Время Совершения Административного Правонарушения По Антимонопольному Законодательству

Содержание

Время Совершения Административного Правонарушения По Антимонопольному Законодательству

В случае, если хозяйствующий субъект при представлении перечня лиц входящих в одну группу представил в ФАС России неполные сведения о группе лиц (в перечне указаны не все лица, входящие в группу), а именно — не представлена информация о лице, которая не имеет значения для принятия антимонопольными органами решения по рассматриваемой сделке, совершенной в уведомительном порядке (в соответствии со статьей 31 Закона о защите конкуренции), то такие обстоятельства могут быть квалифицированы должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в качестве оснований для признания малозначительности совершенного административного правонарушении.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2022 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 18).

Время Совершения Административного Правонарушения По Антимонопольному Законодательству

Дела об административных правонарушениях, согласно ст.23.48 рассматриваются должностными лицами федерального антимонопольного органа и его территориальных органов. Одновременно с этим, согласно ч.2 и 3 ст.23.1 дело может быть рассмотрено судьей арбитражного суда, в случаях, когда должностное лицо антимонопольного органа, к которому поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке применяется только в том случае, когда нарушение не содержит уголовно наказуемого деяния. В современном законодательстве РФ предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст.178 УК РФ, которая может наступить в случае установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, способствующих причинению ущерба, сумма которого превышает один миллион рублей.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2022 г

При рассмотрении дела суд принял во внимание преюдициальное значение обстоятельств, установленных решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2022 г. по делу N А53-17415/2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2022 г. и постановлением суда кассационной инстанции от 26.06.2022 г., которым обществу отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решения управления от 22.06.2022 г. N 583/02.

При анализе данных редакций статьи 14.31 КоАП РФ судом первой инстанции установлено, что содержание санкции для юридических лиц не претерпело изменений, однако с учетом примечаний для целей применения наказания, введенных в статью 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с новой редакцией (в ред. Федерального закона от 06.12.2022 N 404-ФЗ), размер наказания, определяемый по новому закону превышает размер наказания в соответствии с нормой, действовавшей во время совершения правонарушения.

Нарушения антимонопольного законодательства: проблемы административной ответственности

Совершение любого из перечисленных действий образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, если они совершены субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке.

Учитывая, что наряду с процессуальными нормами производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренными КоАП РФ, действуют процедурные правила о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, установленные гл. 9 Закона о защите конкуренции, возникают определенные сложности в производстве по делам об административных правонарушениях.

Несоразмерность административного наказания и характера нарушений антимонопольного законодательства

Оборотные штрафы предусмотрены ч. 2 ст. 14.31, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.32, ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ.

  1. Система расчета штрафов, применяемых Европейской комиссией за нарушение ст. ст. 101 («Запрет на антиконкурентные соглашения и согласованные действия») и 102 («Запрет на злоупотребление доминирующим положением») Договора о функционировании Европейского союза (ДФЕС) предполагает два этапа: определение базового штрафа и его корректировку с учетом обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность .

См.: Руководство Европейской комиссии о методе назначения штрафов (Guidelines on the Method of Setting Fines; далее — Руководство Европейской комиссии о штрафах) (OJ [2022] C 210/2).

В целях недопущения нарушения принципа соразмерности при назначении административного наказания за нарушения антимонопольного законодательства было бы разумно также внести изменения в методику расчета штрафов, предусмотрев в ней дифференциацию базового штрафа в зависимости от продолжительности совершения правонарушения, а также его повышенный размер для наиболее существенных по характеру и последствиям нарушений — ограничивающих конкуренцию соглашений между хозяйствующими субъектами — конкурентами (картелей) (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2022 N 135-ФЭ «О защите конкуренции», ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ).

Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

В течение долгого времени действия на территории Российской Федерации антимонопольного законодательства санкции, которые применялись к нарушителям, были очень скромны. Например, установив участие отдельных лиц или предприятий в незаконном соглашении, ФАС России мог выдать предписание о прекращении нарушения. Неисполнение условий предписания его получателем в течение назначенного периода времени могло привести к наложению на него штрафа в размере 40-50 минимальных размеров оплаты труда в случае с физическими лицами и 2022-5000 минимальных размеров оплаты труда в случаях подобных нарушений со стороны юридических лиц. Рассчитанный на основании данной суммы максимальный штраф, который может быть наложен на физическое лицо, составлял 5000 рублей, а на юридическое лицо — 500 000 рублей. В настоящее время, в соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ, заключение соглашений или согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц — от одной сотой до 15 сотых размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), но не менее 100 тысяч рублей.

  • • За нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
  • • Привлечение к ответственности лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.
  • • Лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.
Рекомендуем прочесть:  Стоимость Снятия С Учета Автомобиля В Беларуси 2022

Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства гл

Если речь идет об одном из правонарушений, включенных в главу 14 КоАП РФ, то в силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ и разъяснений, приведенных в пункте 10.1 Постановления N 30, срок давности исчисляется со дня вступления в силу решения комиссии ФАС РФ, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства (дата изготовления решения в полном объеме). С этого же момента может быть возбуждено дело об административном правонарушении.

Санкции по названным статьям установлены в виде штрафа в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2022 N 117-ФЗ (ред. от 03.12.2022; далее — НК РФ). Периодом выручки, являющейся базой для исчисления штрафа, выступает календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо предшествующая дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году (пункт 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ).

Время Совершения Административного Правонарушения По Антимонопольному Законодательству

Все это может создать основу для нарушения конституционного принципа справедливости Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Норма, — 2022. — С. 67., основным содержанием которого является требование равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

С другой стороны, это новый состав, который должен быть доказан антимонопольным органом. В результате связь между вынесением предписания и привлечением к административной ответственности за его неисполнение является последовательной. Поэтому такая модель не стимулирует нарушителя воздержаться от нарушения на стадии его подготовки, а мотивирует его взвесить плюсы и минусы продолжения уже начатого нарушения антимонопольного законодательства.

Дата совершения административного правонарушения

В соответствии со ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

Времени совершения административного правонарушения

При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. 6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см.
комментарий к ст. 3.11). Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений. В 2022 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст.
ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. Сроки рассмотрения жалобы постановление по делу об административном правонарушенииСроки рассмотрения жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушенииСроки рассмотрения ‘апелляционной жалобы’ Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст.

Законодательство об административных правонарушениях

6) в соответствии с законодательством определяет подсудность и подведомственность дел об административных правонарушениях судам, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральным органам исполнительной власти.

охрана:прав и свобод человека и гражданина,здоровья граждан,санитарно-эпидемиологического благополучия населения,окружающей среды,установленного порядка осуществления государственной власти,общественного порядка и общественной безопасности,собственности;

Сроки давности по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства

При решении вопроса об определении момента начала течения сроков давности за административные правонарушения, связанные с неисполнением предписаний антимонопольного органа (ст. 19.5 КоАП РФ), нарушением сроков подачи ходатайств и уведомлений (ч. ч. 3 и 4 ст. 19.8 КоАП РФ), непредставлением сведений по запросу антимонопольного органа (ч. 5 ст. 19.8), существенное значение имеет вопрос о возможности отнесения таких правонарушений к длящимся, так как согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Некоторые суды, отменяя постановления антимонопольных органов о привлечении к административной ответственности по данной статье, исходили из того, что по упомянутому административному правонарушению применимы общие сроки давности (два месяца).

Признаки составов правонарушений в сфере антимонопольного законодательства по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях в деятельности

К субъектам правонарушения относятся: физические дееспособные лица или юридические лица — хозяйствующие субъекты, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Юридическое лицо становится субъектом правонарушения вследствие противоправных действий их работников.

Таким образом, злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением сформулировано законодателем как материальный состав правонарушения, в его конструкцию включены вышеуказанные последствия. При этом данные последствия могут являться прямым следствием действий, составляющих злоупотребление доминирующим положением (т.е. присутствовать в наличии), а также в результате этих действий может создаваться реальная угроза наступления неблагоприятных для конкуренции последствий.

Время Совершения Административного Правонарушения По Антимонопольному Законодательству

Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства

1. Полномочия антимонопольных органов на возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства закреплены в п. 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2022 г. N 331, и п. 6.4 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом ФАС России от 23 июля 2022 г. N 649/15. Их реализация определяется Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. Приказом ФАС России от 25 мая 2022 г. N 339 (далее — регламент по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства).
2. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:
1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства. Так, МВД России в порядке взаимодействия с ФАС России информирует о выявленных в процессе своей деятельности правонарушениях в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях и законодательства о рекламе (п. 4.1 Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел РФ и Федеральной антимонопольной службы, утв. Приказом МВД России и ФАС России от 30 декабря 2022 г. N 878/215);
2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства, которое обеспечивает реализацию права указанных лиц на защиту их прав и законных интересов. Содержание и порядок подачи такого заявления определяется ст. 44 комментируемого Закона;
3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства в процессе мониторинга соблюдения антимонопольного законодательства, то есть осуществления комплексной и плановой деятельности по сбору, обобщению, анализу и оценке соответствующей информации;
4) сообщение средства массовой информации, то есть размещение в периодическом печатном и сетевом издании, телеканале, радиоканале, теле-, радиопрограмме и т.п. сведений, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства. Наличие такого основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства обусловлено особым статусом средств массовой информации в современном обществе;
5) результат проверки соблюдения антимонопольного законодательства, при проведении которой выявлены признаки его нарушения коммерческими и некоммерческими организациями, органами власти или осуществляющими их функции органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами.
3. Заявление, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, подаются:
1) в соответствующий территориальный орган по месту совершения нарушения либо по месту нахождения (жительства) лица, в отношении которого подаются заявление, материалы;
2) в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения (жительства) лица, в отношении которого подаются заявление, материалы.
Заявление, материалы, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов РФ, направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса об органе, компетентном рассматривать эти материалы, с уведомлением об этом заявителя. В случае необходимости ФАС России может запросить у территориального органа любые заявления, материалы для своего рассмотрения по собственной инициативе.
Заявления, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, подаются:
1) в соответствующий территориальный орган ФАС России по месту совершения нарушения либо по месту нахождения органа, в отношении которого подаются заявление, материалы;
2) в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения органа, в отношении которого подаются заявление, материалы.
Заявления, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ, подаются в ФАС России, то есть рассмотрение таких заявлений и материалов относится к исключительной компетенции ФАС России, в то время как в отношении иных категорий субъектов передача дел на ее рассмотрение осуществляется по ее собственной инициативе.
4. Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган утверждены Приказом ФАС РФ от 1 августа 2022 г. N 244. В соответствии с ними передача антимонопольным органом заявлений, материалов, дел осуществляется:
1) по инициативе ФАС России или по ходатайству территориального органа. В этом случае ФАС России принимает к своему рассмотрению заявление, материалы, дело либо поручает территориальному органу рассмотреть заявление, материалы, принятые к рассмотрению другим территориальным органом, и рассмотреть дело, возбужденное другим территориальным органом, а также может поручить рассмотреть заявления, материалы, поступившие в ФАС России, либо дело, возбужденное ФАС России, территориальному органу, на территории деятельности которого совершено нарушение антимонопольного законодательства. Ходатайство территориального органа направляется в ФАС России вместе с заявлением, материалами, делом;
2) если заявления, материалы, поступившие в территориальный орган, указывают на признаки нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ, рассмотрение которых отнесено к исключительной компетенции ФАС России. Такие заявления, материалы передаются на рассмотрение в ФАС России в течение 10 рабочих дней со дня их поступления в территориальный орган;
3) если в ходе рассмотрения заявления, материалов или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории деятельности двух и более территориальных органов. В этом случае заявление, материалы, дело направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов, дела. Вопрос о принятии ФАС России к своему рассмотрению либо о передаче заявления, материалов, дела на рассмотрение соответствующему территориальному органу решается ФАС России в течение 7 рабочих дней со дня поступления в ФАС России этих заявлений, материалов, дел с уведомлением об этом территориального органа, направившего в ФАС России заявление, материалы, дело, в течение 2 рабочих дней;
4) если территориальным органом в ходе рассмотрения заявления, материалов (поступающих в этот территориальный орган по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого поданы такие заявления, материалы) или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории деятельности другого территориального органа, территориальный орган, рассматривающий их, решает вопрос о целесообразности их передачи на рассмотрение в территориальный орган, на территории деятельности которого совершено нарушение антимонопольного законодательства;
5) по требованию ФАС России о принятии к своему рассмотрению заявления, материалов, дела. В этом случае территориальный орган передает в ФАС России заявление, материалы, дело независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или жительства лица, в отношении которого подано заявление, материалы, а также дело, если оно возбуждено территориальным органом по общим основаниям, независимо от места совершения нарушения и места нахождения или жительства ответчика по делу;
6) при необходимости объединения дел в одно производство в соответствии со ст. 47.1 комментируемого Закона. В этом случае, если однородные дела возбуждены в отношении одного и того же хозяйствующего субъекта территориальными органами, расположенными в границах одного федерального округа, такие дела подлежат передаче территориальному органу, расположенному в центре федерального округа для их объединения и принятия к своему рассмотрению. Если территориальные органы расположены в разных федеральных округах, такие дела подлежат передаче в ФАС России для их объединения и принятия к рассмотрению либо передаче объединенного дела соответствующему территориальному органу для рассмотрения.
В случае возникновения необходимости передачи дела о нарушении антимонопольного законодательства в другой антимонопольный орган комиссия по его рассмотрению выносит определение об отложении рассмотрения дела в связи с его передачей на рассмотрение в другой антимонопольный орган.
Все заявления и материалы передаются в подлиннике с приложением всех имеющихся документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства, как представленных с заявлением, материалами, так и собранных антимонопольным органом в процессе рассмотрения такого заявления, материалов. Передаваемые дела должны быть надлежащим образом оформлены и содержать внутреннюю опись документов согласно установленному образцу. На лицевой стороне каждого тома дела указываются реквизиты дела: учетный номер дела и номер тома; наименование ответчика по делу; часть и номер статьи комментируемого Закона, по признакам которой возбуждено дело; краткое изложение существа нарушения; дата возбуждения дела. Материалы дела, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, подшиваются в отдельных томах, на лицевой стороне которых наносится соответствующий гриф.
Передаваемые заявление, материалы направляются по почте с уведомлением о вручении. Дела направляются по почте с уведомлением о вручении либо передаются нарочным, за исключением материалов дел, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, для которых нормативными правовыми актами установлен особый порядок передачи. К каждому передаваемому делу прилагается подписанный руководителем антимонопольного органа, передающего дело, акт приема-передачи дела в двух экземплярах согласно установленному образцу. Одновременно с этим заявитель уведомляется о такой передаче с указанием наименования и адреса антимонопольного органа, в который передаются заявление, материалы, а также фамилии, имени, отчества его руководителя.
Заявление, материалы рассматриваются антимонопольным органом, принимающим эти заявления, материалы, в общеустановленные сроки с момента их регистрации в этом антимонопольном органе. При получении дела антимонопольный орган, принимающий дело, в течение 5 рабочих дней проверяет его укомплектованность и оформление в соответствии с установленными требованиями, после чего акт приема-передачи дела подписывается руководителем этого антимонопольного органа, после чего он регистрируется в журнале приема-передачи дел с присвоением порядкового номера и указанием даты подписания акта руководителем антимонопольного органа, принимающего дело. После регистрации один экземпляр акта приема-передачи дела, подписанный двумя сторонами, отсылается в адрес антимонопольного органа, передающего дело, заказным письмом с уведомлением о вручении либо нарочным.
При отсутствии в деле необходимых документов или материалов акт приема-передачи дела подписывается руководителем антимонопольного органа, принимающего дело, с указанием на отсутствующие в деле документы и (или) материалы. В этом случае антимонопольный орган, передающий дело, направляет их в течение 10 рабочих дней с момента получения такого акта либо представляет подписанные руководителем объяснения о причине отсутствия в деле указанных документов и материалов.
На основании акта приема-передачи дела, подписанного руководителями антимонопольного органа, передающего и принимающего дело, антимонопольный орган, передающий дело, не позднее 3 рабочих дней после его получения издает приказ о прекращении деятельности комиссии по рассмотрению переданного дела и передает копию этого приказа по факсимильной связи или электронной почте в адрес антимонопольного органа, принимающего дело, не позднее рабочего дня, следующего за днем его подписания. Антимонопольный орган, принимающий дело, не позднее 2 рабочих дней после его получения издает приказ о принятии переданного дела к своему рассмотрению и о создании комиссии по рассмотрению дела, в котором переданному делу присваивается учетный номер. Копия такого приказа в течение 3 рабочих дней со дня его издания направляется заявителю и ответчику по делу. Председатель комиссии по рассмотрению дела, принятого к производству, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня издания приказа о принятии дела к рассмотрению, выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения лицам, участвующим в деле.
5. В случае выявления в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства обстоятельств, свидетельствующих о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном гл. 28 КоАП РФ, который, в частности, предполагает:
1) составление протокола об административном правонарушении (ст. 28.2);
2) вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.4) с последующим составлением протокола об административном правонарушении.
Перечень должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, определен Приказом ФАС РФ от 19 ноября 2022 г. N 180.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В нем указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, а также представления объяснений и замечаний по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение 3 дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Срок проведения административного расследования не может превышать 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более 1 месяца.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Рекомендуем прочесть:  Подписание Приказа О Снижение Ставки Многодетным Семьям В 2022 Году

Антимонопольное регулирование

При этом законодатель, определив максимальный размер административного штрафа для юридических лиц, предусмотрел исключение из установленного ст.3.5 КоАП РФ общего правила, позволяющее привлекать юридическое лицо к административной ответственности в виде так называемого «оборотного штрафа», размер которого исходя из сложившейся практики зачастую исчисляется десятками, а то и сотнями миллионов рублей.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.14.31 КоАП РФ (злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением) не может признаваться малозначительным, поскольку законодатель, формируя состав данного правонарушения, четко определил степень его общественной опасности как максимальную.

Мария Антонова
Оцените автора