В Случае Если Государственная Дума В Течение Трех Месяцев Повторно Выразит

Содержание

В каких случаях распускается Госдума

2. Предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Основания и механизм роспуска Государственной Думы

Отставка Правительства в виду стойкого недоверия со стороны Государственной Думы служит разрешением кризиса доверия между парламентом и правительством и в этом отношении вполне оправданна. Однако правительственная отставка не является в этом случае неизбежной, судьбу Правительства РФ согласно Конституции решает глава государства, который отставке Правительства вправе предпочесть роспуск нижней палаты. Президент, распуская Государственную Думу в ответ на двойной вотум недоверия Правительству, выносит спор на суд избирателей, надеясь получить поддержку своей правительственной политике в новом составе Государственной Думы.

Безальтернативная отставка Правительства, получившего парламентский вотум недоверия, превратила бы право выражения недоверия Правительству в праве его немотивированного роспуска Государственной Думой, что нарушило бы необходимый баланс власти.

Государственная Дума выразила недоверие Правительству дважды в течение трех месяцев, и Президент принял решение о его отставке

Для оперативного решения возникающих вопросов в Прави­тельстве создан постоянно действующий орган — Президиум. В него входят: Председатель Правительства, его заместители, ми­нистры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внут­ренних дел, руководитель аппарата Правительства. По представ­лению главы Правительства Президент может включить в состав Президиума и других членов Правительства.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председа­теля Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Президент рф может распустить государственную думу в случае

Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Опреде­ленные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это — законопроекты о введении или отмене налогов, освобож­дении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об измене­нии финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

В частности, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания. Отсюда следует, что статус Государственной Думы в ее взаимоотношениях с главой государства и Правительством в этот период существенно отличается.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ

На заседаниях Государственной Думы ведутся: 1) протоколы (они подписываются председательствующим на заседании); 2) стенограммы. Регламент Государственной Думы устанавливает периоды для работы депутатов с избирателями – каждая последняя неделя месяца.Деятельность Государственной Думы оканчивается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва (первого ее заседания).

парламентский контроль – это «…система норм, регулирующая установленный порядок проведения, наблюдения и проверки в основном деятельности органов исполнительной власти, который осуществляется как парламентским большинством и оппозицией, так и вспомогательными органами высшего законодательного органа и направлен на оценку этой деятельности с возможным применением санкций (вотума недоверия, резолюции порицания, импичмента и т.п.)».

Статья 109 Конституции РФ

Представляется, однако, что такая интерпретация, основанная на буквальном тексте комментируемого положения, противоречит принципам демократического правового государства с республиканской формой правления, разделения властей и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также целям института отрешения Президента от должности и глубинному смыслу самой комментируемой нормы. Из указанных конституционных принципов и целей института отрешения главы государства от должности вытекает, что сам факт выдвижения инициативы (а не выдвижения обвинения) отрешения, которая согласно ч. 2 ст. 93 (см. комментарий к ней) может быть проявлена при поддержке не менее 1/3 депутатов Госдумы, является юридически непреодолимым препятствием для ее роспуска Президентом.

4. Государственная Дума согласно ч. 4 комментируемой статьи также не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации. По текстуальному смыслу ч. 4 ст. 109, роспуск Государственной Думы невозможен с момента принятия Государственной Думой постановления о выдвижении против Президента обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (см. комментарии к ч. 1 и 2 ст. 93 и п. «ж» ч. 1 ст. 103).

В Случае Если Государственная Дума В Течение Трех Месяцев Повторно Выразит

Статья 149
1. В соответствии со статьей 117 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.
2. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы.
3. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации вносится в Совет Государственной Думы в письменной форме с приложением проекта постановления Государственной Думы и списка депутатов Государственной Думы — инициаторов выражения недоверия Правительству Российской Федерации. В списке указываются номера избирательных округов либо наименования депутатских объединений, проставляются дата и личные подписи депутатов Государственной Думы.
4. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству Российской Федерации в недельный срок после его внесения.

Статья 153
1. В соответствии со статьей 117 (часть 4) Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Такое представление Председателя Правительства Российской Федерации должно быть мотивировано, а текст представления подлежит немедленному распространению среди депутатов Государственной Думы.
2. Государственная Дума рассматривает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации во внеочередном порядке. Совет Государственной Думы вправе определить срок, необходимый для проведения правовой экспертизы и изучения фактических обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. В случае, если Председатель Правительства Российской Федерации поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в период внесения либо рассмотрения депутатами Государственной Думы предложения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации, первым рассматривается предложение депутатов Государственной Думы о выражении недоверия Правительству Российской Федерации. В случае принятия Государственной Думой постановления о недоверии Правительству Российской Федерации и объявления Президентом Российской Федерации о несогласии с решением Государственной Думы представление Председателя Правительства Российской Федерации рассматривается по истечении трех месяцев со дня его внесения.

Вопрос № 66

2) 2кратном вынесении вотума недоверия Правительству в течение 3х месяцев (после выражения Гос. Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Гос. Думы. Если Гос. Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства илираспускает Государственную Думу. Недостаток —отсутствие фиксированного срока, отпущенного Президенту для принятия решения).

Конституционный Суд РФ в своем решении отметил, что роспуск Гос. Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом РФ и Гос. Думой при формировании Правительства РФ или отказе последнему в доверии преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства РФ или, соответственно, продолжение функционирования Правительства РФ, поддерживаемого Президентом РФ вопреки недоверию, выраженному Правительству Гос. Думой.

Рекомендуем прочесть:  Декларация Об Установлении Вида Разрешенного Использования И Категории Земель

ВЫРАЖЕНИЕ НЕДОВЕРИЯ (ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ) ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

Беларусь, Республика Беларусь — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в Восточной Европе. Территория 207,6 тыс. кв. км. Столица г.Минск.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

В каких случаях роспуска государственной думы президентом рф

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Конституционно-правовой смысл указанного изъятия заключается в сохранении рациональности и стабильности конституционно-правового механизма как самой организации государственной власти, так и ее реального осуществления, с одной стороны, и гарантировании свободных выборов и избирательных прав граждан — с другой.
Согласно Конституции РФ может быть распущена РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Конституция РФ в ст. 111.

Основания для роспуска Государственной Думы Федерального Собрания

3. Если Председатель Правительства РФ ставит вопрос о доверии Правительству РФ, а Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ либо о роспуске Государственной Думы.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после её избрания в случаях повторного выражения недоверия или отказа в доверии Правительству РФ. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, а также с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Статья 37

Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В этом случае Государственная Дума вправе либо выразить Правительству Российской Федерации доверие, либо отказать в доверии Правительству Российской Федерации.
Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

1. Комментируемая статья Закона определяет в общем виде право Правительства поставить вопрос о доверии перед Государственной Думой и право этой Палаты на выражение недоверия Правительству. Процедура выражения недоверия Правительству (или отказа в доверии в зависимости от того, кем возбуждается этот вопрос) регламентирована в ст. 117 Конституции Российской Федерации и более подробно — в Регламенте Государственной Думы.
Возможность выражения недоверия Правительству имеет первостепенное значение для функционирования органов законодательной и исполнительной власти и закреплена в ст. ст. 103 и 117 Конституции Российской Федерации. Из содержания этих статей и сложившейся правоприменительной практики можно сделать следующие выводы.
Решение Думы о доверии или недоверии Правительству может приниматься только относительно Правительства в целом как коллегиального органа. В отношении конкретного члена Правительства депутаты могут предлагать рекомендации, которые могут быть учтены или не приняты во внимание Президентом Российской Федерации.
Первую часть комментируемой статьи Закона следует рассматривать в контексте ст. 117 (ч. 4) Конституции Российской Федерации. Обратим внимание на следующие особенности. В комментируемой статье говорится о праве Председателя Правительства поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Таким образом, речь идет о правомочии именно Председателя Правительства, а не Правительства как коллегиального органа.
Согласно ч. 4 ст. 117 Конституции Председатель Правительства МОЖЕТ поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Комментируемая статья несколько уточняет эту норму — Председатель Правительства ВПРАВЕ поставить такой вопрос, причем это право сформулировано как прерогатива главы Правительства, и ее реализация не требует обязательного рассмотрения и принятия решения на заседании Правительства. Не случайно в перечне вопросов, которые рассматриваются исключительно на заседании Правительства, отсутствует постановка вопроса о доверии Правительству перед Государственной Думой. Вместе с тем, учитывая важность такой акции, как шага к публичному столкновению двух ветвей власти, целесообразно выяснить мнение и отношение членов Правительства к возможным последствиям этого решения и вовлечь их всех в работу по разрешению кризиса.
Исходя из содержания ст. 117 Конституции и комментируемой статьи Закона можно сделать вывод, что Государственная Дума в случае постановки главой Правительства вопроса о доверии Правительству вправе вынести одно из двух решений: либо выразить Правительству Российской Федерации доверие, либо отказать ему в доверии.
Согласно ст. 154 Регламента Государственной Думы возможны три результата по итогам обсуждения вопроса о доверии Правительству. Первый — решение о доверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Результаты голосования оформляются постановлением. Второй — если решение не принимается, то на голосование депутатов ставится вопрос об отказе в доверии Правительству. И третий — если ни одно из упомянутых решений не принято, то рассмотрение вопроса ПРЕКРАЩАЕТСЯ.
Заметим, что в предыдущей редакции аналогичного положения (дополнение к Регламенту от 15 ноября 1995 г.) было установлено, что если ни одно из решений не принято, то рассмотрение вопроса по решению Государственной Думы ОТКЛАДЫВАЕТСЯ (ст. 146).
По мнению некоторых ученых, «нетрудно понять, что авторы поправок к Регламенту стремились таким образом и сохранить за Думой возможность не выражать доверия Правительству, а следовательно, не принимать проекты, с которыми оно может связать вопрос о доверии, и вместе с тем избежать последствий фактического отказа в доверии, т.е. возможного роспуска палаты» .
———————————
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Ю.В. Кудрявцева. С. 481.
Правовая ущербность новой регламентации вопроса о доверии Правительству делает неопределенным предусмотренный ст. 117 Конституции недельный срок, в течение которого Президент принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Очевидно, что прекращение рассмотрения этого вопроса означает попытку ухода Государственной Думы от конституционной обязанности принять решение либо о доверии, либо об отказе в доверии Правительству.
Наиболее логична следующая интерпретация: если Государственная Дума в результате голосования не приняла решение о доверии Правительству, то Президент и Правительство вправе считать этот результат фактическим отказом депутатов в доверии Правительству, даже если он не будет оформлен постановлением. Иного быть не может, поскольку в противном случае создается тупиковая в правовом отношении ситуация, когда Дума уходит от ответственности за решение вопроса.
Учитывая, что в практике работы Государственной Думы голосования о доверии будут производиться последовательно в течение одного заседания, то семидневный срок, предусмотренный ст. 117 Конституции, должен отсчитываться в любом случае со дня, следующего за днем, когда в результате голосования не было принято решения о доверии Правительству (за доверие не получено хотя бы 226 голосов).
Постановку вопроса о доверии Правительству связывают также с судьбой конкретного законопроекта, на принятии которого настаивает Правительство. Однако действующий Регламент Государственной Думы не предусматривает специальной нормы о постановке вопроса о доверии в связи с судьбой закона. Хотя теоретически такие варианты возможны, например, в связи с отрицательным голосованием по проекту федерального бюджета. Глава Правительства может публично заявить, что при отсутствии поддержки Парламентом правительственного варианта бюджета оно будет вынуждено уйти в отставку или поставить вопрос о доверии Правительству. Такие ситуации, подробно регламентированные в законодательстве некоторых стран (Франция, Италия и др.), в России пока не складывались.
2. Часть 2 комментируемой статьи Закона предусматривает право Государственной Думы выразить недоверие Правительству Российской Федерации. По этой причине комментируемая часть статьи носит, по существу, отсылочный характер. Отставка Правительства обусловлена выражением ему недоверия только со стороны Государственной Думы. Совет Федерации юридически значимого права на выражение недоверия Правительству не имеет, хотя и дает оценки, имеющие моральное значение.
Российская Конституция не указывает конкретных оснований, которые могут быть поводом для выражения Думой недоверия Правительству. На практике поводом для недоверия Правительству может быть резкое ухудшение положения в социально — экономической сфере, несогласие депутатов с направлениями и результатами политики, проводимой Правительством, ненадлежащее исполнение Правительством федеральных законов, совершение членами Правительства серьезных правонарушений и т.д. Вместе с тем в Регламенте Государственной Думы (ст. 149) предусматривается общее требование — предложение о выражении недоверия Правительству должно быть МОТИВИРОВАННЫМ.
В политической жизни зарубежных стран постановка парламентом вопроса о доверии Правительству представляется наиболее серьезным методом воздействия законодательной власти на исполнительную власть, и выражение недоверия Правительству рассматривается как одна из мер его политической ответственности перед законодательным органом, поскольку за этим шагом Парламента следует отставка Правительства.
В российской ситуации ясно, что последствия недоверия Правительству могут сказаться негативно как на судьбе Правительства, так и на судьбе Государственной Думы.
При политическом кризисе (неразрешимых в рамках обычной деятельности противоречиях между Государственной Думой и Правительством) на Президента Конституцией возлагается обязанность принять решение о путях выхода из него. Возможные варианты — найти частное решение (например, провести отдельные кадровые перестановки в Правительстве) и сохранить и Думу, и Правительство; провести более радикальное изменение, уточнив свою политику и сформировав новое соответствующее ей Правительство; наконец, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Выбор любого из них нуждается в глубоком анализе политической обстановки, в том числе в оценке позиции руководителей субъектов Федерации и Совета Федерации, сроков, остающихся до выборов как депутатов, так и самого Президента, тенденций в настроениях избирателей, готовности к корректировке основных направлений внешней и внутренней политики и наличия соответствующих кадров.
При этом Президент находится как бы над конфликтом, даже если в основе его лежит именно неприятие Думой политики, сформулированной Президентом и вполне адекватно реализуемой Правительством. Однако Президент не может не учитывать, что, сохранив Правительство и распустив в соответствии с ч. 4 ст. 111 или ч. ч. 3, 4 ст. 117 Конституции Государственную Думу, при определенных условиях может сформироваться еще более оппозиционная Дума, чем существующая. В этом случае законодательные инициативы Президента и Правительства будут отвергаться Государственной Думой, и законодательный процесс либо будет парализован (если Совет Федерации, поддерживая Президента, не будет преодолевать вето Президента на принимаемые Думой законы), либо войдет в полное противоречие с политикой Президента (если налагаемое Президентом вето будет преодолеваться в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции). Учитывая, что в течение года после выборов Государственная Дума не может быть распущена (ч. 3 ст. 109 Конституции) по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, кризис не только не разрешится, но зайдет в еще более тяжелую фазу.
Принимая в течение года антипрезидентские законы, Парламент может настолько затруднить деятельность Президента и Правительства, что ситуация станет практически безвыходной. Поэтому Президент, принимая обдуманные решения в конституционном поле, весьма серьезно связан их возможными результатами.
3. Выражение недоверия по инициативе Государственной Думы по процедуре рассмотрения и последствиям существенно отличается от постановки вопроса о доверии по инициативе Правительства. В политической жизни России такая «постановка вопроса» представляет собой метод давления на депутатов со стороны Правительства, а фактически и Президента, поскольку без совета с ним глава Правительства не будет инициировать подобную акцию. Напротив, выражение недоверия со стороны Государственной Думы означает применение одного из наиболее сильных парламентских способов воздействия на Правительство. Правительство, которому выражено недоверие, имеет крайне неустойчивую политическую атмосферу, особенно в области своих законотворческих инициатив.
Регламент Государственной Думы устанавливает четкие требования к предложению о выражении недоверия и ряд процедурных условий по самому голосованию. Прежде всего предложение по выражению недоверия Правительству должно быть мотивированным, т.е. пожелания общего характера здесь недостаточны. Вносить такое предложение может группа депутатов численностью не менее 1/5 от общего числа депутатов Государственной Думы.
Наконец, такое мотивированное предложение о недоверии Правительству вносится в Совет Государственной Думы в письменной форме с приложением проектов соответствующих документов: постановления Государственной Думы, а также списка депутатов — инициаторов выражения недоверия Правительству. Причем в списке в обязательном порядке указываются номера избирательных округов либо наименования депутатских объединений, проставляются дата и личные подписи всех депутатов.
Установлен весьма жесткий срок для включения этого вопроса в повестку заседания: Государственная Дума рассматривает инициативу депутатов о выражении недоверия Правительству в недельный срок после его внесения.
Из новой редакции Регламента Государственной Думы исключена запись о том, что этот вопрос палата рассматривает во внеочередном порядке, учитывая, что и так установлен недельный срок. Этот акт подробно «прописывает» процедуру ведения заседания, на котором решается вопрос о недоверии Правительству.
Председателю Правительства (а в отсутствие Председателя — одному из его заместителей) дано право выступить на заседании Государственной Думы с заявлением в связи с внесенным депутатами предложением о выражении недоверия Правительству. Государственная Дума обязана предоставить Председателю Правительства (или его заместителю) возможность выступить на заседании и не может ему отказать в этом. По установленной процедуре депутаты могут задать вопросы Председателю Правительства и другим членам Правительства Российской Федерации и высказываться в своих выступлениях за выражение недоверия Правительству или против этой акции. Причем преимущественное право на выступление принадлежит представителям депутатских объединений.
Регламент Государственной Думы (ст. 150) устанавливает, что Председатель Правительства (или его заместитель, исполняющий обязанности) получает слово последним. Таким образом, Председатель Правительства имеет возможность выступить на одном заседании дважды (в начале заседания и в его конце). Предусмотрено также, что в ходе обсуждения Председатель Правительства и другие члены Правительства могут получать слово для справки, но не более трех минут. Обсуждение прекращается по предложению большинства депутатов, участвовавших в голосовании.
В ходе заседания палаты могут возникнуть ситуации со снятием подписей депутатов. Например, в связи с какими-либо непредвиденными обстоятельствами, в том числе и в связи с фальсификацией подписей инициаторов этой акции. В таком случае, если в ходе обсуждения указанного вопроса депутаты — инициаторы выражения недоверия Правительству отзывают свои подписи и если при этом численность депутатов, внесших предложение о недоверии Правительству, становится менее 1/5 от общего числа депутатов Государственной Думы, то вопрос о недоверии Правительству вообще исключается из порядка работы палаты без дополнительного голосования.
По результатам обсуждения Государственная Дума принимает постановление о недоверии Правительству большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 151 Регламента Государственной Думы).
Примечательно, что в прошлой редакции Регламента было записано, что постановление о выражении недоверия Правительству принимается открытым голосованием. Кроме

Рекомендуем прочесть:  Возврат Денег Или Ремонт

Основания и механизм роспуска Государственной Думы РФ

Недостатком существующего в России механизма парламентской ответственности Правительства мы полагаем отсутствие в нем отсрочки голосования вотума недоверия, которая в зарубежной конституционной практике является обязательной. Отсрочка голосования дает возможность сторонам достичь компромисса, выработать взаимоприемлемой решение и в конечно счете избежать правительственной отставки или парламентского роспуска, вызывающих острый кризис власти. Институт отсрочки голосования по выражению недоверия Правительству РФ Государственной Думой, равный 48 часам, значительно бы снизил риск необоснованного роспуска Государственной Думы. Существенным пробелом рассматриваемого конституционного института выглядит и отсутствие в части 3 статьи 117 Конституции РФ определенного срока для принятия Президентом РФ решения об отставке Правительства РФ или роспуске Государственной Думы в случае повторного выражения недоверия Правительству, что теоретически дает возможность главе государства сорвать принятие необходимого решения, затянув правительственный кризис. Представляется, что этот срок должен быть аналогичен сроку принятия Президентом решения об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы в случае отказа Правительству в доверии нижней палатой, установленный в части 4 статьи 117 Конституции, который равен семи дням.

Роспуск представительного органа государственной власти всегда выражает принудительную меру конституционно-правового характера, направленную на досрочное прекращение деятельности этого органа, осуществляемую, как правило, главой государства. В государстве федеративном роспуск представительного органа субъекта федерации может осуществляться федеральными органами государственной власти в порядке федерального принуждения. Роспуск представительного органа государственной власти есть одномоментное прекращение его легислатуры, влекущее утрату им своих полномочий, в том числе права принимать какие-либо акты. Роспуск может полагаться мерой конституционной ответственности, конституционной санкцией, если основанием роспуска служит определенный конституционный деликт, совершенный представительным органом, то есть, объективно противоправное поведение. Такое основание имеет, например, роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2022 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в случае принятии этим органом актов, противоречащих федеральному законодательству, установленном соответствующим судом, поскольку нарушение законодательства при всех условиях является противоправным деянием, влекущим юридическую ответственность. Напротив, роспуск того же органа в виду неоднократного отклонения им представленных Президентом РФ кандидатур высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не может считаться мерой конституционно-правовой ответственности, поскольку основанием роспуска выступает допустимое поведение.

Рекомендуем прочесть:  Возражение На Взыскание Транспортных Расходов

Основания и порядок роспуска Государственной Думы

Второе основание роспуска Думы предусмотрено ч. 3 ст. 117 Конституции и связано с выражением недоверия Правительству РФ. Дума большинством голосов может выразить недоверие Правительству, после чего Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Думу.

Третье основание роспуска Думы зафиксировано в ч. 4 ст. 117 Конституции. Председатель Правительства РФ может, поставить перед Думой вопрос о доверии Правительству по собственной инициативе. Если Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Думы и назначении новых выборов.

Вопрос: Организация и проведение выборов в Государственную Думу

Законодательный процесс – регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.
Конституцией РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:
1. Законодательная инициатива – это конституционная возможность вносить в Государственную Думу: проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроекты о внесении изменений в действующие законы РФ.
В соответствии со ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.
2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе.
Оно проходит, как правило, в трех чтениях, которое представляет собой организационно-правовую форму обсуждения законопроектов в Государственной Думе. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.
Первое чтение законопроекта представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ). Субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу ответственному за обсуждаемый законопроект комитету предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки.
Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на заседании поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом.
Законопроект принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устранения внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки.
Третье чтение законопроекта – это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. Если законопроект не принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.
3. Принятие закона (ст. 105 Конституции).
Решение о принятии федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении федерального конституционного закона – большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона.
Принятые Государственной Думой федеральные законы и федеральные конституционные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы.
Если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Закон может быть и отклонен. В этом случае может возникнуть дополнительный этап– преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона. Для преодоления возникших между палатами разногласий по федеральному закону создается согласительная комиссия. Комиссия образуется из представителей обеих палат и рассматривает лишь те положения федерального закона, по которым возникли разногласия. После чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума может:

Порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2022 г., а также Федеральным законом «Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2022 г.
Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший на день голосования 21 года.
Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ. Если Президент РФ не назначает выборы, то они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией.
При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы.
Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.
Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
Государственная Дума избирается сроком на 4 года и состоит из 450 депутатов.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию РФ.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов определяется уставом политической партии.
Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, вправе обратится в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатур, выдвигаемых этой политической партией. Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной партии.
Выдвижение федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, либо обеспечением избирательным залогом, внесенным политической партией.
Политическая партия обязана собрать в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект РФ должно приходится не более 10 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда политической партии.

В Случае Если Государственная Дума В Течение Трех Месяцев Повторно Выразит

· В случае несогласия Президента РФ с принятым Государственной Думой решением о недоверии Правительству РФ, если вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ, а также в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, при выдвижении предложения депутатами Государственной Думы. [8]

Средства, выделенные из республиканского бюджета России на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии немедленно по ее сформировании и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями, которые представляют ей отчет о расходовании выделенных им средств, но не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

Мария Антонова
Оцените автора