В Случае Выявления Признаков Преступления

Содержание

Правовые аспекты взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов при обнаружении признаков преступлений в ходе проверок и ревизий

Проверки и ревизии являются эффективным средством выявления признаков преступлений, особенно в финансово-хозяйственной деятельности. По своей правовой природе они могут быть: а) процессуальными, когда проводятся по требованию органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при проверке сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ); б) непроцессуальными (служебными), осуществляемыми должностными лицами предприятий, учреждений и организаций самостоятельно, т. е. без требования следователя, для решения задач, возложенных на них соответствующими законодательными и ведомственными нормативными актами. Об обнаруженных в процессе производства служебных проверок и ревизий признаках преступлений проверяющие, как правило, обязаны информировать правоохранительные органы. Проблема заключается в том, что проверочная (ревизионная) деятельность и порядок взаимодействия проверяющих различных ведомств с правоохранительными органами регулируются отдельными нормативными актами, что обусловливает значительные трудности на практике. В первую очередь эти трудности связаны с отсутствием (в ряде случаев) нормативно закрепленной обязанности проверяющих информировать правоохранительные органы о выявленных в ходе проверки признаках преступлений. Так, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации предусматривает, что в правоохранительные органы могут быть направлены материалы ревизий, проведенных по различным основаниям по инициативе хозяйствующих субъектов и контролирующих органов, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов ревизии в установленном порядке (ч. 2 п. 26 Инструкции) . ——————————— См.: Приказ Минфина России от 14 апреля 2022 г. N 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2022. N 7.

В Таможенном кодексе РФ и нормативном акте «Порядок организации и проведения таможенной ревизии», утвержденном Приказом ГТК РФ от 11 июня 2022 г. N 663, также не установлен срок для направления таможенным органом информации о преступлении и необходимых материалов в соответствующие правоохранительные органы. «Порядок организации и проведения таможенной ревизии» указывает только, что при выявлении в ходе таможенной ревизии признаков правонарушений или преступлений, возбуждение дел по которым входит в компетенцию иных правоохранительных и государственных органов, указанная информация и копии имеющихся материалов направляются в соответствующие органы (ч. 6 п. 20). Представляется, что аналогичная норма (с указанием срока для передачи информации и материалов) должна содержаться и в ст. 376 Таможенного кодекса, регламентирующей вопросы проведения таможенной ревизии. Достаточно подробно порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел при обнаружении в ходе налоговой проверки признаков преступлений регулирует Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления . ——————————— См.: Приказ МВД России и МНС России от 22 января 2022 г. N 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Российская газета. 2022. 6 марта.

Рекомендуем прочесть:  Помощь Молодой Семье В Курской Области

Примерный образец рапорта об обнаружении признаков преступления

Результаты проверки в свою очередь служат основанием для возбуждения, либо для отказа в возбуждении производства по уголовному делу. Основанием для составления рапорта являются какие-либо факты противоправных деяний, о которых стало известно представителю закона. Рапорт о выявленном преступлении должен быть оформлен в следующих случаях:

Это, так называемые, публичные дела, которые не требуют заявления пострадавшего. В этих случаях рапорт о выявлении преступного деяния является достаточным поводом для дальнейшего возбуждения уголовного преследования.

Первоначальные действия в случаях обнаружения признаков преступлений в сфере компьютерной информации

Признаки 1 и 2 могут свидетельствовать об имевших место фактах неправомерного доступа к ЭВМ или о нарушении правил её эксплуатации (ст. 272 – 273). Признак 3 помимо этого может свидетельствовать и о появлении в ЭВМ вредоносной программы.

Следовательно, наибольшее значение на данном этапе имеют результаты осмотра ЭВМ и машинных носителей, в ходе которого фиксируются следы нарушения целостности и (или) конфиденциальности информационной системы и её элементов. Анализ первичных данных о расследуемом событии позволяет конкретизировать механизм совершенного преступления и определить дальнейшие направления расследования и розыскных мероприятий. Важную роль играют действия собственника информационной системы и его сотрудников, которые в отдельных случаях могут выступать в качестве специалистов при производстве следственных действий.

В Случае Выявления Признаков Преступления

Проверка налогоплательщика органами внутренних дел так же, как и налоговая, должна проводиться в срок не более 2 месяцев (в исключительных случаях этот срок продляется до 3 месяцев). Поскольку окончанием проверки является день подписания акта проверки налогоплательщика всеми проверяющими, до этого момента в необходимых случаях следует произвести:

В доказательство противоправности выявленных нарушений в описательной части акта указываются те нормы законодательства, которые были нарушены налогоплательщиком. Поскольку факт налогового правонарушения должен быть подтвержден в акте проверки документально, проверяющие в обязательном порядке должны отразить в нем соответствующие документы, свидетельствующие о нарушении законодательства о налогах и сборах. Указанные документы должны быть приложены к акту как являющиеся вещественными доказательствами по уголовному делу, к которому они впоследствии приобщаются согласно ч. 2 ст. 81 УПК РФ. Первичные и иные документы должны быть изъяты у налогоплательщика со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 143 УПК РФ

9. В литературе высказано мнение, что в процессе работы по проверке информации о преступлении «возможно возникновение иных (то есть кроме рапорта) предусмотренных ч. 1 ст. 140 УПК поводов для возбуждения уголовного дела. Так, если информация о преступлении поступила от конкретного лица и имеется возможность обеспечить его участие в составлении необходимых документов, то в материалах проверки появляется (наряду с рапортом) предусмотренное ст. 141 УПК заявление о преступлении» .

50. В этой связи если и правомерно бы было подымать вопрос о возможности привлечения в указанной ситуации кого-либо к уголовной ответственности, то следовало бы вести речь не о должностном лице, к которому поступило сообщение, а о лице, которое представило сообщение о преступлении. Иначе мы можем дойти до абсурдной аналогии с процессом принятия устного заявления о преступлении. Если лицо, которому поступило сообщение о преступлении, может быть привлечено к уголовной ответственности за заведомо ложный донос, то почему к этого же рода уголовной ответственности нельзя привлечь лицо, составившее протокол принятия устного заявления о преступлении или протокол явки с повинной?

Обнаружение признаков преступления в ходе предварительного расследования

Современные определения практически не изменились. В частности, предварительное расследование рассматривается как деятельность органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, изобличается и привлекается в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление, принимаются меры по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, а также по возмещению ущерба, нанесенного преступлением[13].

Pressing questions of preliminary investigation of detection of signs of a crime are investigated during this activity. As the basic method of studying of problems the comparative analysis of the criminally-remedial legislation of the Azerbaijan Republic and the Russian Federation is used.

Рекомендуем прочесть:  Где Взять Миллион Рублей Не Гражданину Рф

Комментарии к статье о порядке составления рапорта об обнаружении признаков состава преступления

  1. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
  2. Кражи и ограбления.
  3. Общественно опасные деяния, в результате которых привлекаются иные структуры защиты граждан и правопорядка (МЧС, МВД и др.).
  4. Дела, расследуемые в рамках ГПК РФ.
  5. Преступления против правительственных структур.

Во всех этих случаях заявления от граждан не требуются. Рапорт, составленный сотрудником правоохранительной службы, является основанием для возбуждения преследования. Показателем высокого уровня труда полицейского в таком случае становится факт раскрытия им совершённого злодеяния.

Часть 1

Одной из наиболее значимых причин такого результата является недостаточная эффективность проведения и использования результатов оперативно-розыскных мероприятий. Непроизводительные затраты здесь обусловлены не только недоработками сотрудников оперативных служб, но и недостатками, допускаемыми при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) в расследовании.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 290 УК, выражается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе.

Рапорт об обнаружении признаков преступления

Преступления происходят не только на гражданке, но и в сфере военной службы. Однако, если обычный гражданин может пройти мимо преступления и никак не отреагировать на него, то обязанность военнослужащего если не пресечь, то доложить о имеющем место правонарушении. В таком случае составляется особый документ, который именуется рапортом. Это документ, который рассказывает о готовящемся преступлении, или уже совершенном.

Чем больше будет поясняющей информации, тем вероятнее будет результат. Ослушавшись, военнослужащий может подвести не только командование, но также, он подведет следствие, которое сможет разобраться в уголовном деянии.

Порядок приема, регистрации, учета и разрешения в органах внутренних сообщений о преступлениях: общая характеристика — 4801

Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии принимаются любым уполномоченным сотрудником органов внутренних дел.

Вывод: Для принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела необходимо наличие хотя бы одного из поводов, перечисленных в ст.140 УПК РФ. Под поводами в смысле вышеуказанной статьи понимается сообщение о совершенном преступлении, оформленное в определенной законом форме.

В Случае Выявления Признаков Преступления

9. Форма рапорта об обнаружении признаков преступления определена в прилож. 1 к ст. 476 УПК. В соответствии с этой формой в указанном рапорте подлежат отражению наименование начальника органа предварительного следствия или дознания, которому адресован рапорт, наименование документа, доклад и его процессуальное основание, содержательная часть — обстоятельства совершенного деяния и источник информации, должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение; число, месяц и год составления рапорта, подпись должностного лица, составившего рапорт. Рапорт составляется должностным лицом, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и обязанным принять это сообщение.

Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, место и способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Непосредственное обнаружение признаков преступления как повод к возбуждению уголовного дела Попов Алексей Павлович

Таким образом, можно сделать вывод, что в Уставе «непосредственное усмотрение следователя» толковалось весьма узко. Этот повод мог иметь место лишь тогда, когда следователь сам оказывался в гуще криминальных событий. Причем в Уставе четко записано, что следователь должен был прежде интерпретировать явление как «преступление». Именно как преступление, а не как признаки преступления. Уставу известны оба этих понятия. Во всех других случаях обнаружения информации о признаках преступления, следователь должен был ставить в известность прокурора, переадресовывая ему анализ данных и принятие решения по результатам этого анализа. Прокурор и его товарищи, согласно ст. 311 Устава, могли «возбуждать дела как по доходящим до них сведениям, так и по непосредственно ими усмотренным преступлениям или признакам преступных деяний».

Рекомендуем прочесть:  По Программе Переселения Из Аварийногл Домов Саратов Дом Включен В Этапс 2022 По 2025 Иожро Подать В Суд О Предоставлении Жилья Саратов

Как видим, прокурор мог принимать решения не только на основании «непосредственного усмотрения», но и при получении информации из других источников. Законодатель, подчеркивая широкие права прокуратуры, не стал ограничивать ее полномочия к возбуждению дела привязкой к непосредственному усмотрению, как он это сделал в отношении следователя. «Права прокуратуры по возбуждению уголовного преследования, — пишет С.И.Викторский, — очень широки: она может возбуждать дела не только по непосредственно усмотренным ею преступлениям или признакам преступного деяния, но и по всяким, доходящим до нее сведениям, следовательно, и по слухам (ст. 311 Устава); и раз прокурор возбудил уголовное преследование по известному делу, судебный следователь обязан начать предварительное следствие, не входя в рассмотрение основательности этого возбуждения».

Рапорт об обнаружении признаков преступления

1.1. В зависимости от содержания ответа в комитете проведут проверку и скажут результат. По результатам проверки примут решение возбудить или отказать в возбуждении уголовного дела или передать по под следственное или территориальности.

3.2. Доброго времени суток. Данное процессуальное нарушение не является существенным и не может являться основанием для отмены приговора. Более того, срок регистрации рапорта не является пресекательным и не влияет на законность возбуждения уголовного дела.

В Случае Выявления Признаков Преступления

Неверно мнение, будто поводом к возбуждению уголовного дела из этой дея­тельности является обнаружение должностным лицом самых первых данных, побуж­дающих заинтересоваться каким-либо событием.[4] Существенным признаком повода является указание (в заявлении, сообщении и т. д.) на определенное преступное дея­ние. Для первых данных это не характерно. Например, трое мужчин привлекли к себе внимание инспекторов ОБХСС необычным поведением: у магазина «Автомо­били» они предлагали купить часы к автомобилю, доставали из-под одежды детали автомобилей, часто совещались друг с другом. Такие данные не указывают на какое-либо определенное преступное деяние. Поэтому они не могут быть расценены как повод к возбуждению уголовного дела.

Непосредственное обнаружение признаков преступления может выглядеть по-раз­ному.[1] В одних случаях работники милиции являются очевидцами преступления, в других — признаки преступления обнаруживаются в результате получения объясне­ний в связи с каким-либо происшествием, осмотром места происшествия, в ходе про­филактической деятельности органов милиции и т. д. Было бы неточным отождест­влять внешнее выражение непосредственного обнаружения признаков преступления как повод к возбуждению уголовного дела с внешним выражением какого-либо од­ного из этих случаев.

Приложение N 1

При этом к иностранному гражданину, предъявившему документы, свидетельствующие о наличии у него иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции, с момента возбуждения уголовного дела не применяются меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, а с момента возбуждения дела об административном правонарушении — меры обеспечения.

1.1.1(a). При официальном подтверждении территориальным подразделением МИДа России соответствующего иммунитета у иностранного гражданина, совершившего правонарушение, необходимо направить в территориальные подразделения МИДа России ходатайство об отзыве иммунитета у данного лица по форме, приведенной в Приложении N 5. После подтверждения территориальным подразделением МИДа России иммунитета к такому лицу не должны применяться меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, а в случае возбуждения дела об административном правонарушении — меры обеспечения.

Первоначальные действия в случаях обнаружения признаков преступлений в сфере компьютерной информации

Первоначальные действия в случаях обнаружения признаков преступлений в сфере компьютерной информации — Лекция, раздел Информатика, Правовая информатика и кибернетика как отрасль знания и учебная дисциплина Для Преступлений В Сфере Компьютерной Информации Характерны Следующие Типовые.

Признаки 1 и 2 могут свидетельствовать об имевших место фактах неправомерного доступа к ЭВМ или о нарушении правил её эксплуатации (ст. 272 – 273). Признак 3 помимо этого может свидетельствовать и о появлении в ЭВМ вредоносной программы.

Мария Антонова
Оцените автора