Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Лекция

Содержание

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Лекция

Одновременно закладывается традиция, по которой власть монарха ограничивается рядом законоположений, установленных фундаментальным «Биллем о правах английских граждан». Уменьшилась дискриминация протестантов (Акт о веротерпимости), но сохранилась, а затем усилилась дискриминация католиков — они, в частности, не могли занимать престол и лишались права голоса, см. Акт о престолонаследии.

Парламент поддерживали: купечество, предприниматели, новое дворянство, фермеры, ремесленные мастера и подмастерья Лондона и юго-восточных графств. Старые порядки защищали роялисты – крупные землевладельцы с зависимыми от них крестьянами, придворные чиновники, английская церковь.

ЛЕКЦИЯ 30

Економічний прогрес — поступальний розвиток усієї економічної системи, кожного її елемента: продуктивних сил та техніко-економічних відносин (водночас технологічного способу виробництва), організаційно-економічних відносин, виробничих відносин, або відносин економічної власності та господарського механізму.

Критерії економічного прогресу — ознаки, показники, на основі яких обґрунтовується оцінка сутності та якості поступального розвитку економічної системи і, передусім, головної продуктивної сили — людини.

Разработка урока истории по теме «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»

Зиннатуллина Э.Р., преподаватель истории Братского промышленного техникума

В стране участились конфликты. Купцам мешали многочисленные запреты, феодальные ограничения. Короли Яков I и Стюарт I пытались опираться на дворянство и англиканскую церковь. Они создали систему монопольных прав на выпуск того или иного товара, что тормозило развитие промышленности. Парламент очень резко критиковал короля, в ответ Карл I попытался распустить его. Это удалось, и король правил 11 лет без Парламента. Он усилил налоги, чтобы восполнить недостаток средств в казне, что вызвало новую волну недовольства.

Тема 5

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

14 Английская революция XVII в. Революция: изменения во власти Главное событие: свержение и казнь короля. Даты год. Главная движущая сила: буржуазия и богатые собственники земли, ведущие рыночное хозяйство Их цель: уничтожение или ограничение власти монарха, принимающего непопулярные и тормозящие развитие бизнеса законы Форма: религиозная – движение пуритан против роялистов Значение: образец для других стран

7 Смысл абсолютизма в руках наследственного монарха сосредотачивается законодательная, исполнительная и судебная власть; власть короля по отношению к обществу, становится неограниченной (абсолютной), жестко регламентируются все виды службы и состояния сословий; монарх единолично распоряжается налоговой системой и государственными финансами;

Будь умным

» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> Следующий этап революции (1646-1653 гг.) характеризуется растущими противоречиями между различными социально-политическими силами, по-разному представляющими себе будущее развитие Англии. В парламенте еще с самого начала революции существовало две группировки: пресвитериане и индепенденты, получившие свои наименования из-за различий в осмыслении религиозных вопросов. Однако разница между ними не ограничивалась исключительно вопросами религии. Более умеренное пресвитерианское большинство, основу которого составляли представители крупной буржуазии и «новых» землевладельцев, считало, что революция уже достигла своей цели и на данном этапе необходимо искать компромисс с побежденной стороной. Индепенденты, требовавшие углубления преобразований, предполагали провести реформу избирательной системы с тем, чтобы увеличить представительство городов, включить в компетенцию парламента высшую судебную власть и руководство войсками. Если пресвитериане выступали за роспуск армии, то индепенденты, напротив, искали в ней опору. Ситуация обострялась и тем, что в 40-е годы возникло движение, выражавшее интересы рядовых членов общества. Его сторонников называли «левеллерами» (уравнителями), т.к. основу их программы составляло требование равенства прав (прежде всего, избирательных) всех слоев общества. Позиции левеллеров являлись образцом светского юридического мировоззрения, поскольку они не оперировали религиозными понятиями, а взывали к разуму. Серьезными расхождениями внутри революционного лагеря воспользовался Карл » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>I » xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> , которому удалось бежать из-под стражи начать новую войну против парламента. Однако силы были неравны и в первом же крупном сражении при Престоне (1648г.) войска короля были разбиты, сам он пленен и в январе 1649 года по приговору парламента обезглавлен. Впервые в европейской истории монарх был осужден и казнен своими подданными. В мае того же года в Англии провозглашается республика. Тем не менее, внутренние разногласия в руководстве страны не прекратились. В начале 50-х годов борьба индепендентов и левеллеров приобретает наиболее острые формы. В то же время общественность, уже уставшая от нестабильности и вражды, начинает стремиться к установлению сильной власти в стране, которая сохранила бы

» xml:lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> События во Франции на втором этапе революционной борьбы носили во многом переходный характер. В условиях острейшего внутри- и внешнеполитического кризиса, активизации конрреволюционных сил, экономических трудностей, связанных с инфляцией и ростом спекуляции,

Рекомендуем прочесть:  Входит ли площадь балкона в общую площадь квартиры 2022

Переход к индустриальному обществу

Франция к концу века оказывается на четвертом месте мира. Особенно низкими темпами развивается во Франции собственное машиностроение, станки в основном ввозились из-за границы. В стране сохранялось множество мелких и средних предприятий, на которых работало не более 100 человек. Многие из них специализировались на производстве предметов роскоши. Отставало от технического прогресса и сельское хозяйство Франции. По урожайности пшеницы она занимала одно из последних мест в Европе. Зато процветал ростовщический банковский капитал. По его концентрации Франция шла впереди других стран. Во Франции стал распространенным особый тип буржуа — не труженики и предприниматели, а рантье, стригущие купоны от финансовых вложений.

В Европе и Северной Америке XIX в. — это век окончательного утверждения западного типа цивилизации в качестве техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация — это особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодавлеющая ценность. На основе техногенной цивилизации в XIX в. формируются индустриальные, в XX в. постиндустриальные общества.

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Лекция

В этих странах (прежде всего в Англии) наблюдаются тенденции к развитию промышленного производства с целью сохранения тех средств, которые поступали от торговли. Развитию промышленности благоприятствуют жесткая политика протекционизма, которую проводят абсолютистские режимы. В первой половине XVIII века в Англии сложились предпосылки для начала промышленного переворота, ознаменовавшего новый этап в истории Европы.

Деятельность и идеи просветителей нанесли серьезный удар по устоям «старого порядка». Они сформулировали абсолютно новую, конструктивную альтернативу общественного устройства. Их политические и социальные теории легли в основу многих современных общественно-политических течений, стали идеологической предпосылкой грандиозных изменений в развитии мировой цивилизации.

Разработка урока истории по теме «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»

(обозначить две категории английских дворян, в чем было различие между ними)
Правильный ответ 2 балла
Династия Тюдоров правила Англией с 1485 по 1603 гг. Найдите в тексте учебника самых известных монархов из династии Тюдоров, запишите их имена в тетради, укажите основные направления политики монархов Правильный ответ 4 балла
Английская революция XVII в.
Выполните в тетради конспект по следующему тексту.
В Англии в 1603 г. на смену династии Тюдоров пришла династия Стюартов.
В стране участились конфликты. Купцам мешали многочисленные запреты, феодальные ограничения. Короли Яков I и Стюарт I пытались опираться на дворянство и англиканскую церковь. Они создали систему монопольных прав на выпуск того или иного товара, что тормозило развитие промышленности. Парламент очень резко критиковал короля, в ответ Карл I попытался распустить его. Это удалось, и король правил 11 лет без Парламента. Он усилил налоги, чтобы восполнить недостаток средств в казне, что вызвало новую волну недовольства.
В 1640 г. был созван Парламент, получивший название Долгий. Он открыто выразил королю свои оппозиционные настроения, король попытался арестовать членов Парламента. Так началась Английская революция.
Выполненное задание 2 балла
Англия разделилась на два враждующих лагеря – сторонников короля и сторонников парламента
Найдите в учебнике в параграфе 38 (стр. 144), как назывались враждующие лагеря 2 балла
Мелкий дворянин Оливер Кромвель создал новую армию, победившую короля. Он становился все более влиятельным и в 1653-1658 гг. был назначен лордом-протектором (правителем) Англии Перепишите в тетрадь.
Какова была судьба Карла I Стюарта?
Почему Кромвель был назначен лордом-протектором? 2 балла
Итоги революции Найдите в тексте учебника (стр. 145), что произошло в 1660 г., 1688 г.
Какой монархией стала Англия?
Подведите итог Английской революции. 2 балла
Оцените свою работу. Если вы набрали:
20-22 балла, то получаете оценку 5
19–15 баллов – оценку 4
10 – 14 баллов – оценку 3 Посчитайте количество баллов
Поставьте себе оценку СЛОВАРЬ
Буржуазия – класс собственников средств производства, владельцы имущества, приносящего доход (владельцы промышленных предприятий, банков, торговых организаций и т.д.)
Дворянство – высшее привилегированное сословие.
Англиканская церковь – так называется церковь в Англии после реформы короля Генриха VIII, который стал главой церкви вместо Папы римского, конфисковал монастырские земли.
Монополия — исключительное право на что-либо, предприниматель, получивший или захвативший исключительное право на производство и реализацию определенных товаров.

Зиннатуллина Э.Р., преподаватель истории Братского промышленного техникума
Разработка урока истории по теме «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»
Данная разработка позволяет провести урок истории в соответствии с требованиями ФГОС. Самостоятельное изучение нового материала организуется с помощью рабочих листов, где предложены задания для работы с текстом учебника, картами атласа, размышления над прочитанным. Необходимо выделить не менее 45 минут для данной работы, в конце обсудить верные ответы и дать возможность обучающимся оценить свою работу или работу одногруппников. На этапе закрепления знаний организуется эвристическая беседа по дискуссионным вопросам и проверочная работа.
ПЛАН УРОКА
№№ уроков 41, 42
Тема урока: Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации
Цели и задачи урока:
Образовательная: создать условия для формирования знаний об особенностях и основных этапах образования централизованных государств
Задачи:
1. Изучить основные этапы образования централизованных государств
2. Определить сущность абсолютизма
3. Определить значение Английской революции XVII в. и ее значение для Европы.
Развивающая: создать условия для развития умения организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных преподавателем, (ОК 2), анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3), осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного решения поставленных задач (ОК 4).Воспитательная: создать условия для формирования толерантности, интереса к отечественной истории, патриотизма, развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся.
Тип урока комбинированный.
Средства обучения: ПК, проектор, презентация, учебник (Артемов В.В. История), атлас (Россия и мир. 10-11 кл.: атлас. – М.: Дрофа, 2022), раздаточный материал.Структурные элементы урока и ориентировочные приемы его проведения
1. Организационная часть.
2. Проверка выполнения домашнего задания – выступления обучающихся с сообщениями по заранее выданным темам.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
Эвристическая беседа по вопросам:
1. Каковы особенности индустриальной цивилизации?
2. Почему в XVI-XVII вв. Европа находилась на этапе формирования индустриальной цивилизации? Каковы причины и последствия этого процесса?
4. Сообщение нового материала
4.1. Абсолютные монархии Европы (работа с рабочим листом – Приложение 1, текстом учебника, атласом).
4.2. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы (работа с рабочим листом и текстом учебника).
5. Закрепление.
Эвристическая беседа по вопросам:
1. Как вы считаете, по сравнению с сословно-представительными монархиями средневековья абсолютизм является прогрессом или регрессом?
2. Были ли альтернатива Английской революции?
Проверочная работа (Приложение 2).
6. подведение итога урока.
А. выставление оценок.
Первая оценка – самооценка за задания, выполненные в тетради по рабочему листу, вторая оценка – за проверочную работу.
Б. анализ и оценка успешности достижения цели.
7. Выдача домашнего задания – подготовка конспекта.
Литература:
Артемов В.В. История : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченко — М. : Издательский центр «Академия», 2022. — § 35-38.; Россия и мир. 10-11 кл.: атлас. – М.: Дрофа, 2022.

Рекомендуем прочесть:  Возвратная Накладная На Билеты

Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу в XVIII в

Большое влияние на становление индустриальной цивилизации оказали Великие географические открытия, в результате которых расширяются границы и колониальные владения европейских государств. Индустриальное общество рассматривалось уже в глобальном, мировом масштабе и не замыкалось только границами Старого света.

Развитие рыночных отношений затронуло и европейскую деревню. В XVII в. 80% населения стран Западной Европы все еще занималась сельским хозяйством. Генезис капитализма создавал условия и для аграрного переворота, получившего название «аграрной революции». Суть этой революции заключается в том, что земля стала товаром, а ведение сельского хозяйства стало делом прибыльным. Поэтому землевладельцы сдавали большие участки земли в аренду. В результате крестьяне теряли землю, шли в город искать работу и создавали рынок дешевой рабочей силы. Одновременно в деревне произошло разделение крестьянства на бедняков, середняков и фермеров.

Презентация Переход к индустриальной цивилизации

Презентация содержит материал к урокам обществознания. Разработка состоит из ряда тезисов, схем и таблиц, которые демонстрируют поэтапный переход от средневекового общества к индустриальному. Показ поможет учителю в проведении насыщенного, плодотворного урока. Организация слайдов предъявляет материал таким образом, что школьникам необходимо интерпретировать таблицы, анализировать информацию, делать самостоятельные выводы.

Использование на учебном занятии данной работы позволит сформировать точное представление об изменениях в укладе общества, развитии техники, которые постепенно привели человечество к индустриальной цивилизации. Школьники узнают о ценностях индустриального общества, зарождении парламентаризма.

18 Переход к индустриальной цивилизации

Капиталистическое производство в области промышленности возникло не сразу, а проходило ряд ступеней развития, прежде чем сложилась крупная машинная индустрия. Капиталистическое производство возникает из мелкотоварного и проходит через три стадии:

Мануфактуры в России стали основываться в 30-х годах XVII в. Их было немного, и на них зачастую применялся наемный труд, так как тогда было сравнительно нетрудно набрать из среды посадских людей и других категорий свободного населения небольшое количество незакрепощенных рабочих и мастеров. Но с начала XVIII в., когда Петр I форсировал строительство мануфактур, свободных рабочих рук стало не хватать, и он своими указами стал широко применять прикрепление к мануфактурам крепостных крестьян-рабочих. Отсюда в России стали распространяться посессионные мануфактуры. Затем владельцы крепостных крестьян, помещики, стали создавать вотчинные мануфактуры. Крепостная мануфактура играла решающую роль в ряде отраслей промышленности (металлургическая, суконная и некоторые другие).

Переход к индустриальной цивилизации

Со второй половины XV века начался переход к индустриальной цивилизации, который завершился на рубеже XVIII-XIX вв. в результате промышленной революции. Индустриальная цивилизация хронологически охватывает период с конца XVIII века до середины XX века, когда началось становление постиндустриального общества. Границу индустриальной и постиндустриальной цивилизаций определяет научно-техническая революция середины XX века. Наиболее развитые страны вступили в новую эпоху развития человечества в последней четверти XX века. Этот процесс продолжается и по сей день.

1) в экономической сфере: преобладание промышленности над сельским хозяйством, машинного труда на ручным, высокий уровень разделения труда, высокая производительность труда, массовое производство, использование научных технологий в производстве, высокий уровень развития конкуренции, формирование рыночной экономики;

Переход к индустриальной цивилизации: XVIII — начало XX вв

Пётр буквально принуждал дворян к новым формам проведения досуга. В 1718 году он ввёл в Петербурге ассамблеи – торжественные приёмы гостей в знатных домах. Устраивались они поочерёдно приближёнными царя. На них полагалось являться с жёнами и дочерьми. Тем самым Пётр покончил с затворничеством женщин в теремах. На ассамблеях беседовали, веселились, танцевали. Участие в ассамблеях заставляло дворянина овладевать хорошими манерами, учить иностранные языки для общения с иноземцами. Дворянский быт начинал основательно меняться. Однако преобразование в быту коснулись в основном дворян, отчасти богатейших купцов, жизни крестьян и городского простонародья они не затронули. Пётр настойчиво заставлял дворян учиться. За навигацкой школой (в 1715 году преобразована в Морскую академию) появились Артиллерийская (1701), Инженерная (1712), Медицинское училище (1707). При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. Сохранялась практика отправки молодых людей на учёбу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 школы, где обучали грамоте и арифметике. Учились дворяне обычно неохотно. Но царь решительно добивался своего. По государеву указу от 20 января 1714 года запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы начальной школы. В горных школах при заводах учились дети мастеровых, в гарнизонах учились солдатские дети. Развитие просвещения вызвало появление новых учебников. С 1708 года светские книги стали печататься новым шрифтом. С 1703 года в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». В 1700 году Пётр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввёл отсчёт лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России. В 1698 году началось создание первого в России музея – Кунсткамеры. В нём можно было увидеть скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки и многое другое. Помимо музейных экспонатов имелась богатая библиотека, насчитывавшая 11 тыс. томов. Музей открыли для свободного посещения. Сначала посетителей приходилось буквально заманивать. Им даже предлагали бесплатное угощение. Пётр мечтал вывести российскую науку на уровень европейской. В 1718 году он задумал создать Академию наук, для чего повелел «приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет». Приглашались и крупнейшие зарубежные учёные. Открытие Петербургской Академии состоялось в 1725 году уже после смерти императора. В отличие от европейских российские академики состояли на жалованье у казны. Занятие наукой стало родом государственной службы.

Рекомендуем прочесть:  Инвалид 2 группы какие льготы полагаются в 2022 году

С ростом империи, её территории и население возросла роль бюрократии, усложнилась её структура. Можно выделить черты, присущие российской бюрократии : зависимость чиновников (даже самых высших) от воли монарха, строгая иерархия государственных учреждений и должностных лиц, детальная регламентация деятельности чиновников многочисленными уставами, регламентами и т.д. Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок занятия должностей. Раньше служебное положение человека зависело от происхождения, «породы». Пётр перестал обращать внимание на происхождение. Источником благополучия становилась теперь не знатность, а служба. В 1722 г. была разработана Табель о рангах. Он устанавливал обязательность службы для дворян, причём начинать её следовало с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступенек-чинов. Получив 14-й ранг, можно было продвигаться по чиновной лестнице вплоть до 1-го ранга (фельдмаршала или канцлера). Табель открывала возможность получать дворянское звание за службу, так как 8- ой ранг давал право на потомственное дворянство. Потомственные дворяне обладали рядом прав: они освобождались от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, могли участвовать в сословных органах. Служба была пожизненной, попытка уклониться от неё каралась конфискацией имения. Дабы побудить дворян служить, Пётр в 1714 г. издал указ о единонаследии, запретивший дробить имения при передаче их по наследству. Имение могло передаваться лишь одному сыну, остальные вынуждены были служить.

Государство И Власть В Эпоху Перехода К Индустриальной Цивилизации Лекция

Новая история, или новое время в истории человечества, — это эпоха капитализма. Она охватывает период от Английской буржуазной революции XVII в. до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Новую историю делят на два периода: от Английской буржуазной революции середины XVII в. (1640) до Парижской коммуны (1871) и от Парижской коммуны до Великой Октябрьской социалистической революции. Новое время явилось этапом больших перемен во всех сферах жизни. Оно занимает более краткий период, если сравнивать его со Средними веками или с древним миром, но в истории этот период имеет крайне важное значение. Многие историки называют его «временем великого прорыва», и этому есть объяснения. Именно в этот период были заложены основы капиталистического способа производства, значительно возрос уровень производительных сил, изменились формы организации производства, благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда и ускорились темпы экономического развития. Этот период стал также переломным в отношениях Европы с другими цивилизациями. Если до этого Запад был относительно замкнутым регионом, то произошедшие в XV-XVII вв. Великие географические открытия раздвинули границы западного мира, расширили кругозор европейцев. Развитие торговых связей углубило процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового. В XVI-XVII вв. Европа стала родиной первых раннебуржуазных революций.

На протяжении Нового времени в жизни народов Северного полушария, а затем и всего мира произошли качественные перемены. Они были обусловлены началом перехода от традиционного общества к индустриальному, который принято называть модернизацией. Новое время, кратко говоря, привело к изменению политического строя во многих странах. Бурное развитие торговли, особенно в период географических открытий, возникновение банковского дела, появление мануфактур стали все сильнее противоречить традиционной экономики и политическому строю. Появившийся новый класс, буржуазия, начинает играть значительную роль в государстве. Во многих странах достигших предела противоречия капиталистическим способом производства и федеральным строем привели к буржуазным революциям. Великая английская (1640—1660) и Великая французская революции (1789—1794) положили начало процессу утверждения буржуазии в качестве господствующего класса в политической организации европейского общества. В XIX в. буржуазные революции охватили другие европейские страны. В 1820—1821, 1848 гг. революции произошли в Италии. Целая серия революций 1854—1856 гг. сотрясала Испанию. В 1848 г. произошли революционные выступления в Германии. Роль лидера социальных революций в Европе играла Франция. После Великой буржуазной революции 1789—1794 гг. она пережила еще три в 1830, 1848 и 1871 гг. Наряду с буржуазией в социальных революциях XIX в. активно выступает пролетариат. В форме крупных восстаний он стремится отстоять свои права. Восстание лионских ткачей во Франции (1830 и 1839), восстание силезских ткачей в Германии (1839), чартистское движение в Англии свидетельствуют о растущей силе рабочего класса. К середине XIX в. организуется политическая организация рабочего класса Европы — Первый Интернационал. Капитализм окончательно побеждает в Европе. Начинается промышленный переворот, и устаревшая мануфактура вытесняется фабрикой. Большинство европейских стран в новое время переживают сложное время изменения форм власти, кризис абсолютной монархии. В результате изменений в политическом строе в наиболее прогрессивных странах возникает парламентская демократия. В этот же период начинает складываться система международных отношений.

Мария Антонова
Оцените автора