Договор Аренды Муниципального Имущества С Возмещением За Коммунальные Услуги

Содержание

Договор на возмещение коммунальных услуг арендатором: когда заключается, его нюансы и актуальный образец

Есть также санкции, применяемые в случае просрочки внесения требуемых сумм для возмещения затрат на оплату предоставляемых коммунальных услуг в оговоренные сроки. Они оговорены соответствующими статьями Гражданского Кодекса страны.

Одну из сторон договора аренды по каким-то причинам может не устраивать вариант с указанием способа и размеров оплаты за потреблённые коммунальные услуги в договоре аренды.

Договор Аренды Муниципального Имущества С Возмещением За Коммунальные Услуги

Обоснование позиции:
1. Согласно п. 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2022 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) к случаям, когда заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг (далее также — закупки) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент), относится аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
Понятия федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд в Законе N 44-ФЗ не определены. Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ следует, что этот федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением отдельных федеральных государственных унитарных предприятий.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ для целей этого Закона закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом N 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В свою очередь, под заказчиком понимается как государственный или муниципальный заказчик, так и бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки в соответствии с ч.ч. 1 и 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого Закона).
По смыслу приведенных норм государственными нуждами являются потребности в товарах, работах или услугах, обеспечиваемые в том числе путем осуществления закупок государственными унитарными предприятиями (далее также — ГУП, предприятия).
Поэтому на предприятия распространяются в том числе положения ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, определяющие случаи, когда осуществление закупок возможно у единственного контрагента. Следовательно, несмотря на, что ГУП является коммерческой организацией, приобретение им в аренду нежилого помещения в целях применения Закона N 44-ФЗ может рассматриваться как направленное на обеспечение государственных нужд, а соответствующая закупка может быть осуществлена у единственного исполнителя на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Этот вывод косвенно подтверждается письмом Минэкономразвития России от 01.12.2022 N Д28и-3257, в котором указано, что положения п.п. 23, 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ распространяются на всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
2. Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, не указано в Законе N 44-ФЗ в качестве самостоятельного основания для заключения договора с единственным контрагентом. Тем не менее представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение о том, что договор на возмещение затрат арендодателя (ссудодателя) на коммунальные и эксплуатационные услуги может быть заключен между этим лицом и арендатором (ссудополучателем) без проведения конкурентных процедур, в частности, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, который предусматривает возможность заключить с единственным контрагентом договор об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 25.10.2022 N Д28и-2921, от 09.09.2022 N Д28и-2356, от 08.09.2022 N Д28и-2470, от 15.07.2022 N Д28и-2521, от 20.05.2022 N Д28и-1442, от 30.04.2022 N Д28и-734). Из письма Минэкономразвития России от 20.05.2022 N Д28и-1442 также следует, что специалисты этого министерства считают возможным возмещение арендатором расходов арендодателя на оплату электрической энергии на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым без проведения конкурентных процедур может быть заключен договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Вместе с тем такой подход представляется необоснованным. Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2022 N Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.
В связи с этим отметим, что особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п.п. 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2022 N 66). Поэтому и оснований для заключения между этими лицами соответствующего контракта не имеется. Отметим также, что возможность осуществления закупки, направленной на приобретение услуг связи, п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не предусматривает вовсе.
Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому мы полагаем, что отношения, связанные с возмещением предприятием, арендующим помещение в здании, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что изложенная нами точка зрения относительно возмещения расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг является нашим экспертным мнением, не подтвержденным напрямую правоприменительной практикой. Однако косвенное подтверждение этой правовой позиции можно обнаружить в судебной практике, касающейся применения Федерального закона от 21.07.2022 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который по сфере своего применения практически идентичен Закону N 44-ФЗ. При рассмотрении таких вопросов суды в различных ситуациях отмечали, что к отношениям по возмещению расходов, основанному на требованиях законодательства, нормы названного федерального закона не применимы (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 18.08.2022 N Ф09-5089/11, Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2022 N 06АП-4213/13, Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2022 N 05АП-8441/12).

Рекомендуем прочесть:  Сколько Сейчас Составляет Стипендия В Чувашии Для Отличников Школы

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Государственное унитарное предприятие вправе заключить договор аренды нежилого помещения без проведения конкурентных процедур по указанному в вопросе основанию.
По нашему мнению, возмещение арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ.

Бесплатная юридическая помощь

Ссудодатель несет ответственность перед Ссудополучателем за просрочку оплаты коммунальных и иных платежей, предусмотренных настоящим договором. 4.2. В случае несвоевременной уплаты суммы компенсации Ссудодателю Ссудополучатель уплачивает ему неустойку в размере [значение] процентов от суммы долга за каждый день просрочки. 4.3. Сторона, причинившая своими действиями другой стороне убытки, обязана возместить их в полном объеме.

4.4. Иные меры ответственности Сторон за неисполнение своих обязательств по настоящему договору определяются в соответствии с действующим законодательством РФ. 5. Срок действия договора 5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания действия договора безвозмездного пользования помещением [номер, дата договора]. 6. Заключительные положения 6.1.

Возмещение коммунальных услуг по договору безвозмездного пользования

Расходы, обусловленные указанными мероприятиями, экономически обоснованные, связанные с предпринимательской деятельностью ссудополучателя и подтвержденные первичными учетными документами, включаются в себестоимость продукции, работ, услуг и учитываются при налогообложении прибыли, в противном случае — отражаются в составе внереализационных расходов и в налогообложении прибыли не участвуют. Дополнительные обязанности по возмещению расходов, связанных с безвозмездным пользованием недвижимым имуществом, установлены Указом N 518 в отношении недвижимости государственной формы собственности.

1 Закона № 44-ФЗ. Анализ ч. 1, 2 ст. 1 Закона № 44-ФЗ показал, что для заключения контракта на оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ. В соответствии с п. 23 ч. 1 ст.

Рекомендуем прочесть:  Справка О Согласии Администрации Школы На Осуществление Ухода Учеником За Пожилым Человеком

Компенсация коммунальных услуг по договору аренды

Обычное положение вещей, когда каждый арендатор имеет собственный счётчик на потребление электроэнергии по всем своим помещениям. В отношении потребления тепла также всё более-менее ясно: можно определить обогреваемую площадь и соотнести её с площадью обогревательных элементов.

Так же как в ситуации сдачи жилья в наём всё предусмотреть невозможно, так и деятельности арендатора может создавать реальные объективные проблемы при аренде помещений для целей:

  • производственной;
  • коммерческой;
  • общественной.

Договор возмещения коммунальных услуг

Таким образом, если за государственным (муниципальным) учреждением закреплено на праве оперативного управления нежилое помещение в многоквартирном доме, оно должно заключить договор управления с управляющей организацией, а в договоре аренды может предусмотреть условие, в соответствии с которым обязанность по оплате коммунальных услуг будет нести арендатор. Казалось бы, что в этом случае собственник ограждает себя от какой-либо ответственности.

На основании договора аренды арендодатель и арендатор заключили договор на возмещение коммунальных услуг и эксплуатационных расходов, по условиям которого арендатор пользуется и возмещает арендодателю в полном объеме все коммунальные услуги и эксплуатационные расходы, связанные с обслуживанием арендованных помещений и прилегающей к ним территории».

Отражение возмещения коммунальных услуг по договору аренды

При сдаче в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества средства на его содержание учредителем не предоставляются (п. 6 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ). Поэтому коммунальные и эксплуатационные услуги по объектам аренды оплачивайте за счет средств от платной деятельности.

В некоторых случаях арендодатель может предусмотреть в составе арендной платы переменный платеж по коммунальным услугам. Тогда, помимо документов по арендной плате (например, актов), могут потребоваться счета коммунальных служб. Эти документы подтвердят размер компенсируемых расходов.

Что такое договор на возмещение коммунальных услуг арендатором и образец его составления

Если по каким-либо причинам арендатор не согласен включать коммунальные расходы в платежи, фиксируемые в основном документе о найме, прибегают ко второму способу юридического оформления оплату коммуналки – через подписание отдельного соглашения по оплате ЖКХ арендатором (договор на возмещение коммунальных услуг арендатором). Данный документ представляет собой приложение к основному, и не существует отдельно от него.

Специального унифицированного бланка на оплату ЖКХ за арендованное помещение не существует, в связи с чем, сторонам при составлении необходимо руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми федеральным законодательствам к юридически значимым документам.

Особенности возмещения коммунальных услуг арендатором

Налоговый кодекс признает реализацию услуг по предоставлению имущества в аренду объектом налогообложения и подразумевает уплату соответствующего налога в бюджет. То есть, арендодатель, занимающийся самостоятельным возмещением коммунальных услуг обязан оплачивать НДС, который увеличивает размер услуги.

Практика показывает, что на арендатора чаще возлагают только коммунальные платежи, которые он непосредственно эксплуатирует (водопотребление, водоотведение, электроэнергия, вывоз сухого мусора), а жилищные услуги оплачивает сам собственник помещения, так как они имеют фиксированный вид, будут начисляться и подлежат оплате вне зависимости от того, проживает кто-либо в помещении или нет.

Договор Аренды Муниципального Имущества С Возмещением За Коммунальные Услуги

​Статья 616 гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что пользование помещением формирует определённые обязательства по сопровождению стабильно надлежащего (с функциональной точки зрения) состояния арендованного имущества, осуществлению необходимого ремонта и прочее. Договоры аренды и договорные отношения по возмещению или оплате «коммуналки» формулируются в обычном порядке, в письменной форме с указанием существенных условий.

В тексте договора аренды стороны указывают, что расходы по содержанию сданного в аренду помещения (здания) несет арендодатель. В этом случае арендодатель будет обязан за свой счет производить оплату коммунальных услуг по выставленным ему поставщиками этих услуг счетам. Данные затраты арендодатель вправе отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, на основании подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ (если организация оказывает разовые услуги по сдаче в аренду зданий (помещений)) либо на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (если такие услуги организация оказывает на систематической основе). НДС, уплаченный арендодателем в составе платы за коммунальные услуги, он может предъявить к вычету на основании подп.
1 п. 2 ст. 171 НК РФ при условии, что арендная плата облагается НДС.

Рекомендуем прочесть:  Договор Юрлица

Договор аренды: как учесть расходы по оплате коммунальных услуг

Поэтому в договоре аренды необходимо четко определить, кто несет расходы по содержанию арендованных помещений (здания), чтобы впоследствии не возникало конфликтных ситуаций между арендатором и арендодателем.

НДС, уплаченный в составе коммунальных платежей поставщикам услуг, арендатор может принять к вычету при соблюдении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ (наличие счета-фактуры, документов, свидетельствующих об оплате, и т.д.).

Примерная форма договора аренды муниципального недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну, заключенного путем проведения торгов (конкурсов, аукционов)

6.3.3. Арендатор не имеет права вносить и хранить в Здании взрывчатые, пожароопасные, легковоспламеняющиеся, наркотические и ядовитые вещества, боеприпасы и оружие, включая их части; пользоваться звукоизлучающими, радиоизлучающими и вибрационными установками с параметрами, превышающими допустимые; перегружать электрические и иные сети, устанавливать приборы и оборудование, эксплуатация которого может привести к превышению мощности.

6.2.9. В случае взыскания контролирующими органами штрафных санкций с Арендодателя за нарушения, допущенные Арендатором в процессе осуществления им своей деятельности, Арендатор возмещает Арендодателю понесенные расходы в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения соответствующего требования от Арендодателя и документов, подтверждающих факт предъявления контролирующими органами Арендодателю требования об уплате штрафных санкций.

Возмещение казенным учреждением коммунальных услуг по договору безвозмездного пользования учредителю

  • Оплата коммунальных услуг при безвозмездном пользовании
  • Возмещаемые расходы при безвозмездном пользовании недвижимостью
  • Возмещение коммунальных услуг (малофеева в.н.)
  • Договор на возмещение коммунальных услуг арендатором
  • Возмещение коммунальных услуг по договору безвозмездного пользования

Какие расходы вправе возмещать ссудополучатель. По общему правилу ссудополучатель обязан поддерживать полученную в безвозмездное пользование вещь в исправном состоянии, в том числе проводить текущий и капитальный ремонт, а также нести все расходы по ее содержанию, если другое не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст.

Возмещение коммунальных услуг по договору безвозмездного пользования

Указанным Письмом установлено, что коммунальные и эксплуатационные расходы не должны включаться в состав арендной платы. Платежи по ним должны производиться арендатором согласно отдельным договорам на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенным с организацией-арендодателем.Таким образом, условие об оплате коммунальных и эксплуатационных услуг не должно включаться в договоры аренды недвижимого имущества.Заключаемые учреждениями договоры на возмещение расходов на оплату коммунальных услуг не являются договорами оказания коммунальных услуг, они устанавливают порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, предоставляемых в арендуемом помещении.Размер указанной компенсации чаще всего определяется пропорционально занимаемым арендатором площадям либо другим способом, например по приборам учета в зависимости от объема потребления.В силу действия ст.

ГК РФ) применяется и к договору безвозмездного пользования (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.09.2022 N Ф04-4394/13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.04.2022 N Ф02-686/13). По мнению судебных инстанций, надлежащим ответчиком по иску управляющей организации является собственник помещений, а не ссудополучатель.

Договор Аренды Муниципального Имущества С Возмещением За Коммунальные Услуги

По определению договора аренды, данному в ст. 606 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Однако на практике, если арендатор, ввиду специфики предмета и правового регулирования какого-либо договора на коммунальные услуги, не имеет возможности заключить его самостоятельно (например, по договору на поставку тепловой энергии абонентом может являться только лицо, на балансе которого числится объект, потребляющий теплоэнергию (постановление Президиума ВАС от 08.12.1998 N 5905/98), зачастую договоры на коммунальные услуги заключает арендодатель, но в интересах арендаторов. И если условие о том, что компенсация платежей арендодателя по таким договорам входит в состав арендной платы, не установлено договором аренды, то арендатор обязан возместить его сверх арендной платы, поскольку по определению она устанавливается только за пользование арендованным имуществом. Обязанность возмещения таких расходов вытекает из того, что в противном случае у арендатора появлялось бы неосновательное обогащение — сбережение имущества за счет другого лица без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований. При этом возмещение таких расходов не рассматривается как оплата услуг, оказанных арендатору (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 06.04.2022 г. N 7349/99).

Мария Антонова
Оцените автора