Вольтер Форма Правления

Вольтер: основные идеи

Феодальные порядки Франсуа критиковал с позиции рационализма. Он желал свободы для всех людей. Слишком уж эти мысли были смелыми. Это понимал и сам Вольтер. Основные идеи свободы сводились к тому, чтобы зависеть только от законов, это было бы идеальным, как считал сам философ. Однако он не признавал равенства. Вольтер говорил, что не может не быть деления на богатых и бедных, это недостижимо. Лучшей формой правления он считал республику.

Разум остается у атеистов, ибо фанатики его лишаются. Именно способность человека мыслить всегда стояла для Вольтера на первом месте. Поэтому к атеизму философ относится как к меньшему злу, оставаясь при этом верующим в Бога, но сохраняющим разум человеком. «Если бы Бога не было, то его нужно было бы выдумать», — так сказал Вольтер, кратко это высказывание раскрывает позицию философа, всю необходимость веры.

Вольтер Форма Правления

Просвещенный человек, по мнению Вольтера, может быть только деистом. Для деистов Бог существует потому, что иначе нельзя объяснить физический миропорядок: «Мой разум доказывает мне, что есть существо, упорядочившее материю вселенной». Бог — это то, к чему человек подходит путем разума, а не веры. Поэтому деист никогда не станет фанатиком, ведь он признает свою ограни­ченность в познании замысла Бога: «Деист не знает, как Бог нака­зывает, покровительствует и прощает, потому что он не настолько безрассуден, чтобы обольщаться иллюзией, будто познал способ действий Бога».

Вольтер видел причину социального зла в суевериях людей, которые приводят их к религиозному фанатизму. Христианство для Вольтера, как вообще все другие религии, -— это суеверие, которое стоило «человечеству более 17 миллионов жизней, если считать по одному миллиону в столетие — как тех, кто погиб от рук палачей правосудия, так и

Республиканская форма правления

Свобода у него в первую очередь — свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. В особенности выделяет он свободу совести в качестве антипода удручающей католической нетерпимости. Весьма глубокой была оценка Вольтером (достигавшим подчас также вершин политэкономической мысли своей эпохи) свободы труда — характерного знамения Нового времени. Эта свобода предстает как право каждого «продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности».

Наряду с этим Вольтер чтит форму правления, которая установилась в Англии в результате происшедшей в стране революции, т.е. конституционную монархию. «Английская нация — единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти путем сопротивления, а также учредившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь всемогущий, когда речь идет о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло; при котором вельможи являются грандами без надменности и вассалов, а народ без смут принимает участие в управлении». В превосходной степени характеризуется Вольтером вся английская политико-правовая система. «Наилучшие законы — в Англии: правосудие, отсутствие произвола, ответственность должностных лиц за нарушение свободы граждан, право каждого высказывать свое мнение устно и письменно. Две партии следят одна за другой и оспаривают честь охраны общественной свободы».

Государственно-правовые воззрения Вольтера

Когда исчезает дух равенства, демократия исчезает, т.к. власть попадает в руки корыстолюбцев. В аристократической республике — умерение личных стремлений, чтобы злоупотребления правящих не выводили народ из терпения. Монархия — честь — это начало в отношениях между подчиненными и властью. Честь — чувство собственного достоинства. Уходит честь – приходит деспотия. Деспотия — страх. От подданных не требуется ничего, кроме раболепства.

Рекомендуем прочесть:  Сколько платять если сломал руку

Эта теория конституционной монархии была признана аксиомой и была применена на практике во Франции. Французы провели еще более строгое разделение между властями. Законодательное Собрание созывалось и распускалось без согласия короля и законы принимались без его одобрения => вражда между властями: падение короля и установление консульского режима, т.е. полное обособление власти непрактично. Он дал в своей теории более демократические основы (всеобщие выборы), чем это было на практике. Он проглядел то, что министры назначались из числа правящей партии парламента.

Вольтер Форма Правления

Эти представления о свободе и равенстве Вольтер использовал в своих предложениях по реформированию феодального общества, неизменно вызывавшего его протест. С таких позиций он выступал за уничтожение сословных привилегий и за упразднение церковных судов. Аристократию, занявшую почти все ключевые должности в системе управления государством, следует, по Вольтеру, заменить бюрократией. Он настаивал на необходимости устранить партикуляризм действующего законодательства, добиться справедливого судопроизводства с широким участием адвокатов в процессе, отменить пытки и т.п. Надежды на проведение таких реформ он возлагал на сильную и просвещенную государственную власть.

Вольтера нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Больше того, демократии, народовластия он смертельно боялся. Но чрезвычайно близки были ему иные проблемы: естественное право, свобода, равенство. Обращение к концепции естественного права, естественного закона – способ легитимировать, придать наивысший авторитет самым значимым для Вольтера политико-юридическим ценностями: свободе и равенству, воплощающим одновременно разум и интерес, данные природой.

Политические и правовые взгляды Вольтера

2) Неравенство и отчуждение в отношениях между людьми появились после появления частной собственности и государства – собственность породила различия между богатыми и бедными и «войну всех против всех» («ужаснейшие смуты… несправедливые захваты богатых, разбои бедных» , а созданное для ее прекращения государство – между управляющими и управляемыми. Третья и последняя форма отчуждения сложилась после утверждения монархии, которая для Руссо тождественна деспотизму, т.е. состоянию, когда «все сводится к воле более сильного» («Личный интерес монархов, прежде всего, заключается в том, чтобы народ был слаб, беден и чтобы он никогда не мог им сопротивляться»);

В то же время Вольтер признает, что религия необходима для создания законной власти (ибо без нее правители превращаются в «жаждущих крови животных»), и особенно – для обуздания черни (ибо без религии «чернь станет ордой разбойников»);

Электронная библиотека

Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел, прежде всего, в невежестве, предрассудках, суеверии и подавлении разума. Главным виновником этого он считал церковь, католицизм. Именно религиозный фанатизм, единомыслие, которое насаждает церковь, умерщвляют, по убеждению Вольтера, жизнетворное начало всякой свободы – свободу совести и слова. Однако Вольтер отнюдь не о

В разных ситуациях и в разные периоды государство, отвечающее потребностям эпохи, может, по мнению Вольтера, выступать в различных организационных формах. При прочих равных условиях он отдает предпочтение сложившейся в его стране абсолютной монархии. Менее всего ему по душе революционные потрясения, но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал «просвещенным». Вольтер верил в то, что институты абсолютистского государства себя не изжили и не могут сами преодолеть собственные социально-экономические устои. Однако Вольтер знал и ценил достоинства и других государственных форм. Так, считал он, первоначально государство возникает в форме республики, образующейся из соединения семей. Ее возникновение – итог естественного хода развития. Республика, по Вольтеру, более всего приближает людей к их естественному состоянию. Власть в ней направляется волею всех. Осуществляет же эту власть один человек, либо группа лиц на основе законов, выносимых всеми.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ВОЛЬТЕРА

В-пятых, согласно взглядам Вольтера, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы,которое уже готовит­ся («начинают мыслить, просвещаться и грамотно писать»). Его по­литическая организация важна для философа не в форме, процедуре

Рекомендуем прочесть:  Вредна Ли Мастика Битумная

Законвообще есть, по Монтескье, разум человеческий, управля­ющий всеми людьми. Поэтому законы политические и граждан­ские каждого народа не более как частные случаи приложения это­го разума. Далее он исследует те факты, которые в своей совокупно-

Государство и право в учении Вольтера

Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами. Это, однако, совсем не равносильно воцарению хаоса в обществе, возникновению беспорядочных столкновений в нем автономных воль. Отношения зависимости, определенной связанности действий индивидов остаются. Но теперь такие отношения приобретают совсем другой смысл. «Свобода,- писал Вольтер,- состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Так прорастала на французской почве, ставшая позже весьма известной и популярной на Западе идея «господства права».

Сравнение политических взглядов консерваторов, либералов, и социалистов ХIХ–начала ХХ в. Роль государства в формировании экономических отношений и оценка его влияния на данный процесс. Принципы формирования (избрания) органов государственной власти РФ.

Взгляды Вольтера на человека, религию и государство

Двойственность суждений Вольтера в том что он был противник абсолютизма но, в то же время он не имел других идей управления обществом. Выход он видел в создании просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Таковым существующий политический строй будет, если на королевском троне окажется «просвещенный» монарх.

Но лишь образованностью и мудростью не исчерпывается набор качеств, необходимых «просвещенному» монарху. Он должен быть также государем милостивым, внемлющим нуждам людей, своих подданных. «Добрый король есть лучший подарок, какой небо может дать земле». Вольтеру хотелось верить в то, что институты абсолютистского государства себя не изжили и могут сами преодолеть собственные социально-экономические, правовые и идеологические устои, как только страной начнет управлять высокоученый нравственный самодержец.

Вольтер о государстве и праве

Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.

Политическую организацию будущего «царства разума» Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно — управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство («мы все в равной степени люди»), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. «В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой — бедных, которые служат».

Политико-правовое учение Вольтера

Государство: Вольтер выступал против католической церкви, против духовенства и фанатизма. Он смело и настойчиво требовал отмены несправедливых приговоров, вынесенных церковными судами, добиваясь реабилитации невинно осужденных жертв церковной власти. Он считал, что все последствия существующего общества происходят от отсутствия просвещения, от невежества, которое поддерживается церковью. Он призывал к борьбе за науку и прогресс. Но Вольтер учитывал значение религии как средства удержания масс в повиновении и считал необходимым ее сохранение в качестве узды для народа. Ему принадлежат известные слова: «Если бы не было Бога, то его надо было бы выдумать».

Он добивался уничтожения инквизиции и пыток, требовал отменить продажу судебных и иных должностей, которые составляли наследственное достояние частных лиц. Вместе с тем он был убежден в том, что политическая власть и руководство обществом должны оставаться в руках меньшинства. О массах он говорит свысока, обнаруживая полное неверие в силы и способности народа.

Рекомендуем прочесть:  Статья 77 Трудового Кодекса Рф 2022 Отличие От Статьи 80 Налогового Кодекса

Лагуна — Форум для общения и хорошего настроения

На Аравийском полуострове..мы наблюдаем обратную пропорцию.. Т.е. на нем расположено семь суверенных государств – Йемен, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн и Кувейт. Почти все они являются богатыми, обеспеченными странами и почти все являются монархиями. За исключением одной страны – Йемена.
Йемен – одна из самых беднейших стран арабского мира и она же является и единственной республикой на Аравийском полуострове. Страна находится в окружении своих собратьев – арабских монархий Залива – одних из самых благоденствующих стран мира. А в Йемене уже несколько десятилетий не утихает гражданская война.

Более семи лет лет назад Северную Африку и Ближний Восток всколыхнули события т.н. «Арабской весны». В странах Магриба прокатилась волна насилия, отнюдь не мирные демонстрации.. одна за другой свергали политические режимы в своих странах – Египет, Тунис, Алжир, Ливия.
Последнюю постигла самая печальная участь — вследствие вооруженной агрессии евроатлантической коалиции в эту страну, эта стабильная, мирная,богатейшая страна оказалась в руинах. и до сих пор Ливию терзают конфликты между различными внутренними военно-политическими силами. Фактически Ливийская государственность прекратила свое существование.
Но,единственной страной, которую не затронуло насилие, является- Королевство Марокко.
Т.е. в то время, как к востоку от королевства все полыхало, в Королевстве прошли лишь незначительные акции протеста.
Конечно, в стране хватает проблем с правами человека..и поводы для протестов имеется.. но таки до насилия там не доходит. Общественность и власти в этой стране пришли к консенсусу. Чем можно объяснить этот поразительный факт?
Даже с учетом того, что перевороты в арабских странах прошли не без общеизвестных схем «экспорта демократии» этими «политтехнологами «цветных рЭволюций», и проходили по целевому назначению, но все равно спокойствие и стабильность в Марокко -очевидна.. и опять возникает вопрос -в чем причина такого обстоятельства?
А,вот и наша любимая европа!))..

Вольтер Форма Правления

Вольтер — (Мари Франсуа Аруэ) (1694 1778 гг.) писатель и философ просветитель, действительный иностранный почетный член Петербургской Академии наук Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. Бурная ревность совершает больше преступлений,… … Сводная энциклопедия афоризмов

Вольтер — (Voltaire) [псевд.; наст. имя Мари Франсуа Аруэ (Arouet)] (1694 1778), франц. писатель, философ, один из идеологов и ведущих представителей франц. Просвещения. Оказал большое влияние на рус. лит ру и обществ. мысль 18 нач. 19 вв. Л. упомянул имя… … Лермонтовская энциклопедия

Вольтер Форма Правления

Сторонник идеи прогресса, опирающегося на разум и образование, философ, просветитель, энциклопедист, писатель. Настоящее имя и фамилия -. Франсуа-Мари. Аруэ. Перу. Вольтера относятся: научные труды»История. Карла XII»(1731),»Философские письма»(1733),»Время. Людовика XIV»(1751),»История. России при царе. Петра. Великого»(1759-1763),»Республиканские идеи»(1765); литературные произведения ),»Заира»(1732),»Смерть. Цезаря»(1735),»Магомет»(1741), поэмы»Лига»(1723),»Орлеанская дева»(1735, опубликована 1755) философско-сатирические повести» ,»Кандид, или. Оптимизм»(1759),»Вавилонская царевна» (1768вісті «Задіг, або. Доля» (1748), «Мікромегас» (1752), «Кандід, або. Оптимізм» (1759), «Вавилонська царівна» (1768).

Идей народовластия. Вольтер не воспринимал. Напротив, он был убежден, что голь не имеет много рассуждать, а политическую власть следует сосредоточивать в руках меньшинства — политической и экономической элиты. Ли ише конце жизни. Вольтер начал склоняться к»просветительской республики»как идеала государства. В триаде»государство — человек — общество»на вершину он ставил просвещенного самодержца, олицетворяющая дер жаву, подчиняется конституции, заботится о подданных, их образование, благосостояние, устройство чинно и упорядоченного общества. Такое общество возможно лишь при условии его разделения на богатых и бедных, неприкосновенности частной собственности, которая и является его стержнем. Полными политическими правами должны обладать только частные владельцы. В понятие»свобода труда»Вольтер вкладывал понимание свободного прод. АЖУ собственной рабочей силы тому, кто больше за нее платит. В его обществе отсутствует крепостничество, а индивидов, не имеющих частной собственности, он призвал к свободной продаже своих рабочих рудо вільного продажу своїх робочих рук.

Мария Антонова
Оцените автора