В Каких Случаях Используется Прааво Вето И Роспуска Гос Думы

Содержание

Государственная Дума – ее численность и порядок формирования

Государственная дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом федерации, подписания президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или президента; одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции. К компетенции думы относится: выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности (двумя третями голосов), согласование кандидатуры председателя правительства, решение вопроса о доверии правительству; назначение председателя Центрального банка; назначение членов совета директоров Центрального банка (12 человек); назначение председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение уполномоченного по правам человека; назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; объявление амнистии; определение аудиторской фирмы для проведения ежегодной проверки Центрального банка.

Идея создания в России полноценного профессионального законодательного собрания появилась в конце 1980-х годов. В ряде проектов предполагалось назвать новый российский парламент Государственной думой по аналогии с представительским органом 1906—1917 годов. Однако против таких проектов решительно выступали Съезд народных депутатов и Верховный совет РФ. Лишь осенью 1993 года президент России, силовым путем прекратив деятельность Верховного совета и Съезда народных депутатов, вынес на референдум проект новой конституции. Согласно проекту парламентом России становилось Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Одновременно были назначены выборы Совета Федерации и Государственной думы первого созыва. Таким образом, 12 декабря 1993 года стал днем избрания Государственной думы и днем ее институционализации как высшего законодательного органа страны. Обе палаты Федерального собрания — Государственная дума и Совет Федерации — заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий президента Конституционного суда (см. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД), выступлений руководителей иностранных государств.

Роспуск Государственной Думы, основания и причины

Незначительность парламентской ответственности Правительства РФ объясняется как сложностью процедуры выражения недоверия, так и особенностями сложившегося режима правления, при котором Правительство РФ не обладает должной самостоятельностью от главы государства, без чего вотум недоверия лишается смысла. Практика свидетельствует, что попытки Государственной Думы отправить Правительство в РФ в отставку путём выражения недоверия были связаны с критикой в нижней палате главы государства и имели целью дискредитацию не столько Правительства и его главу, сколько Президента России.

Все три основания неизбежно вытекают из характера конституционного конфликта между Государственной Думой, с одной стороны, Президентом и Правительством РФ – с другой, который не может быть разрешён иным, «мирным» путём. Поскольку Правительство РФ является конституционным органом, осуществляющим функции высшей исполнительной власти, постольку оно подлежит обязательному формированию в сроки, установленные Конституцией. Отсутствие Председателя Правительства РФ, руководящего деятельностью этого органа, делает невозможным функционирование Правительства, поэтому неоднократное отклонение Государственной Думой кандидатур председателя Правительства, предлагаемых Президентом, вызывает закономерный роспуск палаты. Равным образом стойкое недоверие Правительству РФ со стороны Государственной Думы или отказ Правительству в доверии должны привести к роспуску палаты, если, разумеется, глава государства не объявит об отставке Правительства. В противном случае право Государственной Думы на недоверие Правительству теряет свой юридический смысл. С другой стороны, наличие этого права без альтернативы роспуска Государственной Думы превратит его в право смещения Правительства, что нарушит баланс законодательной и исполнительной властей.

В Каких Случаях Используется Прааво Вето И Роспуска Гос Думы

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом.

Действительно, логичнее, чтобы студенты изучили сначала общую теорию конституционного права, а затем конкретику – конституционное право России и других …www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-2/16.htm Конституция РФ. Референдум РФ. Назначение референдума РФ. Право … С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России.

Рекомендуем прочесть:  Где В Г Орле Купить Проездной Билет На Маршрутку

Основания и механизм роспуска Государственной Думы РФ

Институт запроса доверия Правительством у Государственной Думы нуждается в совершенствовании. Учитывая некоторую искусственность института запроса парламентского доверия в России, где Правительство формируется в целом на внепарламентской основе и в принципе не нуждается в парламентской поддержке, мы бы предложили придать этому институту конструктивный характер, предусмотрев возможность Правительству РФ запрашивать доверие Государственной Думы, представляя ей на одобрение правительственные законопроекты, то есть, сделав запрос доверия «связанным». Отклонение правительственного законопроекта в этом случае было бы равносильно отказу в доверии.

Частью 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации установлено, что «с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются». Таким образом, роспуск представительного органа государственной власти является институтом конституционного права и в этом качестве представляет собой связанную совокупность конституционно-правовых норм, определяющих основания, механизм и конституционно-значимые последствия роспуска. Несмотря на различие в основаниях и процедуре роспуска разных представительных государственных органов, существуют общие черты, позволяющие говорить о наличии единого комплексного института конституционного права.

Роспуск Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Законодательный процесс — регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.

1. Внесение законопроекта — законодательная инициатива.
Законодательная инициатива — это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Опреде­ленные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это — законопроекты о введении или отмене налогов, освобож­дении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об измене­нии финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Роспуск Государственной Думы

стоят федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и не могут ей противоречить. Третье место отводится федеральным законам, принимаемым по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам исключительного ведения РФ и к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения о преодолении разногласий или обоснование невозможности преодоления разногласий данным составом согласительной комиссии. Если протокол согласительной комиссии содержит предложения по преодолению возникших разногласий, он вносится на рассмотрение Государственной Думы.

Роспуск Государственной Думы

1. Законодательная инициатива. Порядок внесения законопроектов определяется статьёй 104 Конституции РФ и Регламентом Государственной Думы. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся субъектами права законодательной инициативы в Государственную Думу в виде проектов федеральных законов, федеральных конституционных законов, а также поправок к законопроектам. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ, причём Правительство обязано в двухмесячный срок представить такое заключение. Некоторые законопроекты могут вноситься только определёнными субъектами права законодательной инициативы, например, проекты федерального бюджета и отчёта о его исполнении — Правительством РФ, законопроекты о ратификации международных договоров — Президентом РФ. Внесённый законопроект регистрируется, Совет Государственной Думы назначает ответственный комитет и определяет сроки его рассмотрения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проводит юридическую экспертизу законопрооекта. Законопроект обсуждается в комитетах Государственной Думы, рассылается субъектам права законодательной инициативы. Инициаторы законопроектов, их представители участвуют в их рассмотрении законопроектов в палатах Федерального Собрания.

5. Компетенция Государственной Думы. К ведению Государственной Думы согласно статье 103 Конституции РФ относятся дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, а согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (1997) — назначение трети членов Центральной избирательной комиссии РФ. По вопросам своего ведения Государственная Дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов (450), если иной порядок не установлен Конституцией РФ. Государственная Дума играет ключевую роль в законотворческой деятельности: рассматривает все законопроекты, принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы о поправках к Конституции РФ.

Рекомендуем прочесть:  Даренте Дома Не Приватизирована

В каких случаях государственная дума может быть распущена президентом рф

После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.

Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы: 1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии; 3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

Государственная Дума

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Прези­денту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и ос­вобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; на­значение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на долж­ность и освобождение от должности Уполномоченного по правам чело­века, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. По этим вопросам Дума принимает постановления, как правило, большинством голосов от об­щего числа ее депутатов. На практике Дума принимает постановления и по другим вопросам. Эти и другие постановления не нуждаются в каком-либо дополнительном утверждении.

Государственная Дума. Государственная Дума — одна из двух палат Федерального Собрания РФ, обеспечивающая прямое предста­вительство всего населения страны и играющая ведущую роль в зако­нодательной деятельности парламента. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на общенациональных выборах на основе сочетания про­порциональной (225 депутатов избираются по общефедеральному из­бирательному округу по партийным спискам) и мажоритарной (225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам) систем сроком на 4 года. Выборы происходят на основе не только Кон­ституции РФ, но и специального Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации» (июнь 2022 г .).* Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Он не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления. Работая на профессиональной постоянной основе, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, науч­ной и иной творческой деятельности (ст. 95—97).

Когдв президент сожкт рвспустит гос думу

111 Конституции РФ: Если Госдума три раза подряд отклоняет представленные Президентом кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации; Председатель Правительства РФ может поставить перед Думой вопрос о доверии Правительству РФ.

uristinfo.net § 3. Полномочия Президента Российской Федерации По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Прези­дента могут быть разбиты на следующие основные группы. Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. вне­сения законопроектов в Государственную, он обладает пра­вом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием.

Президент рф может распустить государственную думу в случае

Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации. По текстуальному смыслу ч. 4 ст. 109, роспуск Государственной Думы невозможен с момента принятия Государственной Думой постановления о выдвижении против Президента обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (см.

В частности, Законом о выборах депутатов ГД ФС РФ установлено, что при роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

Государственная дума может быть распущена

2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;

Рекомендуем прочесть:  Треборания к офисным зданиям

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначаль­ное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законно проекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ).

В Каких Случаях Используется Прааво Вето И Роспуска Гос Думы

Третья Г. д. (1 ноября 1907—9 июня 1912; пять сессий). Закон 3 июня радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (они получили 2/3 общего числа выборщиков, рабочим же и крестьянам было оставлено около 1/4 выборщиков). Право рабочих и крестьянских выборщиков самим избирать положенное им число депутатов из своей среды передавалось губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на 2: 1-ю составляла крупная буржуазия, 2-ю— мелкая буржуазия и городская интеллигенция. Представительство народов национальных окраин резко сокращалось; народы Средней Азии, Якутии и некоторых др. национальных районов полностью отстранялись от выборов. Общее число депутатов сокращалось до 442.

Линия социал-демократической фракции определялась меньшевистским большинством; из 54 социал-демократических депутатов с решающим голосом (11 депутатов, прошедшие в Г. д. не от партии, имели совещательный голос) было 36 меньшевиков и 18 большевиков. Объяснялось это тем, что значительная часть меньшевиков, в том числе группа кавказских депутатов во главе с лидером фракции И. Г. Церетели, прошла голосами мелкой буржуазии. Отказавшись от бойкота Г. д., большевики решили использовать думскую трибуну в интересах революции. В Г. д. они отстаивали тактику «левого блока» с трудовиками, меньшевики же выступали за сотрудничество с кадетами. Преобладание меньшевиков привело к тому, что фракция допустила серьёзные политические просчёты по важнейшим программным и тактическим вопросам.

Чем занимается Государственная Дума? Депутаты Государственной Думы

Поскольку ветвь власти, о которой идет речь, именуется законодательной, сразу же становятся закрытыми вопросы о том, чем занимается Государственная Дума и Совет Федерации. Эти органы издают и редактируют законы, и это их основное предназначение. Каким образом проходит законотворческий процесс? Об этом будет рассказано далее.

18 сентября 2022 года в России прошли выборы депутатов в Государственную Думу. 5 октября был сформирован окончательный состав седьмого созыва. Его председателем стал Вячеслав Викторович Володин — член фракции «Единая Россия» (ЕР) и государственный советник РФ первого класса. 343 места заняли депутаты ЕР, 42 — лица из КПРФ, 39 депутатов из ЛДПР и 23 из «Справедливой России».

Президент имеет право досрочно распустить госдуму в случае

А если и ЦИК РФ не назначит в установленный для нее срок выборы либо если она отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном в данном ФЗ, Верховный Суд РФ по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого Президент, а в случае его отсутствия ЦИК должны назначить выборы.

Чтобы был соблюден установленный в комментируемой части четырехмесячный срок, не позднее которого вновь избранная Государственная Дума должна начать работу, необходимо, чтобы выборы были проведены не позднее чем через три месяца после роспуска, ибо, согласно ч. 2 ст. 99 Конституции, на свое первое заседание Государственная Дума должна собраться на 30-й день после избрания. С учетом этой даты должна планироваться избирательная кампания.

Президент вправе распустить государственную думу случае

Вопрос о доверии Правительству может быть инициирован не только Государственной Думой, но и Председателем Правительства. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Таким образом, на реализацию этой гарантии, являющейся крайней мерой преодоления кризиса власти, в большой мере накладывает отпечаток личность Президента, его способность оставаться над политическими конфликтами и выступать не в качестве представителя той или иной политической партии, а в качестве представителя нации.

Ельцин хорошо знал, чего хочет уничтожить, и что он хотел бы создать, но, похоже, он не представлял, как туда добраться. Вместе с отсутствием четких моделей действий и эффективных экономических реформ, несмотря на неоднократные усилия Ельцина со времен Гайдара, одним из самых негативных наследий его президентства была определенная делегитимизация система политических и экономических свобод в глазах многих граждан. Важная часть населения определила демократию и капитализм с дикими приватизациями и коррупцией, мафией, силой финансовых олигархов и непрозрачностью их отношений с Кремлем, экономическими трудностями семей и крахом сеть основных социальных служб советской эпохи.

Мария Антонова
Оцените автора