Государство Как Субъект Гражданских Правоотношений

Государство Как Субъект Гражданских Правоотношений

Выделяется особая категория субъектов гражданского права: государство — РФ; субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования — городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть населения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление (ст. 1 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).

1. организационное единство — характеризующее публичное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и др. нормативных актах;

Государство Как Субъект Гражданских Правоотношений

Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество:

Внедоговорная ответственность государства выражается в следующем: согласно ст. 53 Конституции РФ, вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т. ч. издания акта, несоответствующего законодательству, подлежит возмещению из соответствующей казны.

Государство как субъект гражданских правоотношений

Государство как субъект гражданских правоотношений. Российская Федерация, наряду с другими субъектами гражданского права, обладает общими для всех правами и обязанностями может владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ей имуществом, выступать стороной гражданских договоров, защищать свои права в суде. В то же время гражданско-правовой статус государства содержит ряд особенностей 1. Наличие законотворческих полномочий государство само устанавливает порядок и правила, по которым взаимодействуют участники гражданско-правовых отношений. 2. В ведении государства находятся суды и арбитражные суды как органы разрешения большей части гражданско-правовых споров. 3. Наличие специальных органов, которые управляют и распоряжаются имуществом государства от его имени к этим органам относятся государственные комитеты по управлению имуществом и фонды имущества. 4. Только государство на законных основаниях может обладать целым рядом исключенных из оборота вещей ядерные материалы, боевое оружие, предметы исторической ценности. 3.

Гражданское право, прежде всего, призвано регулировать имущественный оборот в рыночной экономике, поэтому равенство участников означает отсутствие.. Их объектом может быть не только материальный предмет дом, автомобиль.. Их бестелесная форма не мешает им менять владельцев, обеспечивать исполнение обязательств, в общем быть объектом..

Государство как субъект гражданских правоотношений

Государство осуществляет свои права и обязанности на федеральном уровне с помощью Федерального собрания, Президента, Правительства, министерств и ведомств и т. д. От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства и др. От имени муниципальных образований право выступать предоставлено представительным органам местного самоуправления. От имени государства могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению государства. Сфера участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной.

а) РФ, ее субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность, т. е. не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя;
б) государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если государство является собственником имущества, закрепленного за ними;
в) РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества;
г) РФ, ее субъекты и муниципальные образования несут ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков незаконными действиями своих органов;
д) объекты, которыми государство может отвечать по своим обязательствам, ограничены (нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления).

Рекомендуем прочесть:  Снижение Процентной Ставки По Ипотеке Указ В Июне 2022 Цетрабанка

Государство Как Субъект Гражданских Правоотношений

Гос-во осуществляет свои права и обязанности на федеральном уровне с помощью Федерального собрания, Президента, Правительства, министерств и ведомств и т. д. От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства и др. От имени муниципальных образований право выступать предоставлено представительным органам местного самоуправления. От имени гос-ва могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению гос-ва. Сфера участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной.

Особенности ответственности гос-ва по своим обязательствам: а) РФ, ее субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность, т. е. не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя; б) гос-во несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если гос-во является собственником имущества, закрепленного за ними; в) РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества; г) РФ, ее субъекты и муниципальные образования несут ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков незаконными действиями своих органов; д) объекты, которыми гос-во может отвечать по своим обязательствам, ограничены (нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления).

Государство как субъект гражданских правоотношений

• объекты, которыми государство может отвечать по своим обязательствам, ограничены. Так, государство не может отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, а также имуществом, которое по закону может находиться только в государственной или муниципальной собственности; взыскание на природные ресурсы государства или муниципального образования может быть обращено лишь в случаях, указанных в законе (п. 1 ст. 126 ГК РФ);

• Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность (ст. 126 ГК РФ), поскольку не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя (п. 2 ст. 56 ГК РФ);

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Особенности ответственностигос-ва по своим обязательствам: а)РФ, ее субъекты, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность, т. е. не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя; б)гос-во несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если гос-во является собственником имущества, закрепленного за ними; в)РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества; г)РФ, ее субъекты и муниципальные образования несут ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков незаконными действиями своих органов; д)объекты, которыми гос-во может отвечать по своим обязательствам, ограничены (нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления).

Гос-во осуществляет свои права и обязанности на федеральном уровне с помощью Федерального собрания, Президента, Правительства, министерств и ведомств и т. д. От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства и др. От имени муниципальных образований право выступать предоставлено представительным органам местного самоуправления. От имени гос-ва могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению гос-ва. Сфера участияРФ, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной.

Государство Как Субъект Гражданских Правоотношений

Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

Рекомендуем прочесть:  Выписка Из Егрюл Сколько Стоит В 2022 Году

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство как субъект гражданских правоотношений

Однако рассматривать государство как лицо, даже как особое[4], вряд ли возможно, поскольку тогда не было бы необходимости использовать конструкцию юридического лица для участия в гражданском правоотношении как опосредованную форму, позволяющую государству приобрести статус, адекватный любому другому лицу гражданского права. Представляется, что о государстве как участнике гражданского правоотношения допустимо говорить лишь как о субъекте, как это делает законодатель в п. 2 ст. 124, называя Российскую Федерацию и субъектов Российской Федерации субъектами гражданского права. Более того, редакция данного пункта позволяет сделать вывод, что в данном случае речь идет не об одном или едином субъекте права, а о множестве таких субъектов, образующих единое родовое понятие для всех участников гражданского права. Понятие «государство» обозначает вид субъекта, соотносимый с родом по правилам особенного и общего. В силу этого можно предположить, что гражданская правосубъектность государства должна отражать его особенности и не может быть однородной с правосубъектностью лица.

Для того, чтобы определить понятие гражданской правосубъектности государства необходимо выяснить, что же является субъектом гражданского права. Термин «субъекты гражданского права» отсутствует в гражданском законодательстве. В цивилистической и современной литературе мало работ под таким названием. Между тем это понятие имеет право на существование. Оно не тождественно термину «участник гражданского правоотношения», так как последний все же означает носителя конкретного права или обязанности[1]. Такое отождествление допущено авторами учебника ЛГУ «Гражданское право», где говорится следующее: «Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами»[2]. В учебнике «Гражданское право» авторского коллектива МГУ[3] понятие субъекта гражданского права отождествлено с понятием субъекта гражданского правоотношения, раскрываемым через закрепленное в ГК РФ понятие «лицо», выделяя следующие субъекты:

Тема 6

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 16 ГК). Также согласно ст. 306 ГК ответственность государства наступает, в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности. Убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством, а споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Государство как субъект гражданских правоотношений

Понятие объекта в гражданском праве является спорным. Общепринятым определением является следующее: объектами гражданских прав признается то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения и на что направлены действия субъектов. Со времен римского права к объектам гражданских прав относятся материальные блага: имущество (имущественные блага и права), работы и услуги. Гражданский кодекс РК к числу объектов добавляет также объективированные результаты творческой деятельности и нематериальные, то есть личные неимущественные блага и права. Классификация вещей (имущества) берет свое начало в римском праве и дополнена новыми видами. Практическое значение классификация вещей имеет в разграничении отдельных видов договоров, предусмотренных особенной частью ГК. Так, например, предметом договора найма могут быть индивидуально определенные вещи, незаменимые, непотребляемые; а предметом договора займа могут быть вещи, определяемые родовыми признаками, потребляемые, заменимые. Недвижимое имущество всегда является индивидуально-определенным. Классификация личных неимущественных благ, не связанных с имущественными, дана нами в авторской версии. В качестве особых объектов гражданских правоотношений законодатель выделяет интеллектуальную собственность (ст. 125 ГК РК), служебную и коммерческую тайну (ст.126 ГК РК), деньги (ст. 127) и валютные ценности (ст. 128), а также ценные бумаги (статьи 129-139 ГК РК). Несмотря на то, что казахстанский законодатель исключил из перечня ценных бумаг, предусмотренных статьей 130 ГК РК, вексель и чек, в теории гражданского права, тем не менее, они являются общепризнанными ценными бумагами, что подтверждается и позицией российского законодателя (ст. 143 ГК РФ). Появление бездокументарных ценных бумаг пошатнуло в теории гражданского права понятие ценной бумаги как документа, действительного только при его предъявлении. Помимо бездокументарных, в законодательстве и практике появились и иные новые виды ценных бумаг: ипотечное свидетельство, складское свидетельство (варрант), зерновая расписка и т.д. Правовой статус ценных бумаг и порядок совершения сделок с ними регламентирован специальным законодательством.

Рекомендуем прочесть:  Взаиморасчет Юр Лица И Физ Лица

Каждый из видов сделок необходимо охарактеризовать. В частности, деление сделок на односторонние и двух- и многосторонние зависит от количества участвующих в сделке лиц. Односторонние — это сделки, заключение которых зависит от воли одного лица и не требуют согласования с кем-либо (завещание, прощение долга, принятие наследства, публичное обещание награды, объявление конкурса и т.д.). Двух- и многосторонние сделки именуются договорами, их заключение зависит от наличия согласованной воли двух и более лиц. Основная масса сделок является договорами.

Государство как субъект гражданского права

Как и другие отрасли, гражданское право опирается на Конституцию Республики Казахстан, статья 1 которой провозглашает, что высшими ценностями нашего государства являются человек, его жизнь, права и свободы. Защита этих ценностей составляет главную задачу Казахстана.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. В первую очередь скажем что государство имеет свою территорию. Она может изменяться, но совсем без территории государство не существует. На его территории проживает население, а также действуют различные законы этого государства. Кром того, на территории государств возникают административно-территориальные единицы. Государство имеет свое естественное право защищать свою территорию от какого-либо внешнего вторжения со стороны других государств и в некоторых случаях также частных лиц.

Государство Как Субъект Гражданских Правоотношений

Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество:

Органы, уполномоченные действовать от имени государства, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства, которые должны иметь для этого специальные полномочия;

Тема 6

Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Внутренние, присущие гражданско-правовому регулированию свойства равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством, субъектами и муниципальными образованиями властных полномочий при осуществлении своей гражданской правосубъектности. Они не могут реализовать свои властные полномочия в отношениях с другими участниками гражданских правоотношений.

Государство Как Субъект Гражданских Правоотношений

Государство в целом как субъект правоотношений (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые — с субъектами федерации, в гражданско-правовые — по поводу федеральной государственной собственности и т.п.);

Государство во всех правоотношениях выступает как политический субъект, проявляющий властные полномочия, как носитель суверенитета. Государство регламентирует статус участников правоотношений, является субъектом международных отношений. Государство вступает как в конституционно-правовые отношения (с субъектами РФ), так и в отношения гражданско-правовые (например, при заключении договора поставки для государственных нужд, в отношениях по распоряжению государственной собственностью и др.), в отношениях, связанных с привлечением к ответственности проявляется прежде всего статус государства как управомоченного лица.

Курсовая работа — Субъекты гражданских правоотношений

Особенности, субъекты и объекты гражданских правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Абсолютные и относительные, вещные и обязательственные, правоотношения имущественного и неимущественного характера.

Понятие гражданских правоотношений, их правовое регулирование и отличительные особенности. Роль гражданского имущественного правоотношения. Сущность и характер правоспособности и дееспособности. Виды субъектов и объектов гражданских правоотношений.

Мария Антонова
Оцените автора