Государство Как Участник Гражданских Правоотношений Статья

Содержание

Государство как участник гражданских правоотношений

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

• внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

Государство как участник гражданских правоотношений

В случае возникновения спора он может решаться, например, в соответствии со статьей 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство.

Государство как участник гражданских правоотношений

• внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

Статья: Государство как участник гражданско-правовых отношений

В составе объектов государственной собственности выделяется группа объектов, ограниченных в обороте и обладающих значительными особенностями правового режима. Перечень объектов исключительной государственной собственности не является постоянным и формируется с учетом не только естественных свойств объектов, но и их значимости для государства в конкретный момент времени, а также цели их использования. Категории объектов, составляющих исключительную государственную собственность, утверждаются на законодательном уровне, пообъектный их состав определяется либо на уровне специального закона, либо постановлением Правительством РФ. Так, согласно п. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

— осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации в случаях: предоставления земельных участков органу государственной власти РФ (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданной органами государственной власти РФ, а также при предоставлении органу государственной власти (его территориальному органу), юридическому и физическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до их отчуждения; прекращения прав указанных органов, юридических и физических лиц на земельные участки; предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи которых поступают в бюджет Российской Федерации;

Участники гражданского правоотношения

Ст. 2 ГК закрепляет за иностранцами безусловный (т.е. не требующий взаимности со стороны государства иностранного гр-на) национальный режим. Суть его состоит в том, что права иностранцев на территории РФ определяются в принципе российскими законами. Из этой же статьи ГК усматривается, что распространение правил гражданского законодательства на иностранцев предполагается.

Рекомендуем прочесть:  Возврат Отпускных При Увольнении После Окончания Рабочего Года Бухгалтерские Проводи

Кроме граждан РФ, субъектами гражданского права м.б. иностранцы (лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ) и лица без гражданства (т.е. не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства).

Статья: Виды гражданских правоотношений

К материальным благам, как уже отмечалось, относятся вещи, результаты выполненных работ и оказанных услуг, имею- овеществленную форму либо полезное свойство, позволяющее сохранить или улучшить овеществленный объект.

Таким образом, если отношения первой группы в силу их имманентности предмету гражданского права регулируются этим правом в полном объеме, то отношения второй группы лишь охраняются гражданским правом. Законодатель признает специфику этих прав. Эти права и нематериальные блага принадлежат гражданину от рождения или в силу, закона, неотчуждаемы и не передаваемы иным способом, они защищаются в случаях и порядке, предусмотренных законами, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (Ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (Ст. 150 ГК РФ).

Государство в гражданских правоотношениях (стр

Если раньше механизм гражданско-правового регулирования, и, прежде всего, договорных отношений, носили во многом формальный характер, ибо был подчинен обязательным плановым заданиям, а права производителей — государственных предприятий были ограничены, то в современных условиях предприниматели — граждане и предприятия всех форм собственности получили широкую хозяйственную самостоятельность и имеют возможность проявлять предпринимательскую инициативу и эффективно вести производственно-хозяйственную деятельность с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей общества. Современное российское гражданское право призвано определять общие рамки и формы такой свободной предпринимательской деятельности и давать ей необходимую правовую защиту.

Переход России к рыночной экономике, принципы которой закреплены в Конституции РФ, означает признание частной собственности, расширение прав предпринимателей, свободу договора на основе здоровой конкуренции и использования финансово-денежных мер воздействия на экономику взамен ранее практиковавшихся административно-плановых методов регулирования. Иначе говоря, товарно-денежные отношения получают развитие и правовую защиту. В этих условиях, подчеркивается в литературе, сфера гражданского права расширяется, и оно становится важнейшим правовым регулятором происходящих в стране экономических и социальных процессов.[1]

Государство Как Участник Гражданских Правоотношений Статья

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство как участник гражданских правоотношений

6.1. Государство как субъект гражданского права Особенность как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений).

MCHPravo.ru. Международное Частное Право Вся актуальная информация по международному частному праву в одном месте и всегда под рукой! Предмет, субъекты, правовое регулирования, трудовые семейные и наследственные отношения в МЧП В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридического лица (или организации, не являющейся юридическим лицом).

Государство, как участник гражданских правоотношений: особенности, формы участия, пределы

Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с другими субъектами — гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота.

Казну государства (всей Федерации, ее субъектов, муниципальных образований) образуют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Контрольная работа — Государство как субъект гражданского права

Суверенитет государства как основание формирования особого статуса государства — участника отношений в международном частном праве. Концепции о видах иммунитета государства. Понятие иммунитета государства в законодательстве Российской Федерации.

Развитие понятия о государстве в ходе истории. Анализ основных признаков государства. Понятие, основы и система государственной власти, ее субъекты. Проблема соотношения государственной власти, права и государственного управления. Функции государства.

Рекомендуем прочесть:  Что Нужно Сделать Чтобы Получить Деньги На Одежду Дя Детей С Материнского Капитала

Научная статья по теме ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА УЧАСТНИКАМ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ПРАВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Государство и право

Федеральный закон о деликтах также конкретизирует, что ответственность Соединенных Штатов должна определяться в соответствии с законодательством места, где произошло причинение вреда действием или бездействием.11 При этом, суд должен применять закон, который был бы применен судом штата при аналогичном причинении вреда, включая федеральное законодательство.12

Исторически в правовой системе Америки отсутствовало верховенство права в вопросе ответственности государства. Считается2, что принятие иммунитета государства в судебных спорах в США стало последствием финансовой нестабильности страны после череды войн и

Скачать работу на тему: Правоотношения

. -результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; -нематериальные блага; -информация. 2. Виды гражданских правоотношений 2.1 Классификация гражданских правоотношений. Абсолютные и относительные правоотношения Классификация гражданских правоотношений преследует не только теоретические, но и практические цели, заключающиеся в правильном уяснении прав и .

. – Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. По общему правилу к ним применяются нормы, определяющие участие в гражданских правоотношениях юридических лиц (п. 2 ст. 124 ГК). К понятию «субъекты гражданского правоотношения» тесно примыкает понятие «правосубъектность», которое широко используется в доктрине, но при этом наполняется подчас разным содержанием. Чаще всего .

ГОСУДАРСТВО КАК УЧАСТНИК КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Высотина В

В статье рассматриваются особенности участия государства и иных публично-правовых образований в корпоративных правоотношениях, правовые и практические аспекты такого участия. По результатам анализа специальной литературы выделен ряд проблем и представлено собственное видение их решения.

Участие государства в корпоративных правоотношениях так же как и в рыночных в целом является объективной необходимостью. Во-первых, таким образом государство осуществляет экономические и социальные функции, которые закреплены в Конституции РФ. Во-вторых, выполняет задачу по обеспечению устойчивости, прочности различных сфер экономической деятельности. Присутствие государства в корпоративных правоотношениях в большей степени прослеживается в тех корпорациях, которые осуществляют наиболее важную для общества и экономики в целом деятельность, в корпорациях, имеющих стратегическое значение. Тем самым, возможность такого участия позволяет решить многие социальные задачи, преодолеть сложнейшие инвестиционные препятствия, гарантировать безопасность. В качестве примера таких корпораций можно назвать Акционерное общество «Военно-промышленная корпорация «Научно- производственное объединение машиностроения», Акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация», Открытое акционерное общество «Газпром», Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть», Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» и многие другие. Государство как участник корпоративных отношений характеризуется множественностью субъектов на его стороне — Российская Федерация в целом, субъекты РФ, а также муниципальные образования, которые в свою очередь приобретают корпоративные права и осуществляют коррелирующие им обязанности через соответствующие органы власти в силу ст.ст. 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (-далее ГК РФ) [32,3301]. Из числа таких органов в первую очередь необходимо отметить Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое имеет достаточно обширные полномочия в области управления, в том числе корпоративного, государственным имуществом [23, 2721]. В настоящее время существует достаточно большой массив нормативно-правовых актов, которые регулируют специфику участия государства в корпоративных правоотношениях. Главной проблемой здесь является то, что нет единого законодательного акта, который бы максимально подробно регулировал участие государства в корпоративных правоотношениях. Так, большая часть регулирования происходит на уровне подзаконных актов федеральных органов, органов субъектов РФ, которые зачастую противоречат друг другу [361]. При рассмотрении вопроса о способах участия государства в корпоративных правоотношениях, отмечают, что такое участие может быть прямым либо косвенным [10,70-73]. При прямом участии государство становится собственником акций, долей путем приватизации государственного имущества, в результате наследования выморочного имущества, в результате предоставления бюджетных инвестиций. В литературе достаточно оживленно обсуждается вопрос о возможности свободного учреждения (участия) корпораций публично-правовыми образованиями. При этом ясность в названный вопрос научная литература не вносит. Ряд исследователей полагает, что запрет распространяется только на возможность учреждения (участия) хозяйственных обществ органами государственной власти и местного самоуправления от собственного имени[44]. Такая точка зрения вполне обоснованна и понятна, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 125 прямо указывает на то, что государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в гражданском обороте в качестве «представителей» государства и муниципальных образований, от собственного имени они действуют только тогда, когда это прямо предусмотрено в законе либо ином правовом акте. Другие полагают, что свободное создание и участие в хозяйственных обществах публично-правовых образований возможно только в установленных законом случаях[333]. Для того чтобы внести ясность в поставленный вопрос, необходимо проанализировать некоторые нормы федерального законодательства. В абзаце 2 части 5 статьи 66 Гражданского кодекса РФ установлено, что участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть, в том числе, и публично-правовые образования. Законом об Акционерных обществах установлен запрет на учреждение общества государственными органами и органами местного самоуправления, если иное не установлено федеральными законами (ст.10 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ)[1,1]. В качестве ссылки на такие законы справочная система КонсультантПлююс указывает на статью 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации которая устанавливает, что при предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам соответствующее публично-правовое образование приобретает право на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, такое право оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации [Электронный ресурс]. Также на Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», который в статье 25 предоставляет право государственным и муниципальным органам вносить государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ. При этом действует ограничение: государство и муниципалитет должны приобрести 25% плюс одну акцию [2, 61-64]. Таким образом можно сделать следующий вывод. Гражданский кодекс ограничивает право на участие государства в полных товариществах, предоставляя право на участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере. Закон об Акционерных обществах устанавливает запрет на учреждение акционерного общества лишь органами государственной власти и органами местного самоуправления, а не государством в целом (муниципальным образованием). В свою очередь названные нормы Бюджетного кодекса и Закона о приватизации содержат указания на особые способы возникновения права на участие в корпорациях для государства, которые предоставлены только ему из всех возможных участников корпоративных правоотношений. Отсюда следует, что в законе существуют ограничения на участие в некоторых организационно-правовых формах корпораций, при этом ограничения на учреждение прямо не прописывается. Прямой запрет на учреждение акционерных обществ в соответствующем законе органами власти следует из общих положений Гражданского Кодекса, в частности статьи 125, где говорится о том, что органы власти могут выступать лишь от лица соответствующего публично-правового образования. Однако государство является таким субъектом корпоративных отношений, который с одной стороны, как участник должен преследовать свой имущественный, коммерческий интерес, а с другой стороны — социальный и экономический, в силу заинтересованности страны в целом, поскольку в любых правоотношениях является представителем граждан, проживающих на его территории. Именно здесь может возникнуть конфликт интересов, отличный по своему характеру от конфликта интересов в корпоративных правоотношениях. Однако это уже отдельная тема для исследования, которая также укажет на особенности, специфику присутствия государства как участника в корпоративных правоотношениях.

Рекомендуем прочесть:  Льгота по налогу на транспортные средства по категориям в кемерово

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Под субъектным составом гражданского правоотношения понимаются участники гражданского правоотношения. В соответствии со ст. 2 ГК участниками гражданских правоотношений являются физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Одни участники правоотношений обладают правами и называются управомоченными лицами, другие несут обязанности и называются обязанными лицами, однако в большинстве случаев они являются одновременно управомоченными и обязанными лицами. [24]

Конечно, государство в силу ПС может быть участником гражданских правоотношений и стороной в договоре залога. Непривычным здесь выглядит то, что гражданско-правовыми способами обеспечивается исполнение публичной обязанности. И если залогодателем выступает сам налогоплательщик, а не третье лицо, то происходит некое раздвоение: государство и налогоплательщик, будучи сторонами в публичном правоотношении, для обеспечения исполнения публичной обязанности становятся контрагентами в гражданско-правовом обязательстве. Между тем до сих пор безусловно существующая взаимосвязь основного и акцессорного обязательств традиционно основывалась на единстве их правовой природы. [28]

Объектов гражданских правоотношений

Изъятие объектов из гражданского оборота означает, что данные объекты вообще не могут быть предметом сделок и иным образом переходить от одного лица к другому в рамках гражданских правоотношений. Изъятие объектов гражданских прав из оборота возможно только на основании закона. Примером таких объектов являются объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании (дороги, архивные материалы, недра, водные ресурсы, имущество Вооруженных Сил РБ и др.)

К нематериальным благам относятся результаты творческой деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения и т.п.) и некоторые другие сходные с ними по своей природе объекты, а также личные неимущественные блага, пользующиеся гражданско-правовой защитой. Нематериальные блага, за исключением личных неимущественных, также приобретают экономическую форму товаров, что и дает им возможность становиться объектами имущественного оборота (объекты исключительных прав).

Мария Антонова
Оцените автора