Является ли справка об инвалидности по психзаболеванию основанием для не привлечения к административной ответственности

При этом, санкция ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ является единой для всех нарушителей (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей) и применяется в указанном размер и к гражданам, являющимся инвалидами I или II группы. В указанном случае на основании части 2 статьи 4.1. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, только при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица.

является инвалидом I или II группы, к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, в случае парковки автомобиля на парковочном месте, предназначенном для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов, при отсутствии на автомобиле знака «Инвалид»

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Можно ли привлечь к административной

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, к числу которых относится «отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие) ».

Если и этого не было сделано, то надзорная инстанция, рассматривающая жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, обязана отменить такое постановление и все решения об оставлении такого постановления без изменения, принятые по делу.

Несоблюдение требований актов, попавших под регуляторную гильотину, не является основанием привлечения к административной ответственности

Так, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если правонарушение выразилось в несоблюдении обязательных требований, если их несоблюдение в соответствии с ч. 3 – ч. 4 и ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2022 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Как обжаловать привлечение к административной ответственности

Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а в случае, если решение принималось судом – в вышестоящий суд. Выбор суда, в который необходимо обжаловать постановление о привлечении вас к ответственности, зависит от того, кто вынес данное решение:

Условия труда работников-инвалидов

Для крупных компаний с числом работников от 100 человек установлена обязательная квота на трудоустройство сотрудников с ограниченными возможностями. Их количество в штате компании должно составлять от 2 до 4% персонала. Из численности для расчета исключаются «вредники», так как, хотя работа инвалидов во вредных условиях труда по ТК РФ не регламентирована, ее запрещают санитарные правила.

В случае проверок действия инспектора по охране труда при наличии в штате учреждения среди работников инвалида с третьей группы инвалидности, не говоря уж о второй или первой, сводятся к проверке документов. Информацию о предоставляемых сотруднику льготах, продолжительности рабочей смены, продолжительности отпусков и прочее целесообразно отразить в трудовом договоре, чтобы избежать лишних вопросов. Если набор льгот меняется, например, в связи с пересмотром присвоенной группы инвалидности, то это необходимо указать в дополнительном соглашении.

Вызывает сомнения действенность наложения на неустановленное лицо такого вида наказания, как административный штраф. Однако предлагаемый вариант хотя и не решает всех возникающих вопросов, но существенно эффективнее той модели, которая используется сегодня, когда протокол либо вообще не составляется по причине отсутствия данных о правонарушителе, либо составляется, но не рассматривается, либо же рассматривается, но постановление не может быть реализовано, так как наказание вынесено в отношении невиновного или даже несуществующего лица.

Рекомендуем прочесть:  Возврат Формы При Увольнении

Полагаем, что смысл идентификации личности правонарушителя в производстве по делам об административных правонарушениях в абсолютном большинстве случаев заключается не в том, чтобы точно установить анкетные данные соответствующего лица, а в том, чтобы ответить на вопрос: этот ли человек совершил данное административное правонарушение или нет? Исключение из этого правила, по-видимому, связано лишь с реализацией ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

Вправе ли физическое лицо, сообщившее в надзорный орган о фактах нарушения юридическим лицом его прав, за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, спор по которой подведомственен арбитражному суду, обжаловать в арбитражный суд вынесенное надзорным органом по его обращению постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения?

С учетом п. 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, Постановления Президиума ВАС РФ от 03.04.2007 № 13988/06 арбитражный суд учитывает только фактические обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции; правовая оценка, данная судом общей юрисдикции (в т.ч. о том, что имело место событие административного правонарушения, совершенного указанной организацией), для арбитражного суда обязательной не является, но может быть им учтена.

Ответственность за нарушение прав инвалидов: новации законодательства

Российская Федерация Федеральным законом (далее — ФЗ) от 03.05.2012 № 46-ФЗ[2] ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая подлежит обязательному применению. Положения Конституции РФ и Конвенции во многом похожи. В соответствии с Конвенцией инвалиды наравне с другими наделены возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. С момента ратификации Россия обязана принять надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.[3] Необходимые меры для формирования Доступной среды определены ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Положения части первой данной статьи в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2022 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

  • Пункт 5 Статья 5 — изменения в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой, ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида.

Работник получил инвалидность

Если работник принес только справку или отказывается от рекомендаций, прописанных в ИПРА, то рекомендуем запросить с него соответствующее заявление. В этом случае работодатель освобождается от ответственности за исполнение ИПРА, в соответствии с ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

Далее кадровый работник обращает внимание на разделы: «Рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности. » (виды труда, не отмеченные в этой графе, допустимы для инвалида); «Рекомендуемые условия труда», «Рекомендации по оснащению специального рабочего места. ». Сравните рекомендации в медицинских документах с обязанностями, которые выполняет работник по своей должности.

Человек, чью дееспособность суд рассматривает, имеет право самостоятельно или через своего представителя изложить свою позицию при условии, если его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни либо для жизни или здоровья окружающих. В противном случае дело может быть рассмотрено по месту нахождения гражданина, в том числе в помещении психиатрического или психоневрологического учреждения, с участием самого гражданина (ч. 1 ст. 284 ГПК РФ).

  • члены семьи;
  • близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) независимо от факта совместного с ним проживания;
  • органы опеки и попечительства;
  • медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь;
  • стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Условия труда работников-инвалидов

Этот список работодатель вправе дополнить другими документами, обусловленными характером будущей работы, например, справкой об отсутствии судимости, которая необходима педагогам. Требовать же документы о состоянии здоровья не допускается, если работа не связана с вредными или опасными производственными факторами или если должность не поименована в приложении № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

Если же ИПР позволяет трудиться, условия труда не являются вредными, а работодатель готов дооборудовать рабочее место или предложить другое подходящее по здоровью, с работником заключается дополнительное соглашение, в котором фиксируются все новые условия.

Является ли справка об инвалидности по психзаболеванию основанием для не привлечения к административной ответственности

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если работник не представляет работодателю ИПРА (отказывается от соблюдения ее рекомендаций), он, по нашему мнению, может продолжать работу по указанной должности на тех условиях, которые оговорены в трудовом договоре. Однако работодатель обязан выполнять лишь общие требования законодательства, касающиеся условий труда всех инвалидов 1 группы, в частности, ему необходимо установить продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю.

Обоснование позиции:
В соответствии с частью первой ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ), ст. 224 ТК РФ работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации (далее — ИПРА). ИПРА представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (часть первая ст. 11 Закона N 181-ФЗ). В ИПРА, в частности, приводятся рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности. Данные рекомендации обязательны для работодателя (часть вторая ст. 11 Закона N 181-ФЗ).
В то же время в силу части первой ст. 11 Закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации имеет для самого инвалида рекомендательный характер и последний вправе отказаться от реализации ИПРА как в части, так и в целом. В этом случае согласно части седьмой ст. 11 Закона N 181-ФЗ организация-работодатель освобождается от ответственности за исполнение ИПРА работника-инвалида (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30.03.2022 по делу N 33-1041/2022, определение Московского городского суда от 06.08.2010 N 4г/1-6734, решение Советского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 06.02.2022 по делу N 12-57/2022).
Отметим, что законодательство не содержит указаний на право или обязанность работодателя требовать от работника-инвалида представления документов, определяющих медицинские показания для его трудовой деятельности. Также законодательство не содержит требования об обязательном представлении и сроках представления ИПРА самим работником-инвалидом. Следовательно, и ответственность за отсутствие у работодателя ИПРА в ситуации, когда указанную программу не представил сам работник-инвалид, либо за непредставление ИПРА работником работодатель нести не должен. Полагаем, было бы целесообразно в указанной ситуации письменно запросить у работника, являющегося инвалидом I группы, ИПРА, и в случае отказа работника от представления ИПРА данный отказ зафиксировать. Это помогло бы работодателю в случае возникновения спора с работником-инвалидом относительно непредставления ему соответствующих ИПРА условий труда (либо аналогичных претензий со стороны трудовой инспекции) подтвердить тот факт, что он не был ознакомлен с указанным документом или хотя бы предпринял меры для ознакомления с ним.
Таким образом, создать необходимые условия труда для работника-инвалида работодатель может только при наличии рекомендаций, содержащихся в ИПРА инвалида, при этом ИПРА представляется инвалидом самостоятельно работодателю в случае волеизъявления инвалида на реализацию ИПРА (смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2022 N 33-636/15, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 21.02.2012 по делу N 33-4537/2012). Поэтому если работник не представляет работодателю ИПРА (отказывается от соблюдения ее рекомендаций), он, по нашему мнению, может продолжать работу по указанной должности на тех условиях, которые оговорены в трудовом договоре*(1).
Работодатель обязан выполнять лишь общие требования законодательства, касающиеся условий труда всех инвалидов 1 группы:
— установить продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю;
— предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней (часть вторая ст. 115 ТК РФ, часть пятая ст. 23 Закона N 181-ФЗ);
— предоставлять по заявлению работника отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (часть вторая ст. 128 ТК РФ);
— привлекать к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в ночное время только с согласия инвалида и при условии, что такие работы не запрещены ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (часть пятая ст. 96, часть пятая ст. 99, часть седьмая ст. 113 ТК РФ, часть четвертая ст. 23 Закона N 181-ФЗ).
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (часть первая ст. 76 ТК РФ) (смотрите определении Волгоградского областного суда от 23.10.2022 N 33-12126/2022).
Одним из оснований прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, является признание работника полностью не способным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 5 части первой ст. 83 ТК РФ). Кроме того, трудовое законодательство допускает также увольнение работника по п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ, если в соответствии с медицинским заключением он нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, но такая работа отсутствует у работодателя, или он отказался от предложенной работодателем другой работы (часть третья ст. 73 ТК РФ).
Из указанных норм следует, что работодатель обязан отстранить, перевести или уволить работника только при наличии медицинских противопоказаний и в соответствии с медицинским заключением. Сам по себе факт присвоения гражданину 1 группы инвалидности с установлением 3 степени ограничения к трудовой деятельности не свидетельствует о том, что данное лицо является полностью нетрудоспособным. Как следует из пп. «ж» п. 7 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.08.2022 N 585н, 3 степень способности к трудовой деятельности может означать как способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц, так и невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма. Таким образом, прекращение трудового договора по п. 5 части первой ст. 83 ТК РФ с работником, которому установлена I группа инвалидности и 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности, без подтверждения факта полной нетрудоспособности недопустимо (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, вопрос 4 с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).

Охрана труда инвалидов

Рекомендация: в ситуации, когда работник подлежит психиатрическим освидетельствованиям или обязательным медосмотрам по ст. 213 ТК РФ, факт инвалидности будет установлен по результатам медосмотра в виде заключения. Такое заключение работодатель получит по результатам предварительных освидетельствований соискателя. Если врачебная комиссия установит невозможность выполнения трудовых обязанностей, трудовой договор не заключайте.

  • для инвалидов I и II группы должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю. При этом заработную плату выплачивают в полном объеме, без учета сокращенной продолжительности рабочего времени (абз. 4 ч. 1 ст. 92 ТК РФ, ч. 3 ст. 23 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов»). Неисполнение этого требования влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП до 5 000 руб., на юридических лиц — до 50 000 руб.

Во-первых, повторное привлечение к административной ответственности регулируется частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это значит, что повторная административная ответственность по закону не возможна. Напомним, лицо считается подвергнутым административному наказанию в течении одного года с момента исполнения постановления (оплаты штрафа).
Во-вторых, привлечению к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, посвящен пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Согласно данной норме, если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, либо его только собираются возбудить и будет установлено, что уже имеются:
1. постановление о назначении административного наказания по тому же самому факту, или
2. постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по тому же самому факту, или
3. постановления о возбуждении уголовного дела по тому же самому факту, в таком случае производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено либо подлежит прекращению.
На практике возникают большие вопросы относительно применения данных норм. Отсутствуют общие разъяснения, которые бы оговаривали бы все проблемы повторного привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, существует достаточно большой объем судебной практики, которая помогает найти ответ на данный вопрос, когда есть привлечение к административной ответственности два раза за одно и то же административное правонарушение, а когда нет.
Позиция Верховного суда РФ по вопросу повторного привлечения к административной ответственности содержится в ответе на вопрос № 21 в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
Вопрос № 21: В течение какого срока с момента привлечения лица к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно повторное привлечение его к административной ответственности, если лицо продолжает совершать данное правонарушение, например проживает без паспорта или без регистрации?
Ответ: В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

По общему правилу КоАП РФ привлечение к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, не допускается.
Однако, необходимо разграничивать случаи, где есть два административных правонарушения и к административной ответственности привлекают дважды, а где есть только одно административное правонарушение и имеется повторная административная ответственность.
Можно говорить о таком явлении как повторное привлечение к административной ответственности в связи с наличием в Кодексе РФ об административных правонарушениях нескольких норм.

Мария Антонова
Оцените автора