В Рамках Своих Статусных Полномочий Президент Рф Имеет Право Распустить Нижнюю Палату Пар

Полномочия Президента РФ и порядок их осуществления

Необходимо отметить, что право Президента Российской Федерации распускать Государственную Думу не является абсолютным и ограничено строго определенными случаями. Кроме того, надо иметь в виду, что Президент Российской Федерации вправе распустить только одну палату Федерального Собрания (ст. 109 Конституции). Роспуск другой палаты парламента — Совета Федерации — Конституцией вообще не предусмотрен.

Он самостоятелен при назначении и отзыве дипломатических представителей в иностранных государствах. Согласия соответствующих комитетов и комиссий Федерального Собрания на такие назначения не требуется. Тем не менее, с ними обычно проводятся консультации рекомендательного характера, что, как представляется, обеспечивает должный авторитет назначенным Президентом лицам, представляющим за рубежом Российскую Федерацию.

Тема 13

Комитеты Совета Федерации и Государственной Думы образуются на срок полномочий каждой палаты. Сущность и порядок деятельности каждого комитета определяются содержанием полномочий соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов утверждается большинством голосов депутатов палаты. При этом соблюдается следующее правило: комитет Совета Федерации не может состоять менее чем из 10 депутатов; численность комитета Государственной Думы может устанавливаться в пределах от 12 до 35 депутатов этой палаты.

По поводу принимаемых Государственной Думой решений в отношении назначения Председателя Правительства России и деятельности этого Правительства (ст. 103, п. “а” и “з” Конституции), установлены специальные правила регулирования противоречий между нижней палатой парламента и Президентом России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 109) Государственная Дума может быть распущена Президентом России в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент России назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Кроме того, Президент России может распустить Государственную Думу в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству.

ПРЕЗИДЕНТ РФ

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от обязанности следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено заключением Верховного суда РФ (согл. ст. 93 Конституции РФ). После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо сказать, что первому президенту России Б.Н. Ельцину пытались выдвинуть импичмент, но эти попытки только показали, что это практически невозможно.

  • 1) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  • 2) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
  • 3) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Конституционное право зарубежных стран

Примечательны в этом отношении положения ст. 57 Конституции Намибии. Ее ч. 1 открывает, казалось бы, неограниченные возможности роспуска нижней палаты: «Национальное собрание может быть распущено Президентом по совету Кабинета, если правительство (очевидно, в широком, британском смысле слова: центральная власть.) неспособно управлять эффективно».

Рекомендуем прочесть:  Льгота для студента из малообеспеченной семьи на автобус в киселевске

Но вот ч. 2 этой статьи не может не заставить Президента задуматься, прежде чем подписать указ о роспуске: «Если Национальное собрание будет распущено, то в течение девяноста (90) дней от даты такого роспуска должны состояться выборы нового Национального собрания и нового Президента».

Полномочия Президента

Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. В Конституции определен срок полномочий Государственной Думы — четыре года. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить от должности Генерального прокурора. Президент России самостоятельно назначает судей других федеральных судов;

Статья 109 Конституции Российской Федерации

Чтобы был соблюден установленный в комментируемой части четырехмесячный срок, не позднее которого вновь избранная Государственная Дума должна начать работу, необходимо, чтобы выборы были проведены не позднее чем через три месяца после роспуска, ибо, согласно ч. 2 ст. 99 Конституции, на свое первое заседание Государственная Дума должна собраться на 30-й день после избрания. С учетом этой даты должна планироваться избирательная кампания.

4. Комментируемая часть означает второе ограничение возможности роспуска Государственной Думы. Роспуск невозможен после того, как Государственная Дума приняла постановление о выдвижении против Президента РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (см. комм. к ст. 93 и п. «ж» ч. 1 ст. 103). Запрещение роспуска действует на период, пока Совет Федерации не примет своего решения по обвинению или пока не истечет предусмотренный в ч. 3 ст. 93 Конституции трехмесячный срок. Если Президент отрешен от должности, то, естественно, распускать Государственную Думу он не может. То же относится и к Председателю Правительства РФ, который в случае отрешения Президента от должности, а также в иных случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, замещает его (см. комм. к ч. 3 ст. 92). Если же Президент остался в должности, то после соответствующего постановления Совета Федерации или истечения указанного в ч. 3 ст. 93 Конституции трехмесячного срока его полномочие распускать в установленных случаях Государственную Думу восстанавливается.

Роспуск парламентов (палат)

При наличии указанных оснований президент не обязан распускать парламент. Он может отправить правительство в отставку или при не утверждении бюджета ввести в действие бюджет в параметрах предыдущего года.

Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на 4-5 лет непосредственно гражданами, либо в редких случаях путем многостепенных выборов (Китай). В Бутане, Тонго, Брунее значительное число мест в однопалатных парламентах занимают находящиеся на службе у монарха лица, а также представители знати.

Президент Казахстана распустил нижнюю палату парламента

3 апреля Нурсултан Назарбаев, набрав 95,5% голосов, в четвертый раз избирается главой государства (с 1990 года его никто не сменял на этом посту). 8 апреля происходит его инаугурация, однако о парламентских выборах речи больше не идет. Летом Ертысбаев вновь предположил, что мажилис вскоре объявит о своем роспуске, однако 1 сентября президент заявил, что парламент будет работать до конца своих полномочий, то есть до августа 2022 года. Мотивировал он это нежеланием проводить сразу двое досрочных выборов за один год.

Рекомендуем прочесть:  Сколько Действует Арест Счета Судебными Приставами

«В соответствии с действующим законодательством, следующий парламент, независимо от итогов выборов, будет сформирован не менее чем из двух политических партий. В этой связи целесообразно, не затягивая, реализовать этот демократический механизм, позволяющий сформировать многопартийный парламент. Данный шаг будет символизировать приверженность Казахстана идеям многопартийности и политического плюрализма», — заявил Сабильянов, зачитывая инициативу депутатов в прошлый четверг, 10 ноября. «Существующее законодательство позволяет сделать это через обращение депутатов мажилиса на имя президента о роспуске парламента», — отмечает он.

Президент имеет право досрочного роспуска парламента или нижней его палаты, когда есть непреодолимая оппозиция политическому курсу

В федерациях полномочия между субъектами и федеральным центром могут распределяться по двух- или трёхкамерной системе (полномочия федерального центра и полномочия субъекта; полномочия центра, субъекта и сфера совместного ведения, её ещё называют сферой конкурирующей компетенции). Предметы ведения в рамках этих сфер могут также распределяться по-разному:1) могут быть чётко указаны предметы ведения центра и субъектов, а всё, что осталось—совместное ведение; 2) может быть наоборот, чётко указаны предметы ведения центра и сфера совместного ведения, а всё, что осталось—сфера ведения субъектов (в России именно так в соответствие со 71-73—принцип остаточной компетенции субъектов).

Федеративное государство (федерация) — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. В строгом научном смысле федерация — союз государств, основанный на договоре или конституции. В федерации конституции этих самостоятельных государств устанавливают, в чем именно политически срастающиеся государства сохраняют свою самостоятеьность и в чем её теряют. Входящие в состав федерации образования называются субъектами. Они могут иметь свое гражданство, свои конституции, собственные высшие государственные органы. Наличие в федерации двух систем высших органов федерации в целом и ее субъектов – это вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).

В каких случаях президент рф имеет право роспуска государственной думы

Основания для роспуска Государственной изложены в статьях 111 и 117, а условия и порядок роспуска — в статье 109 Конституции. Статья 117 дает Президенту право в случае, если Государственная Дума дважды в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству, либо объявить об отставке Правительства либо распустить Думу. Статья 111 предписывает Президенту (без вариантов) распустить Думу, после трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства.

А. Статья 84 закрепляет ряд основных полномочий Президента в его взаимоотношениях с Федеральным Собранием, прежде всего полномочие назначать выборы Государственной Думы. Оно обусловлено статусом главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются указом Президента в соответствии с Конституцией, Законами об основных гарантиях, о выборах депутатов ГД ФС РФ.

Президент РФ и законодательная власть

Ситуация может осложниться, если глава государства окажется непосредственно связан с определенными политическими силами. Конституционное законодательство России не проясняет вопроса о партийных пристрастиях Президента. Это может создать и порой создает трудности в осуществлении посредничающей функции. Чтобы снизить вероятность такого рода ситуаций в Конституции содержится ряд ограничений и запретов на роспуск парламента, связанных в основном с избирательными циклами. Так, при вынесении вотума недоверия правительству Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Социальные Услуги Для Одиноких С 80 Лет

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Президент не имеет право роспуска парламента

Конституция предусматривает возможность роспуска Государственного собрания в случае его отказа выразить вотум доверия Правительству без избрания одновременно нового председателя Правительства (статья 111, 117) .

Для латиноамериканской «модели» президентства характерно особо важное, ключевое положение поста президента в системе государственных, политических институтов. Отсюда такое стремление путчистов разного рода к овладению президентским постом.

Статус Президента РФ (стр

что он, по Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов, а также между органами государственной власти этих субъектов.

В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные её ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя, как система «сдержек и противовесов», предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Статья 109 Конституции РФ

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

2. Часть 2 ст. 109 представляет собой одну из конституционных гарантий народного представительства и ограничивает поле возможного произвола и пределы усмотрения главы государства. В данном контексте принципиальное значение имеют два императивных веления: 1) Президент назначает дату выборов; 2) вновь избранная Государственная Дума должна собраться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Отсюда следует, что на главу государства возлагается конституционная обязанность назначить дату выборов, при том что эта дата определяется не произвольно, а с учетом конституционного требования о том, что перерыв в деятельности органа народного представительства не может превышать четырех месяцев.

В Рамках Своих Статусных Полномочий Президент Рф Имеет Право Распустить Нижнюю Палату Пар

Право роспуска — мощное оружие в руках французского Президента. Но не стоит забывать, что оно не всегда обеспечивает главе государства желаемый результат. Так, если выборы 1981 года после роспуска «правого» парламента принесли победу президенту-социалисту Миттерану, то выборы 1988 года не обеспечили социалистам большинства в Национальном собрании, и они вынуждены были управлять вместе с другими силами, а в 1997 году Президент Ширак потерпел поражение. Поэтому прежде чем решиться на подобный шаг, Президент должен тщательно проанализировать расстановку политических сил в стране и быть уверен, что досрочные выборы обеспечат ему большинство в парламенте. В противном случае эта мера подорвет его авторитет и укрепит положение оппозиционного Премьер-министра.

Роспуск нижней палаты парламента в Беларуси и России, как и в ФРГ, связан исключительно с деятельностью правительства (отклонение кандидатуры Председателя правительства; выражение вотума недоверия или отказ в доверии правительству), но осуществляется Президентом по собственной инициативе. Кроме того, в Беларуси полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции. Решение о роспуске палат парламента Президент Беларуси принимает после официальных консультаций с их председателями.

Мария Антонова
Оцените автора