Лишение льгот при проведении специальной оценки условий труда

Доброго дня. Если кто не знает Вам советует и консультирует — Стефания Волна. Рассказываю свой опыт и знания в юриспруденции, которого в совокупности больше 15 лет, это дает возможность дать правильные ответы, на то, что может необходимо в различных ситуациях и сейчас рассмотрим — Спецоценка условий труда: какие льготы положены работникам с вредными условиями и как учесть расходы на эти льготы. Если в Вашем конкретном случае потребуется мгновенный ответ в своем городе или же онлайн, то, конечно же, лучше получить помощью на сайте. Или еще проще спросить в комментариях у постоянных читателей, которые ранее сталкивались с таким же вопросом.

Аttention please, данные могут быть неактуальными в момент прочтения, законы очень быстро обновляются и дополняются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.

Также поправки были внесены в статью 117 ТК РФ, которая регулирует порядок предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. В соответствии с этой нормой работодатель обязан предоставлять дополнительный отпуск работникам, условия труда на рабочем месте которых по результатам спецоценки отнесены к вредным условиям 2-й, 3-й и 4-й степени или к опасным условиям труда. Продолжительность такого отпуска устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. При этом она не должна быть меньше 7 календарных дней.

Если условия труда по результатам специальной оценки отнесены к вредным или опасным, то оплату дополнительного отпуска, повышенную зарплату и компенсацию за увеличенную рабочую неделю можно будет учесть в расходах при налогообложении прибыли. При этом конкретные размеры выплат, продолжительность рабочего времени и сроки отпусков должны быть установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, а также коллективными или трудовыми договорами. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина от 07.03.14 № 03-03-06/1/10060.

Вводная информация

С учетом нововведений возникает следующий вопрос. Если работодатель установит в локальном акте или коллективном (трудовом) договоре более длительный дополнительный отпуск «за вредность» (более 7 дней), а также увеличенную продолжительность рабочего времени (сверх 36-ти часов) и повышенную оплату труда (более 4%), то сможет ли он учесть такие затраты в целях налогообложения прибыли? Да, сможет, считают в Минфине.

Поскольку при отмене установленных медицинским работникам гарантий работодателем было нарушено законодательство, указанные работники имеют право требовать от работодателя установления им сокращенной продолжительности рабочего времени и предоставления дополнительного отпуска.

При этом возникновение права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, не зависело от класса условий труда, установленного СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медицинских организаций в соответствии с абз. 4 ч.1 ст. 22 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Рекомендуем прочесть:  Статья 2 2 81 Отменена

Ситуация:

Поскольку работа во вредных условиях – это общее правило, а работа на специальных должностях – правило специальное, основанием предоставления указанных гарантий являлось занятие медицинскими работниками конкретной должности, а не установление определенного класса условий труда.

Классификация сложности условий работы приведена в статье 14 закона № 426-ФЗ от 28.12.13. Данный нормативный акт регулирует правила установления вредности и опасности на производстве. Проводится мероприятие по следующей логике:

Вместо аттестации рабочих мест — СОУТ

Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.

Кто не должен проводить оценку условий труда

При этом частью 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2022 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 421-ФЗ) установлено, что при реализации компенсационных мер в соответствии с новой редакцией ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного Закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для их назначения.

Есть закон, по которому организации с работниками должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ . По ее результатам определяют класс условий труда. В зависимости от класса считаются взносы, закупается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные светильники.

Что такое специальная оценка условий труда

Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.

Порядок проведения оценки условий труда

  1. Общее количество мест — чем меньше, тем дороже.
  2. Расположение офиса — выезд в промзону на окраину города будет дороже.
  3. Сложность оценки — если оцениваете не офис, а, например, швейное производство, то потребуются дополнительные замеры шума и тяжести трудового процесса, это будет дороже.
  4. Срочность.

Например, работодатель после утверждения результатов спецоценки должен сохранить сокращенную рабочую неделю для работников, которым ранее, до спецоценки, она была установлена согласно Списку.

Какие гарантии полагаются работающим во вредных условиях?

С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2022 № 426‑ФЗ «О специальной оценке условия труда» (далее – Закон о спецоценке) большинство компаний, в которых имеются вредные условия труда, провели спецоценку, как предписано законом. Однако у многих возникают вопросы. В частности, в тех организациях, где есть должности, поименованные во «вредных» списках (занимающим такие должности предоставляется право досрочного выхода на пенсию), спрашивают: как быть с ними, если условия труда признаны допустимыми? Нужно ли отменять гарантии и компенсации, установленные работникам с вредными условиями труда, если по результатам аттестации условия труда у них уже не вредные? Как это сделать? Ответим на названные и некоторые другие вопросы.

Рекомендуем прочесть:  Юридические задачи с ответами по административным разрешениями

Обязанность по предоставлению гарантий

Ответ есть в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2022 № 421‑ФЗ [3] и Информации Минтруда РФ «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)».

получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

1. Нужно ли на период проведения внеплановой спецоценки возвращать работникам льготы и компенсации, предоставлявшиеся им до проведения спецоценки 2022 года? Если нужно, то с какой даты (дата вынесения предписания, дата получения предписания, иная дата)?

Услуги

В соответствии со ст. 15 Закона N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

Одновременно, с 01 января 2022 года вступили в силу Федеральные законы «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2022 № 426-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Данными законодательными актами установлен переходный период с 01.01.2022 до 31.12.2022, в течение которого в отношении рабочих мест, предусмотренных Списками №1 и 2 и «малыми» Списками с целью определения величины доптарифа, можно применять актуальные результаты аттестации рабочих мест.

С 1 января 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2022 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Закона 421-ФЗ) в статью 27 впервые введена дополнительная норма для включения в специальный стаж периодов работы во вредных и тяжелых условиях труда в соответствии со Списками № 1 и № 2 и «малым спискам», имеющих место после 01.01.2022 при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу.

10 декабря 2022 14:54

При этом установленные в статье 27 нормы назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

По нормам, отраженным в ст. 222 ТК РФ, трудящийся вправе по желанию заменить получение молока денежным вознаграждением, но учитывая инфляцию и цены розничной торговли молочной продукцией в пределах расположения компании. Компенсацию платят раз в месяц, по заявлению сотрудника.

  • что значит класс условий труда 3.1 – это присутствие факторов, действие которых на работника повышает риск причинения вреда здоровью;
  • класс условий труда 3.2 — негативные явления, приводят к ранним стадиям профессиональных болезней;
  • класс условий труда 3.3 — неблагоприятные явления влекут болезни (с предполагаемой утратой способности трудиться).

4>Льготы по подгруппам 3.1, 3.2 и 3.3

Класс трудовых условий 3.1, 3.2 и 3.3

  • высокий уровень концентрации пыли воздухе промышленных помещений;
  • слабая освещенность;
  • шум;
  • излучение радиоактивного характера;
  • высокая влажность и высокие температуры;
  • длительное соприкосновение с микробами, химикатами, токсичными веществами.

Поэтому идеальный вариант включить его как приложение в приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий и утвердить руководителем. Особо мудрить не стоит, главное прописать последовательно все виды работ последовательно и продолжительность каждого. Для упрощения ваших задач, предлагаю использовать мой образец, тем более, что он уже был проверен неоднократно.

Рекомендуем прочесть:  Если Продал Квартиру Менее 1000001 1000000 Рублей Надо Ли Платить Налог Ндфл

Шаг 1. Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ

Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.

Шаг 3. Заключение договора на проведение СОУТ

Если в установленный срок ваша компания не уложилась и нет уважительной причины (отпуск или больничный одного из членов комиссии), то получите штраф, потому как, нарушив порядок проведения специальной оценки условий труда, вас могут оштрафовать, точно также, как если вы вообще спецоценку не проводили. А оно вам надо? Штрафы выше приводила.

Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержден­ных результатами СОУТ, гарантии и ком­пенсации работникам не устанавливают­ся. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2022 г. для назначения компенсаций не использу­ются.

В целях стимулирования работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон №75-ФЗ) внесены до¬полнения. В частности, даны определения понятиям «договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и «пенсионная программа работодателя по досроч¬ному негосударственному пенсионному обеспечению».

Законодательство

Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2022 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачивае­мого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и ины­ми особыми условиями труда» Д, по поводу применения которого шли споры в судах высшей инстанции.

Ограничения по распознаванию вредного биологического фактора, установленные в обновленной методике, обернулись для лиц связанных трудовыми отношениями с обслуживанием канализационных систем реальной потерей защиты своих прав в части социальных гарантий.

Трудовая дискриминация

Научное сообщество обеспокоено фактом искусственного упрощения методики, изложенной в Руководстве Р 2.2.2022-05, которая ранее применялась для аттестации рабочих мест, а теперь используется в производственном контроле. Такой подход стал причиной возникновения правовой коллизии, позволяющей одно и то же рабочее место с одинаковыми условиями труда оценивать с различным результатом.

Результаты действия такой системы могут обернуться

Искусственное занижение классности условий труда, которое стало возможным благодаря методике проведения СОУТ, очень выгодно для работодателя, так как позволяет ему не вкладывать ресурсы в разработку мероприятий по совершенствованию условий труда. Изменение подходов, подкрепленное нормативной базой, дает возможность работодателю минимизировать инвестиции в производство и объемы обязательных выплат, практически перекладывая на государство ответственность за вред, причиненный работнику.

Мария Антонова
Оцените автора