Государство Как Участник Гражданских Правоотношений

Содержание

Государство как субъект гражданских правоотношений

• Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность (ст. 126 ГК РФ), поскольку не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя (п. 2 ст. 56 ГК РФ);

• внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

Государство как участник гражданских правоотношений

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство.

В случае возникновения спора он может решаться, например, в соответствии со статьей 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Контрольная работа — Государство как субъект гражданского права

Соотношение государства, государственности и гражданского общества. Структурные элементы государственной власти России: средства государственного принуждения, коммуникации и правотворчества, суверенитет и легитимность. Подходы к типологии государства.

Развитие понятия о государстве в ходе истории. Анализ основных признаков государства. Понятие, основы и система государственной власти, ее субъекты. Проблема соотношения государственной власти, права и государственного управления. Функции государства.

Государство как участник гражданских правоотношений

Государство как субъект гражданских правоотношенийимеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

• внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);

Статья: Государство как участник гражданско-правовых отношений

При этом учредитель вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она ведется в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу (п. 5 ст. 47 Закона об образовании).

Согласно названным нормативным актам в состав имущества, относящегося исключительно к федеральной собственности и не подлежащего передаче в собственность субъектов Федерации, включаются объекты, составляющие основу национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, территориальных вод), объекты оборонного производства; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти, и т.п.

Государство, как участник гражданских правоотношений: особенности, формы участия, пределы

Российская Федерация — государство (в составе всех своих подразделений), отличающееся суверенностью, целостностью и призванное осуществлять функции публично-правового характера — организованность, безопасность, обороноспособность страны, устойчивое и восходящее развитие всего общества. Субъекты РФ — политические образования, имеющие в пределах Конституции свойства суверенности. Публично-правовой самостоятельностью отличаются и муниципальные образования — города, сельские поселения и др.

Рекомендуем прочесть:  Краснодар льготы на землю

Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с другими субъектами — гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство рас-

  • 1) от имени государства могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению государства;
  • 2) сфера участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной. Сюда необходимо отнести:
    • • сферу собственности (государство обладает теми же правомочиями собственника, что и другие участники гражданского правоотношения);
    • • обязательственные отношения (государство может быть и кредитором, и должником, как по договорным, так и внедоговорным обязательствам);
    • • внешнеэкономическую деятельность (внешнеторговые сделки за границей совершают торговое представительство и другие органы, наделенные соответствующей компетенцией в законном порядке. Например, договор займа может заключаться российским юридическим лицом на основании постановления Правительства РФ);
  • 3) особенности ответственности государства по своим обязательствам проявляются в следующих правилах:
    • • Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования несут самостоятельную имущественную ответственность (ст. 126 ГК РФ), поскольку не отвечают по обязательствам друг друга, а также юридических лиц, созданных ими. Однако на них может быть возложена ответственность за несостоятельность предприятий, учредителем которых они являются, возникшую в результате исполнения некомпетентных указаний учредителя (п. 2 ст. 56 ГК РФ);
    • • государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданных им учреждений при недостаче у последних собственных средств в случае, если государство является собственником имущества, закрепленного за ними (п. 3 ст. 123.21 ГК РФ);
    • • Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ);
    • • Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования несут ответственность по внедого-ворным обязательствам в случаях причинения убытков другим субъектам гражданского правоотношения незаконными действиями своих органов;
    • • объекты, которыми государство может отвечать по своим обязательствам, ограничены. Оно не может отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, имуществом, которое по закону может находиться только в государственной или муниципальной собственности; взыскание на природные ресурсы государства или муниципального образования может быть обращено лишь в случаях, указанных в законе (п. 1 ст. 126 ГК РФ);
  • 4) государство обладает судебным иммунитетом. Его ответственность в отношениях с иностранными партнерами ограничена: последние не могут предъявить к нему судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств без предварительного согласия компетентных органов государства, отраженного в международном договоре (ст. 127 ГК РФ);
  • 5) к государству применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или его особенностей (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Курсовая работа: Участие государства в гражданских правоотношениях

2) субъекты Федерации,хотя и входящие в состав последней, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п. 1 ст. 65 Конституции РФ);

Рекомендуем прочесть:  Сопоставительная Таблица Счетов И Косгу С 2022 Года

Первоочередное взысканиеосуществляется в отношении денежных средств бюджета, и лишь при отсутствии последних взыскание может быть обращено на иное имущество, составляющее казну (абз. 3 п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 г. № 6/8[27] ).

Государство как участник гражданских правоотношений

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет такие же признаки, что и юридическое лицо: организационное единство, обособленное имущество (ст. 214, 215 ГК РФ), ответственность по своим обязательствам (ст. 216 ГК РФ), возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде (ст. 125 ГК РФ). На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмо­тря на то что оно обладает властными полномочиями.

4) государство обладает судебным иммунитетом. Это значит, что ответственность его в отношениях с иностранными партнерами ограничена: последние не могут предъявить к нему судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств без предварительного согласия компетентных органов государства, отраженного в международном договоре (ст. 127 ГК РФ);

Государство как субъект гражданских правоотношений

Государство как субъект гражданских правоотношений имеет следующие признаки: организационное единство, обособленное имущество, ответственность по своим обязательствам, возможность для субъектов РФ и муниципальных образований выступать от собственного имени при приобретении имущественных и личных неимущественных прав в суде. На государство распространяется принцип равенства с другими субъектами, несмотря на то, что государство обладает властными полномочиями.

Государство осуществляет свои права и обязанности на федеральном уровне с помощью Федерального собрания, Президента, Правительства, министерств и ведомств и т. д. От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства и др. От имени муниципальных образований право выступать предоставлено представительным органам местного самоуправления. От имени государства могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению государства. Сфера участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной.

Государство в гражданских правоотношениях (стр

При этом следует учитывать, что далеко не все отношения, участником которых становятся граждане, регулируются гражданским правом. Например, участие в избирательном процессе. С другой стороны действие гражданского права распространяется и на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают участие (отношения между юридическими лицами, субъектами РФ и т.д.).

Переход России к рыночной экономике, принципы которой закреплены в Конституции РФ, означает признание частной собственности, расширение прав предпринимателей, свободу договора на основе здоровой конкуренции и использования финансово-денежных мер воздействия на экономику взамен ранее практиковавшихся административно-плановых методов регулирования. Иначе говоря, товарно-денежные отношения получают развитие и правовую защиту. В этих условиях, подчеркивается в литературе, сфера гражданского права расширяется, и оно становится важнейшим правовым регулятором происходящих в стране экономических и социальных процессов.[1]

Государство Как Участник Гражданских Правоотношений

Гос-во осуществляет свои права и обязанности на федеральном уровне с помощью Федерального собрания, Президента, Правительства, министерств и ведомств и т. д. От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства и др. От имени муниципальных образований право выступать предоставлено представительным органам местного самоуправления. От имени гос-ва могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению гос-ва. Сфера участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной.

Рекомендуем прочесть:  Возражение Гпк Рф На Заявление О Взыскании Судебных Расходов На Представителя

Структура российского государства (гос-ва) – это РФ, в состав которой входят субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа и муниципальные образования – городские, сельские поселения и т. д.

Государство как субъект гражданских правоотношений

д) объекты, которыми государство может отвечать по своим обязательствам, ограничены. Так, государство не может отвечать имуществом, закрепленным за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, а также имуществом, которое по закону может находиться только в государственной или муниципальной собственности; взыскание на природные ресурсы государства или муниципального образования может быть обращено лишь в случаях, указанных в законе (п. 1 ст. 126 ГК РФ);

1) от имени государства могут выступать юридические лица и граждане по специальному поручению государства;
2) сфера участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований определяется правоспособностью последних, которая отражена в законе и является специальной. Сюда необходимо отнести:

Государство как субъект гражданских правоотношений

Вместе с гражданами субъектами гражданского права считаются помимо прочего юридические лица — специальные образования, владеющие рядом своеобразных показателей, образуемые и прекращающиеся в особом порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица считается главной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что считается важным в связи с тем, что жизнь прогрессивного сообщества невероятна в отсутствии объединения людей в категории, союзы различных видов, в отсутствии соединения их собственных усилий и капиталов для достижения каких-нибудь целей. Целью данной работы является изучение правовой природы юридического лица как субъекта гражданских правоотношений.

Так, Гражданский кодекс РФ определяет субъектов гражданских правоотношений, а именно, — физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Данные субъекты выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с другими участниками — гражданами и юридическими лицами.

Государство Как Участник Гражданских Правоотношений

Ст. 41 Конституции Украины предусматривает возможность принудительного отчуждения объектов права частной собственности, которое может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости. Принудительное отчуждение таких объектов с последующим полным возмещением их стоимости допускается только в условиях военного или чрезвычайного положения. Реквизиция также предусмотрена ст. 353 ГК Украины. В случае стихийного бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и при других чрезвычайных обстоятельствах, с целью общественной необходимости имущество может быть принудительно отчуждено у собственника на основании и в порядке, установленных законом, при условии предварительного и полного возмещения его стоимости (реквизиция). Конфискация имущества может быть применена исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом. Конфискация регламентирована ст. 354 ГК Украины. К лицу может быть применено лишение права собственности на имущество по решению суда как санкция за совершение правонарушения (конфискация) в случаях, установленных законом. Конфискованное имущество переходит в собственность государства безвозмездно. В этом аспекте государство также выступает субъектом имущественных отношений, которые возникают.

Прежде всего государство как суверен является собственником имущества, при том такого которое не может находиться на праве собственности у других субъектов, находящихся под ее юристдикциею. У государства находится значительная доля имущества. Это, в частности, имущество, обеспечивающее деятельность Верховной Рады Украины и органов государственного управления; имущество Вооруженных Сил, правоохранительных органов; оборонные объекты; единая энергетическая система; транспортная система общего пользования государственного значения, средства государственного бюджета; имущество высших учебных заведений и т. п..

Мария Антонова
Оцените автора