Сохранить коллектив при ликвидации госоргана

Статья 16

1. При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.

2. При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.

Особенности сокращения гражданских служащих

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22).

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Наиболее верным представляется подход в отношении ликвидации казенных учреждений субъектов РФ. В силу того, что имущество, переданное такому юридическому лицу, находится у него на праве оперативного управления, а за публично-правовым образованием сохраняется право собственности, то было бы логично и это соответствует институту ликвидации юридического лица, оставшееся движимое и недвижимое имущество передать собственнику, в казну. На основании изложенного необходимым представляется внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ № 539 и муниципальные акты.

Ликвидация органов государственной власти и органов местного самоуправления имеет ряд существенных особенностей. Так, в большей степени данная процедура урегулирована подзаконными актами, актами государственных органов субъектов РФ и муниципальными актами, нормы же ФЗ «О некоммерческих организациях»[1] и ГК РФ[2] применяются только в случае, если он не урегулирован специальным законодательством, так, например, положения ст. 19 ФЗ «О некоммерческих организациях», посвященной ликвидации некоммерческих организаций не применяются к казенным учреждениям.

  • заработная плата за фактически отработанное время;
  • компенсация за неиспользованные дни отпуска;
  • пособие по временной нетрудоспособности (при наличии больничного листа);
  • иные выплаты в зависимости от особенности и категории работника.

1 Пункт 6 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2022 г. № 460 (ред. от 10 июня 2022 г.) «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Р. просил взыскать с ООО «Торговый Дом Тамбовский» дополнительную компенсацию за расторжение трудового договора до истечения срока, указанного в ч. 2 ст. 180 ТК РФ, выходное пособие, проценты за нарушение срока выплаты при увольнении, компенсацию неиспользованного отпуска и морального вреда, а также судебные расходы.

На основании изложенного судебная коллегия постановила решение Московского районного суда г. Нижнего Новгорода оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения (Кассационное определение Нижегородского областного суда от 25.10.2011 по делу № 33‑10242).

Ликвидация общественной организации

  • принятия решения и формирования комиссии;
  • составление необходимых документов и подача их в регистрирующий орган;
  • назначения сроков, уведомление кредиторов, партнеров, государственных органов;
  • составления промежуточного баланса;
  • расчет с кредиторами;
  • распоряжения остаточным имуществом;
  • составление ликвидационного баланса;
  • внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Если завершение работы происходит по решению судебных органов, собрания и принятия решения не требуется. В этом случае суд самостоятельно принимает решение о ликвидации, если оно вступает в законную силу – это уже является основанием для исключения такого лице из реестра юридических лиц.

Какие гарантии предоставляются гражданским служащим при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы

В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 указано, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации государственного органа, сокращении его штата либо численности, ответчиком должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии — хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ о государственной службе. При этом под предложением о вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

Гарантии, предоставляемые гражданским служащим при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы, имеют ряд особенностей по сравнению с указанными гарантиями в ТК. Одна из особенностей состоит в том, что гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности может быть предоставлена возможность замещения иной должности гражданской службы не только в том же государственном органе, но и в другом государственном органе.

Рекомендуем прочесть:  Бесплатные лекарства для инвалидов 1 группы на 2022 год

Статья 16

2. При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.
При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращении штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.
Комментарий к статье 16
1. Ликвидация государственных органов или их реорганизация происходит в процессе совершенствования системы и деятельности государственных органов, повышения их эффективности, внедрения более прогрессивных технологий.
2. Ликвидация государственного органа влечет за собой его прекращение без перехода принадлежащих ему прав и обязанностей в порядке правопреемства, а также увольнение государственных служащих. Оно производится и в том случае, если они дали согласие на перевод в другой государственный орган. Служащий, переведенный в другой орган, заключает с ним новый трудовой договор.
3. Реорганизация государственного органа может быть проведена путем: слияния его с другим государственным органом; разделения на два или несколько самостоятельных органов; выделения из одного государственного органа отдельных структур, на базе которых создаются другие органы, и преобразования государственного органа, т.е. изменения его правового статуса.
При реорганизации государственного органа в любой из названных форм его права и обязанности реализуются правопреемником.
Реорганизация, как правило, влечет за собой сокращение штата.
4. Государственным служащим, увольняемым в связи с ликвидацией госоргана или по сокращению штата, помимо гарантий, предусмотренных ст. 40.2 КЗоТ, в соответствии с настоящей статьей предоставляется ряд социальных гарантий, в том числе по трудоустройству (см. разъяснение Министерства труда РФ от 8 апреля 1996 г. N 2 «О порядке высвобождения работников федеральных органов исполнительной власти и предоставления им в связи с этим социальных гарантий и компенсаций») .
———————————
Бюллетень Минтруда РФ. 1996. N 5.
5. Согласно п. 1 настоящей статьи, государственному служащему, увольняемому в связи с ликвидацией государственного органа, должна быть предложена иная государственная должность государственной службы в другом органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.
При увольнении по сокращению штата другая работа должна быть предложена прежде всего в том же государственном органе. И только при невозможности предоставления такой работы — в другом.
6. Если государственный служащий, уволенный в связи с ликвидацией государственного органа или по сокращению штата, не был трудоустроен в соответствии с его профессией, квалификацией и занимаемой ранее должностью, он в соответствии с п. 2 настоящей статьи вправе пройти переподготовку (переквалификацию) с тем, чтобы занять иную государственную должность. Однако такая возможность гарантирована не всем уволенным, а только тем, которые работали на основании трудового договора, заключенного на неопределенный срок. Причем эти гарантии предоставляются при условии, что трудоустройство с учетом профессии, квалификации и занимаемой ранее должности было невозможно. Если же уволенный отказался от предложенной ему государственной должности, в том числе и в другом государственном органе, переподготовка (переквалификация) и предоставление возможности занять иную должность ему не гарантируются.
7. За государственным служащим, которому в соответствии с п. 2 настоящей статьи гарантируется переподготовка (переквалификация), на весь ее период сохраняется денежное содержание по занимаемой до увольнения государственной должности и непрерывный трудовой стаж.
По окончании переподготовки (переквалификации) ему предоставляется возможность замещения государственной должности государственной службы в соответствии с новой профессией и квалификацией.
8. При увольнении государственного служащего в связи с ликвидацией государственного органа или по сокращению штата ему выплачивается выходное пособие и средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев. При этом, в отличие от правила, предусмотренного ст. 40.3 КЗоТ, выходное пособие при исчислении сохраняемого среднего заработка не учитывается.
9. Настоящий Закон не определяет размера выходного пособия, поэтому в данном случае следует руководствоваться ст. 40.3 КЗоТ, в соответствии с которой работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией или проведением мероприятий по сокращению штата, выдается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (см. п. 3 разъяснения Министерства труда РФ от 8 апреля 1996 г. N 2). Пособие выплачивается в день увольнения вместе с другими причитающимися суммами.
10. Средний заработок за три следующие после увольнения месяца выплачивается государственному служащему либо по месту прежней работы в дни выдачи заработной платы, либо по месту и в сроки, определенные соответствующим государственным органом.
11. Выплата выходного пособия и среднего заработка не ставится в зависимость от того, поступил ли государственный служащий в течение этого срока на другую работу, в том числе и на любую государственную должность.
12. Государственный служащий, уволенный в связи с ликвидацией государственного органа или по сокращению штатов и не трудоустроенный в соответствии с его профессией и квалификацией, остается в реестре государственных служащих с указанием «в резерве» (см. коммент. к ст. 8 Закона). При этом за ним в течение года со дня увольнения сохраняется непрерывный стаж государственной службы.

Рекомендуем прочесть:  Сколько Часов Вождение В Автошколе 2022

В силу ч. 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ в течение двухмесячного срока уведомления о сокращении в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со ст. 48 Закона № 79-ФЗ. По результатам такой аттестации служащим, обладающим преимущественным правом на замещение должности, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Что делать сотрудникам при реорганизации предприятия

Данные мероприятия должны проводиться в течение всего срока предупреждения о грядущих изменениях в деятельности предприятия (не менее двух месяцев). Если не одно из предложений нанимателя не было принято сотрудником, подлежащим сокращению, то договор с ним может быть расторгнут в соответствии со ст. 81 ТК РФ в связи с невозможностью перевода или отказом от него.

  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Статья 179. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работниковПри сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

13.07.2022 был принят ФЗ №210 , который вступил в силу через месяц – 13.08.2022. Этот нормативный акт внес ряд коррективов в ст. 178 ТК РФ , регулирующую порядок начисления компенсаций в случае увольнения при ликвидации компании или при сокращении штата (численности).

Очень часто споры между работодателем и уволенными работниками возникают именно по причине невыплаты положенных компенсаций. Согласно ст. 64 ГК РФ требования по перечислению задолженности по заработной плате и выходным пособиям удовлетворяются во вторую очередь, после возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью.

Статья 16

2. При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.
При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращении штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.
Комментарий к статье 16
1. Ликвидация государственных органов или их реорганизация происходит в процессе совершенствования системы и деятельности государственных органов, повышения их эффективности, внедрения более прогрессивных технологий.
2. Ликвидация государственного органа влечет за собой его прекращение без перехода принадлежащих ему прав и обязанностей в порядке правопреемства, а также увольнение государственных служащих. Оно производится и в том случае, если они дали согласие на перевод в другой государственный орган. Служащий, переведенный в другой орган, заключает с ним новый трудовой договор.
3. Реорганизация государственного органа может быть проведена путем: слияния его с другим государственным органом; разделения на два или несколько самостоятельных органов; выделения из одного государственного органа отдельных структур, на базе которых создаются другие органы, и преобразования государственного органа, т.е. изменения его правового статуса.
При реорганизации государственного органа в любой из названных форм его права и обязанности реализуются правопреемником.
Реорганизация, как правило, влечет за собой сокращение штата.
4. Государственным служащим, увольняемым в связи с ликвидацией госоргана или по сокращению штата, помимо гарантий, предусмотренных ст. 40.2 КЗоТ, в соответствии с настоящей статьей предоставляется ряд социальных гарантий, в том числе по трудоустройству (см. разъяснение Министерства труда РФ от 8 апреля 1996 г. N 2 «О порядке высвобождения работников федеральных органов исполнительной власти и предоставления им в связи с этим социальных гарантий и компенсаций») .
———————————
Бюллетень Минтруда РФ. 1996. N 5.
5. Согласно п. 1 настоящей статьи, государственному служащему, увольняемому в связи с ликвидацией государственного органа, должна быть предложена иная государственная должность государственной службы в другом органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.
При увольнении по сокращению штата другая работа должна быть предложена прежде всего в том же государственном органе. И только при невозможности предоставления такой работы — в другом.
6. Если государственный служащий, уволенный в связи с ликвидацией государственного органа или по сокращению штата, не был трудоустроен в соответствии с его профессией, квалификацией и занимаемой ранее должностью, он в соответствии с п. 2 настоящей статьи вправе пройти переподготовку (переквалификацию) с тем, чтобы занять иную государственную должность. Однако такая возможность гарантирована не всем уволенным, а только тем, которые работали на основании трудового договора, заключенного на неопределенный срок. Причем эти гарантии предоставляются при условии, что трудоустройство с учетом профессии, квалификации и занимаемой ранее должности было невозможно. Если же уволенный отказался от предложенной ему государственной должности, в том числе и в другом государственном органе, переподготовка (переквалификация) и предоставление возможности занять иную должность ему не гарантируются.
7. За государственным служащим, которому в соответствии с п. 2 настоящей статьи гарантируется переподготовка (переквалификация), на весь ее период сохраняется денежное содержание по занимаемой до увольнения государственной должности и непрерывный трудовой стаж.
По окончании переподготовки (переквалификации) ему предоставляется возможность замещения государственной должности государственной службы в соответствии с новой профессией и квалификацией.
8. При увольнении государственного служащего в связи с ликвидацией государственного органа или по сокращению штата ему выплачивается выходное пособие и средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев. При этом, в отличие от правила, предусмотренного ст. 40.3 КЗоТ, выходное пособие при исчислении сохраняемого среднего заработка не учитывается.
9. Настоящий Закон не определяет размера выходного пособия, поэтому в данном случае следует руководствоваться ст. 40.3 КЗоТ, в соответствии с которой работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией или проведением мероприятий по сокращению штата, выдается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (см. п. 3 разъяснения Министерства труда РФ от 8 апреля 1996 г. N 2). Пособие выплачивается в день увольнения вместе с другими причитающимися суммами.
10. Средний заработок за три следующие после увольнения месяца выплачивается государственному служащему либо по месту прежней работы в дни выдачи заработной платы, либо по месту и в сроки, определенные соответствующим государственным органом.
11. Выплата выходного пособия и среднего заработка не ставится в зависимость от того, поступил ли государственный служащий в течение этого срока на другую работу, в том числе и на любую государственную должность.
12. Государственный служащий, уволенный в связи с ликвидацией государственного органа или по сокращению штатов и не трудоустроенный в соответствии с его профессией и квалификацией, остается в реестре государственных служащих с указанием «в резерве» (см. коммент. к ст. 8 Закона). При этом за ним в течение года со дня увольнения сохраняется непрерывный стаж государственной службы.

Рекомендуем прочесть:  По Какому Косгу Отразить Стенд И Вывески

Увольнение при банкротстве

С прекращением процесса банкротства, соответственно отпадают основания для прекращения трудовых договоров по п.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Возможным инициативным вариантом остаётся увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Но возможно введение и более мягких мер, способствующих оздоровлению компании:

Если следствием банкротства на последнем этапе становится ликвидация предприятия, то законодательство не ограничивает права учредителя по увольнению всех работников. Но, если организация-банкрот не ликвидируется, и в качестве руководителя выступает временный управляющий, условия увольнения некоторого контингента могут иметь свои нюансы.

Увольнение руководителя или директора при ликвидации предприятия

Процесс увольнения директора, который является наёмным работником, достаточно прост, но всё же он требует аккуратности и точного соблюдения норм законодательства. Любая ошибка может стать причиной обращения бывшего сотрудника в судебные органы за защитой от неправомерного расторжения трудового соглашения.

  1. Наёмный работник получает выходное пособие равное среднемесячной заработной плате. Кроме того, в связи с необходимостью трудоустройства он может рассчитывать на такие выплаты в течение следующих двух, иногда трёх месяцев.
  2. Единственный учредитель, занимавший должность директора, имеет право на получение выходного пособия, которое связано с ликвидацией предприятия. Если бюджет компании не позволяет осуществить такую выплату, то сотрудник может уволиться по собственному желанию. Эта мера освободит организацию от дополнительных затрат.
  3. При отстранении от работы в связи с банкротством предприятия выходное пособие директору не выплачивается.

Мария Антонова
Оцените автора