магазина «Автомобили» они предлагали купить часы к автомобилю, доставали из-под одежды детали автомобилей, часто совещались друг с другом. Такие данные не указывают на какое-либо определенное преступное деяние. Поэтому они не могут быть расценены как повод к возбуждению уголовного дела.
Непосредственное обнаружение признаков преступления может выглядеть по-разному.[1] В одних случаях работники милиции являются очевидцами преступления, в других — признаки преступления обнаруживаются в результате получения объяснений в связи с каким-либо происшествием, осмотром места происшествия, в ходе профилактической деятельности органов милиции и т. д. Было бы неточным отождествлять внешнее выражение непосредственного обнаружения признаков преступления как повод к возбуждению уголовного дела с внешним выражением какого-либо одного из этих случаев.
Приложение N 1
При этом к иностранному гражданину, предъявившему документы, свидетельствующие о наличии у него иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции, с момента возбуждения уголовного дела не применяются меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, а с момента возбуждения дела об административном правонарушении — меры обеспечения.
1.1.1(a). При официальном подтверждении территориальным подразделением МИДа России соответствующего иммунитета у иностранного гражданина, совершившего правонарушение, необходимо направить в территориальные подразделения МИДа России ходатайство об отзыве иммунитета у данного лица по форме, приведенной в Приложении N 5. После подтверждения территориальным подразделением МИДа России иммунитета к такому лицу не должны применяться меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, а в случае возбуждения дела об административном правонарушении — меры обеспечения.
Первоначальные действия в случаях обнаружения признаков преступлений в сфере компьютерной информации
Первоначальные действия в случаях обнаружения признаков преступлений в сфере компьютерной информации — Лекция, раздел Информатика, Правовая информатика и кибернетика как отрасль знания и учебная дисциплина Для Преступлений В Сфере Компьютерной Информации Характерны Следующие Типовые.
Признаки 1 и 2 могут свидетельствовать об имевших место фактах неправомерного доступа к ЭВМ или о нарушении правил её эксплуатации (ст. 272 – 273). Признак 3 помимо этого может свидетельствовать и о появлении в ЭВМ вредоносной программы.