Варновый Строй Обязанности Дхармы Разных Варн По Законам Ману

Варновый строй по законам ману

Этим система варн древней Индии ограничивалась. Все остальные, не вошедшие в варновую (кастовую) систему, будь то иностранцы, чуждые ведических ценностей, или изгнанные из своей варны за прегрешения, — являлись внекастовыми неприкаемыми — млеччха и дасью (пария) соответственно, всех неприкасаемых вместе именуют также как далиты.

Напомню читателю, что в древней Индии существовала исторически сложившаяся у древних ариев (арийцев) система сословий — варн. которая строилась на учете индивидуальности человека, а потому разрешала переход из одной варны в другую, подробнее в статье Глава 3 посвящена правилам брака между представителями разных варн и кастам, которые образуются при смешении варн.

Варновый строй в законах ману

Развитие рабства привело к углублению классовых противоречий, к экономическому и социальному усилению правящего класса — рабовладельческой аристократии. Родовая аристократия, состоящая из жрецов, старейшин и племенных вождей, выделившаяся из среды общинников, противопоставляется простому народу, объединённому в общины (вишас).

В данной статье проводится общая характеристика Законов Ману, а также исследуется несколько правовых институтов частного права, подчеркивается их как правовое, так и культурологическое, сакральное аксиологическое значение для современного права, а также проводится диахронный анализ между отдельными положениями в Законах Ману и некоторыми нормами Гражданского кодекса (в частности, права собственности) РФ.

Варновый Строй Обязанности Дхармы Разных Варн По Законам Ману

Весьма часто в различных контекстах мы читаем о дхарме варн и ашрам — этапов жизни (варна — ашрама — дхарма). В далеком «золотом веке» это было очевидное и незыблемое; понятно, но в наше время его часто толкуют превратно или вообще предают забвению. Долг брахманов — объяснять дхарму, а царя — сохранять ее и следить за ее выполнением. Значит, дхарма не одна и та же для всех. Правда, есть общая дхарма — та норма поведения, которой должны следовать все без исключения, но существует также особая дхарма для каждого сословия и для каждого периода жизни того или иного индивидуума. Дхарма лица благородного происхождения не совпадает с дхармой простолюдина, а дхарма ученика — с дхармой умудренного опытом человека.

Законы составлены в Древней Индии между II веком до нашей эры и II нашей эры. Законы Ману представляли собой запись норм обычного права, судебной практики и царских узаконений, имели в свое время официальное значение и относятся к позитивному праву.

Закрепление варнового строя в праве Древней Индии

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поля своими семенами, то он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог передать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество, наиболее значительным из которого были рабы, скот, инвентарь.

При этом подчеркивалось, что первые три способа были доступны для всех жителей, четвертый — только для кшатриев, пятый и шестой -только для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов. Хотя, конечно, в жизни это не всегда строго соблюдалось.

Рекомендуем прочесть:  Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет в 2022 году

Занятие №2

2. Патанджали взял в долг до следующего урожая 20 мешков пшеницы, но вернуть долг вовремя не смог. Подождав несколько дней, кредитор явился в сопровождении многочисленных слуг в дом к Патанджали и изъял имущество, стоимость которого компенсировала долг. Патанджали обратился с жалобой на самоуправство в суд. Какое решение должен вынести суд? А как было бы по законам Хаммурапи?

1. Капур продал соседу вола, но уже через день пожалел об этом и предложил соседу расторгнуть сделку. Капур возвращает соседу деньги, а тот возвращает Капуру вола. Но сосед отказался. Капур обратился с жалобой в суд. Правомерны ли действия Капура?

Варновый строй в законах ману

Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

Так, в VIII главе говорится: «К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к брахманам- ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам». Вопросам государства и права в законах Ману посвящены VII, VIII, IX и частично X главы. Здесь перечисляются обязанно сти правителя, дхармы царя-кшатрия. Ему предписывается соблюдение ряда требований: наказание преступников, осуществление правосудия с помощью опытных советников — брахманов.

Сословно-варновый строй в Индии

Основные черты права.В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману).

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти — под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей. И хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке.

Варновый общественный строй Древней Индии

Слово «каста» в переводе с португальского языка означает «род, качество», оно стало употребляться, когда португальцы в XVI в. проникли в Индию и познакомились с индийской социальной организацией. Изначально же в Индии существовали группы, которые обозначались словом «варна», которое соответствует понятиям «вид», «разряд». Уже с глубокой древности это слово использовали для противопоставления основных социальных слоев. О том, что разделение общества берет свое начало в конце II – начале I тысячелетия до н.э., можно судить по сведениям из «Ригведы», одного из четырех индуистских религиозных текстов, сборника религиозных гимнов, составленного приблизительно в 1700 – 1100 гг. до н.э., древнейшего памятника древнеиндийской литературы и древнейшего религиозного текста в мире. Несмотря на то, что в первоначальной версии «Ригведы» нет прямого упоминания о варнах, в этом сборнике уже говорится о существовании жрецов, знати и простого люда, хотя и деление это пока не жесткое и не контролируется.

Рекомендуем прочесть:  Статус Беженца В Москве 2022

Варновая система не только не распалась со временем, но, обрастая новыми разрядами, более дробными подразделениями, претерпев множество изменений, просуществовала несколько тысячелетий, существует и по сей день.

Варновый строй по законам ману

Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э. когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия.

Появляются сословия – варны. Первые варны были привилегированными: брахманы — варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии — варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну — вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин.

Законы Ману

Среди преступлений, называемых законом Ману, на первом месте стоят государственные. В ст. 280 гл. IX говориться о том, что взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы следует казнить без промедления. Статья 289 предусматривала изгнание лиц, ломающих городскую стену или ворота, закапывающих рвы. В ст. 275 устанавливались указания для лиц, упорно противодействующих царским приказам и поощряющих врагов.

С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Варновый строй по законам Ману

Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанные в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями.

Не было единого мнения о том, заслуживает ли брахман, имеющий светскую профессию, такого же уважения, как и брахман-священнослужитель. По этому поводу не существовало четкого правила. В «Законах Ману», наиболее авторитетном из сочинений литературы смрити, вопрос остается невыясненным. Как можно заключить из общей литературы, особые привилегии обычно присваивались только тем брахманам, которые исполняли обязанности жрецов и наставников.

Общая характеристика варнового строя

Таким образом, к концу периода «Ригведы» общество делилось на четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Такая иерархия считалась изначальной, божественной волей, установленной и незыблемой в своей основе. Интересно, что указанное деление общества, несмотря на свой религиозный характер и древнее происхождение, имеет место и в современной Индии.

Рекомендуем прочесть:  Льгота по земельному налогу в белгородской области 2022год

Теоретически долг кшатрия состоял в «защите», что подразумевало участие в сражениях во время войны и управление государством в период мира. В раннюю эпоху кшатрий часто претендовал на превосходство над брахманом. Согласно буддийской традиции, когда на вершине общества находятся брахманы, будды рождаются в брахманском сословии, а когда высшим сословием становятся кшатрии, то будды рождаются в их среде. Исторический Будда был кшатрий, и его приверженцы едва ли сомневались в превосходстве этой варны. Там, где в священных текстах на языке пали встречаются одновременно названия всех четырех варн, первой обычно идет варна кшатриев.

Социально правовой строй по законам Ману

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (ст. 299 гл. VIII). Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

Индийские источники, в частности законы Ману, дают описание четырех варн: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (почти бесправные батраки). При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» — неприкосновенные. Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате этого появилось большое число людей – нечленов общин – шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенных собраниях, не проходили обряда посвящения – «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными». Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными».

Система варн в Древней Индии

Позднее, вследствие падения роли свободных общинников в общественной жизни вайшьи стали мало отличаться от шудр и линия раздела стала проходить уже между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой.

Вторая варна — это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.

Дхармашастра Ману ( «Законы Ману»)

Более детально регламентируется судоустройство и судопроизводство в Артхашастре Каутильи. Следует обратить внимание на главу I книги III Артхашастры, но нельзя упускать из виду и другие главы данной книги (например: статья 1 главы 8, статья 15 главы 9, статьи 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 39, 45, 50 главы 1 1, статьи 17, 19, 20 главы 19, статьи 17, 22 главы 20 и др.).

Сравнивая текст Артхашастры Каутильи и «Законы Ману», студенты должны определить, в каком из этих двух документов элементы абстрактного юридического мышления выражены сильнее и соответственно юридический понятийный аппарат развит в большей степени.

Мария Антонова
Оцените автора