Возможными Функциями Должностных Лиц По Ук Рф

Должностное лицо в УК РФ — понятие и признаки

Должностные лица выполняют свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Следовательно и временное, то есть в течение определенного срока выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций или занятие должностей, так же может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции только в государственных и муниципальных учреждениях. Лица, выполняющие такие функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах несут ответственность по гл. 23 УК РФ.

Присвоение полномочий должностного лица (ст

Объективные факторы — это внешние по отношению к должностному лицу условия, в которых или с учетом которых оно вынуждено действовать (квалификация сослуживцев, отсутствие чрезвычайных обстоятельств, предельно допустимый объем работы и т.п.).

Однако халатность может быть выражена и в форме действия — закон указывает, что наказуемым является не только невыполнение служебных обязанностей, но и ненадлежащее их выполнение. В этом случае виновный выполняет свои служебные обязанности, но делает это недобросовестно: он или не выполняет всех действий, которые должен был выполнить в данной конкретной ситуации, или, хотя и выполняет все требуемые действия, они не полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

Должностное лицо это ук рф

2. В качестве основного объекта преступного посягательства выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительные объекты — права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив.

Злоупотребление должностными полномочиями ( УК РФ)

Родовой объект злоупотребления должностными полномочиями, равно как и иных преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК, — общественные отношения, содержание которых составляет охраняемая уголовным законом, направленная на защиту личности, общества и государства деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественную опасность нецелевого расходования бюджетных средств, предвидит причинение крупного ущерба в результате своих действий и желает этого.

Понятие должностного лица

Вторая категория субъектов — лица, занимающие государственные должности РФ. Под таковым в соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К ним в первую очередь относятся должности президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, федеральных министров, Председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный Прокурор РФ, Председатель Счетной палаты и т.д.

Законные распоряжения представителя власти, обусловленные предоставленными ему полномочиями, обязательны для исполнения. Обязательность исполнения законных распоряжений представителя власти обеспечивается авторитетом государственного органа власти, от имени которого он действует. В предусмотренных законом случаях деятельность представителя власти может быть подкреплена принудительным воздействием. Например, в целях защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, работники милиции имеют право в исключительных случаях в качестве крайней меры применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Такое же право предоставлено, например, и сотрудникам таможенных органов, судебным приставам. Представитель власти как лицо, осуществляющее функции власти, в соответствии с законом является должностным лицом. В примечании к статье 318 УК РФ сказано: «Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости». Михлина А.С. Уголовное право российской Федерации, особенная часть, 2022.

Ук рф должностное лицо это

Ведь отношения, которые регулируются соответствующими нормами уголовного и административного права, имеют свою специфику, которая не позволяет отождествлять многие понятия этих отраслей права с понятиями гражданского права. Понятие «должностное лицо» используется и в ГК, и в УК, и в КоАП. Но содержание этого понятия не одинаково. Природа ответственности по УК и КоАП в принципе схожа, «имеет единые корни», поэтому и содержание многих понятий в них совпадает. ГК же в ст. ст. 1069 — 1071 регулирует абсолютно иную ответственность. Здесь должностное лицо не является субъектом ответственности, так как ответственность возлагается на соответствующие публично-правовые образования, от имени которых действует должностное лицо.

Рекомендуем прочесть:  Постанволение Правительства Вологодской Области О Выплатах Ветеранам Труда

ГК. По ст. 1069 ГК РФ В ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» приводится следующее определение: «Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения». В Гражданском кодексе также используется понятие должностного лица. Больший интерес вызывают нормы, посвященные ответственности публично-правовых образований за вред, причиненный их органами и должностными лицами.
Имеются в виду ст. ст.

Возможными Функциями Должностных Лиц По Ук Рф

В доктринальной литературе было высказано основанное на Европейской конвенции об уголовной ответственности за кор­рупцию 2022 г. весьма логичное и заслуживающее внимания предложение дополнить Уголовный кодекс РФ и отнести к должностным лицам лиц, представляющих интересы России, субъекта РФ или муниципального образования в российской или международной организации, а также должностных лиц иностранных государств, которые занимают назначаемые или выборные должности в органе законодательной, исполнитель­ной или судебной власти иностранного государства, либо от­правляют государственные функции в интересах иностранного государства, либо являются сотрудниками межправительствен­ной, межгосударственной или международной организации.

Один и тот же субъект может обладать как одним из пере­численных признаков, так и несколькими. Например, началь­ник горотдела милиции обладает властными полномочиями и в то же время выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обви­нительном приговоре необходимо указать лишь тот признак должностного лица, который был использован при совершении преступного деяния.

Ст ук рф бездействие должностного лица

Кроме того, бездействие может быть разовым – одномоментным, или длящимся – длительное уклонение от выполнения обязанностей. При этом, если лицо уклоняется от выполнения обязанностей длительное время, преступное бездействие охватывает весь период. Добровольное выполнение обязанности в этом случае может повлечь освобождение от уголовной ответственности, а некоторых случаях даже меры поощрительного характера, в том числе денежных выплат.

Еще одним основанием могут служить особенности существующей между виновным и пострадавшим связи. Например, обязанность осуществления родителями действий, направленных на сохранение здоровья и жизни своих детей, либо аналогичная обязанность лиц, ухаживающих за недееспособными гражданами.

Ук рф должностное лицо это

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 4.

И это объяснимо. Наделяя определённые категории лиц специальными полномочиями, необходимыми для осуществления государственной власти, государство правомочно установить особые требования по ответственности этих лиц. В силу этого вопросы о субъекте должностных преступлений всегда находились в центре внимания научных исследований. В любой период времени, характеризующийся достаточным развитием науки уголовного права, проблематике субъектов служебных преступлений и их ответственности уделялось пристальное внимание. Вместе с тем, несмотря на значительный и не утихающий интерес со стороны учёных и практических работников к данной теме, нельзя сказать, что все основные проблемы решены.

Должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции

Должностное лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции. Содержанием административно-хозяйственных функций является осуществление полномочий по контролю и распоряжению имуществом, совершению сделок с ним, ответственному хранению и т. п.

*См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» от 30 марта 1990 г. (п. 5) // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.

Понятие должностного лица

В то же время лица, хотя и имеющие отношение, например, к материальным ценностям, но выполняющие чисто технические или производственные функции не признаются должностными. Именно поэтому заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания такого лица субъектом должностного преступления, если при этом оно не осуществляет функций по управлению или распоряжению этими ценностями (например, организует их доставку, распределяет по другим снабженческим точкам).

Четвертая категория субъектов — лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления. Глава органа местного самоуправления избирается на территории муниципального образования и наделяется полномочиями для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Сводный перечень государственных должностей РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 11. 01.1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 173; 1996. № 52. Ст. 5912; 1998. № 43. Ст. 5337.

Определение должностного лица в УК РФ и проблемы совершенствования его законодательной конструкции

6 «другие представители государства, действующие в официальном или полуофициальном качестве» (ст. 11) либо «государственные служащие», включая сотрудников правоохранительных органов, исправительных учреждений, работников системы социального обеспечения и военнослужащих (п.«е» ст. 4). Национальное уголовное законодательство различных государств также не придерживается единой терминологии и единого толкования терминов, обозначающих лиц, виновных в коррупционных и иных преступлениях, совершаемых ими с использованием служебных полномочий или служебного положения. Так, при характеристике указанных лиц, УК Голландии употребляет термины «публичный служащий», который применяется ко всем лицам, избираемым на публичную должность в соответствии с законом», «судьям», тем «у кого есть юрисдикция в вопросах управления», «весь персонал вооруженных сил», (ст. 84), а также «публичный служащий или любое другое лицо, выполняющее постоянно или временно какую-либо публичную должность» (ст ). В УК Дании речь идет о лице, совершающем соответствующие преступления «в процессе осуществления государственных полномочий или функции» ( 144, 145, ), либо «лице, наделенном юрисдикцией или иной государственной властью принимать решения по любому вопросу, касающемуся законных прав частных лиц» ( 146). По УК Испании должностные преступления, взяточничество и т.п., совершают «должностное лицо или государственный служащий» (ст. 404, 405, 419, 420, , 428 и др.). В 13 ст. 115 УК Польши разъясняется понятие «публичное должностное лицо», употребляемое в законе, которое включает исчерпывающий перечень лиц, начиная с Президента РП и кончая лицом, находящемся на действительной военной службе, исключая тех государственных чиновников и лиц, работающих в органах самоуправления, кто выполняет вспомогательные функции, а в ст и др. говорится о тех субъектах преступлений против деятельности государственных учреждений и органов территориального самоуправления, кто «выполняет публичную функцию» или совершает преступление «в 86 связи с выполнением публичной функции». В УК Франции специальными субъектами посягательств на государственное управление называются: «лицо, обладающее публичной властью и действующее при исполнении своих полномочий» (ст ); «лицо, обладающее публичной властью или выполняющее обязанности по государственной службе» (ст ); «лицо, обладающее публичной властью или выполняющее обязанности по государственной службе и действующее при осуществлении или в связи с осуществлением своих полномочий или обязанностей» (ст ). УК ФРГ в указанных целях использует термин «должностное лицо», включая чиновников, судей, лиц, связанных прочими государственно-правовыми отношениями по должности или выполняющих в органе власти или любом другом учреждении задачи государственного управления либо выполняющих эти задачи по их поручению (ч.2 11), а также «лиц, специально уполномоченных на выполнение публичных обязанностей» (ч.4 11). В качестве субъектов должностных преступлений законодатель также признает «должностное лицо или лицо, специально уполномоченное на выполнение публичных обязанностей» ( ). Последним признается тот, кто, не будучи должностным лицом, в органе власти или любом другом учреждении, в обществе или ином объединении, предприятии или фирме выполняет задачи государственного управления и на основе закона обязан их добросовестно выполнить (ч.4 11). Согласно УК Швейцарии преступные деяния против служебных обязанностей совершают «члены выборного органа, чиновники, призванные осуществлять служебную власть, или лица, осуществляющие служебную власть» (ст ). В ст. 160 УК Эстонской Республики дается понятие субъекта должностных преступлений «должностного лица», которым признается любое лицо, занимающее должность в учреждении, на предприятии или в организации, основывающихся на любой форме собственности, если на него возложены государством или собственником управленческие, надзорные, распорядительные, оперативные или организационные обязанности, обязанности по упорядочению движения материальных ценностей или функции представителя власти.

1 Определение должностного лица в УК РФ и проблемы совершенствования его законодательной конструкции Сидоров Б.В. доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Казанского государственного университета Фахриев М.М. председатель Бавлинского городского (районного) суда Республики Татарстан В статье комментируется законодательное определение должностного лица, исследуются его признаки и виды, на основе анализа соответствующих международно-правовых актов, российского законодательства, зарубежного уголовного законодательства и литературы по исследуемой проблематике обосновывается необходимость изменения редакции примечания к ст. 285 УК РФ, предлагается его новая редакция, даются рекомендации по совершенствованию ряда статей УК, предусматривающих ответственность должностных лиц. Власть подобна соли: ее следует употреблять в меру. Тибетская пословица Должностное лицо специальный субъект преступления, который является элементом составов преступлений, предусмотренных более чем 56 статьями УК РФ. При этом в составах преступлений, предусмотренных в 23-х статьях УК (ст. ст. 140, 149, 169, 170, 215-1, , 289, 290, 292, 293, и 345) должностное лицо выступает в качестве обязательного элемента каждого из этих составов преступления, в 3-х статьях УК (ст. 237 ч.2, 336 ч.2, 354 ч.2) как признак их квалификационных составов, в 25 статьях УК (ст. 136 ч.2, 137 ч.2, 138 ч.2, 139 ч.3, 141 ч.2 п. «6», 144 ч.2, 145-1, 146 ч.3 п. «г», 159 ч.3, 160 ч.3, 174 ч.3 п. «6», ч.3 п. «6», 175 ч.3, 178 ч.2, 184 ч.4, 188 ч.3 п. «б», 189 ч.3, ч.2, ч.2 п. «в», 241 ч.2 п. «а», 282 ч.2 п. «6», ч.3, 226 ч.3 п. «в», 229 ч.2 п.» в») как признак квалифицированных составов в альтернативе с государственным служащим, служащим местного самоуправления, в ст. 292 УК в качестве необходимого элемента данного состава в альтернативе с указанными видами служащих, а в ст как элемент этого состава в альтернативе с лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной некоммерческой организации. В то же время в качестве субъекта преступления, предусмотренного ст. 354 ч.2 УК, названы лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, должности субъ- 81

Страна Советов

обязанность совершить действие существует ещё до возникновения опасности;
Ø совершение определённого действия является прямой обязанностью конкретного лица;
Ø бездействие лица приводит к возникновению опасности.

6. Служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и со­ответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной форме, т.е. без
учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки). Поэтому следует устано­вить необходимость совершения определенных действий по службе с точки зрения
не только служебных обязанностей данного должностного лица, но и очевидности
(явности) объективной ситуации, требующей от должностного лица совершить не­
обходимые действия по службе. В пункте 10-1 постановления № 4 Пленума
Верховного Суда Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. указано: «Неисполнение
служебных действий — это… бездействие должностного лица в условиях, когда оно
должно было и могло совершить необходимые действия, входящие в круг служеб­ных обязанностей».

Определение должностного лица по ук рф

В теории отечественного уголовного права на определении понятия должностного лица как субъекта должностного преступления, особенно применительно к УК РСФСР 1960 г., акцентировалось внимание в ряде научных трудов, специально посвященных проблемам ответственности за должностные преступления. В частности, в этих трудах, исходя из четкого деления по УК РСФСР 1960 г., УК других союзных республик бывшего СССР, принятых в 1959-1961 гг., и УК РФ 1996 г. всех должностных лиц по такому критерию, как содержание выполняемых функций, на три категории — 1) представителей власти, 2) лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции, и 3) лиц, выполняющих административно-хозяйственные функции, — высказаны суждения об определении должностных лиц каждой из названных категорий и соответственно первого из указанных признаков должностного лица.

Содержание функции представителя власти, а следовательно и характер действий представителя власти, определяются задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с неопределенно широким кругом лиц, не находящихся в его административном подчинении.

Фролов и партнеры

6. Квалифицирующим признаком халатности согласно ч. 2 является неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. При этом возникает конкуренция с общими нормами, предусматривающими ответственность за причинение указанных последствий (ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118). Предпочтение должно отдаваться специальной норме, в качестве которой выступает ст. 293.

удовлетворено. Данным решением с Г. взысканы в пользу П. суммы долга в размере 15500 рублей. Также из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем О. возбуждено исполнительное производство (решение Абинского районного суда Краснодарского края от 6 февраля 2022 года по делу N 2-174/2022 г.).

Ук рф должностное лицо это

Действие при халатности заключается в ненадлежащем выполнении виновным своих должностных функций (недобросовестно, нерадиво, кое-как). При этом в поведении лица могут сочетаться неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей.

Если отношение должностного лица к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей характеризуется недобросовестностью, то в этом случае отношение указанного лица к последствиям деяния выражается в форме легкомыслия. Если же отношение должностного лица к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей характеризуется небрежностью, то отношение его к последствиям преступления может выражаться только в форме небрежности. Субъект – должностное лицо.

Мария Антонова
Оцените автора