Влияние Налогов Дотаций Фиксированных Цен На Рыночное Равновесие Кратко

Содержание

Государственное регулирование рынка

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР1; а взнос продавцов – P1CBP — . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние Налогов Дотаций Фиксированных Цен На Рыночное Равновесие Кратко

Экономические величины, которые оказывают воздействие на цену, в ходе хозяйственной деятельности подвергаются непрерывным изменениям. Поэтому равновесие в динамическом аспекте встречается лишь в редких случаях, и если оно достигается, то только на короткое время.

Если спрос на товар высокоэластичен по цене, всю тяжесть налога несет производитель; если спрос на товар неэластичен по цене, большую часть налога платят покупатели. Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться направить свой спрос на товары-субституты.

Вопрос 44 Государственное регулирование рынка

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D 1 , а линия предложения – S1S.1 Равновесная цена составляла Р1, равновесный объем продаж – Q1 (рис. 44.1).

Влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций. Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S 2S 2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q 1 до Q 2, ценадля покупателей повысится с Р — до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР — . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P 1CBP — , а взнос покупателей – P + ACP 1.

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР 1; а взнос продавцов – P 1CBP — . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.

Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие

Точечная эластичность – может быть определена, если провести касательную кривой спроса. Значение точек эластичности обратно пропорциональна тангенсу угла наклона касательной.

Введение налога вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину(размер введенного налога). Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения.

Влияние Налогов Дотаций Фиксированных Цен На Рыночное Равновесие Кратко

Рассмотрим второй вариант – налог вносят в бюджет покупатели. Введение дополнительного налога для покупателей снизит их реальные доходы, т.е. потребитель почувствует себя беднее. Так как, это неценовой фактор, то кривая спроса сместиться влево вниз, т.е. покупатели будут готовы покупать тот же объем товара, при условии, что его цена будет ниже предыдущей равновесной (см. рис. 2.21).

Общая сумма уплачиваемого налога будет равна площади прямоугольника Р Р+ АВ. Налог, согласно поставленному условию уплачивается продавцом (или производителем), но бремя налога распределяется между продавцом и покупателем. Так, взнос продавцов будет равен площади прямоугольника РВСР, а взнос покупателя – РВАР+.

Микроэкономика (Г

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1; равновесный объем продаж – Q1(рис. 5.1).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Самым мягким и «цивилизованным» средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма являются налоги, которые не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения (эластичности). Эластичность позволяет определить, какую часть налога выплачивают производители, а какую — потребители. Если спрос на товар высокоэластичен по цене, всю тяжесть налога несет производитель; если спрос на товар неэластичен по цене, большую часть налога платят покупатели. Подобное явление /легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться направить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Рекомендуем прочесть:  Кто может применять бсо в 2022 году

Учебник: Микроэкономика

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние дотаций на рыночное равновесие

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (отдельные примеры рассмотрены в предыдущем разделе), но и в связи с решением крупных народнохозяйственных задач: борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.

Работа посвящена изучению государственного регулирования рынка, влияния налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. В связи с этим целью работы является исследование следующих вопросов: Актуальность темы.

Государственное регулирование рынка, влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие

Актуальность темы. Государственное воздействие на внешнеторговые цены является особым направлением государственной экономической политики. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление транспортных тарифов и льготных кредитов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним относятся: блокирование повышения цен, регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

Потоварный налог, потоварная дотация, фиксированная цена

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог непосредственно вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, например, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 5).

Но правительство может отнестись к этой дополнительной прибыли как к «незаслуженному», «не заработанному» доходу и попытаться изъять ее с помощью потоварного налога. Допустим, правительство вводит потоварный налог размером P2 — P1 в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в госбюджет. Но одновременно исчезают все стимулы к расширению производства данного товара. Линии предложения в коротком и в длительном периодах сдвинутся вертикально вверх на величину налога и займут положения соответственно SS2 и LS2. Точка E2 станет точкой равновесия, как в коротком, так и в длительном периодах. «Справедливость» вроде бы восторжествовала, но, в конечном счете, основная часть налогового бремени оказалась возложенной на потребителей.

Реферат Государственное регулирование рынка, влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие

сновными инструментами государственного регулирования рынка являются:
• налоги;
• дотации;
• фиксированные цены.
2.1. Налоги
Налоги считаются наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка, так как они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.
Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:
а) налог уплачивают продавцы;
б) налог уплачивают покупатели.
Рассмотрим первый вариант. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения — S1S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж — Q1 (рис. 2.1).
Рис. 2.1
В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р– до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР–. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника Р1CВР–, а взнос покупателей — Р+АCР1.
Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.
В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 2.2).
Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р– будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы.
Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога — продавцы или покупатели.
Из рис. 2.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.
Рис. 2.2
Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая — на продавцов (рис. 2.3а). Из рис. 2.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АCР1, а взнос продавцов — Р1CВР–. На рис. 2.3б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая — на покупателей.
а) б)
Рис. 2.3
2.2. Дотации
Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.
Дотация — это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в абсолютной сумме на единицу блага, или в процентах к цене блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.
Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1, а равновесная цена — P1 (рис. 2.4).
Рис. 2.4
Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р–, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.
Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.
Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.
Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.
2.3. Установление государством фиксированных цен
Здесь в распоряжении государства имеются два способа:
а) установление верхнего («потолка») предела цен;
б) установление нижнего («пола») предела цен.
Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») — это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.
Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».
Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.
Заключение
В процессе работы было изучено государственное регулирование рынка, влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. В результате были исследованы следующие вопросы:
— характеристика основных инструментов регулирования рыночной экономики;
— влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.
Налогообложение государства оказывает влияние на всю сферу экономики, в частности, на факторы, связанные с движением денежных средств. Под влиянием налогообложения сдвигаются кривые совокупного спроса и предложения. Происходит это вследствие уменьшения дохода производителей и покупателей. Равновесная цена падает или растет, в зависимости от этого соответственно падает или растет спрос.
Налогообложение является инструментом федерального, областного и муниципального бюджетов. С помощью него руководство страны, области и города может ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке, для снижения издержек производства. Таким образом, оно влияет на предложение товаров и услуг в количественном выражении.
Налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц оказывают влияние на спрос физических лиц.
Государство может влиять на спрос и предложение с помощью фиксирования цены. Это осуществляется несколькими способами: может быть установлена цена на товар по государственному прейскуранту, государство может установить предельный уровень цен на отдельные товары, предельные надбавки или коэффициенты к фиксированным ценам прейскуранта, регламентировать лишь основные параметры, определяющие уровень цен: величину прибыли производителя, скидки, величину косвенных налогов, которыми облагаются товары; государство может установить предельный уровень разового повышения цен на конкретный товар; установить строгий контроль на монопольные цены, воздействовать на рыночную цену, устанавливая цены государственным предприятиям.
При рассмотрении влияния дотаций и налога на рынках монополии и конкуренции выявляются следующие закономерности. Предоставление дотации на каждую единицу проданной продукции снижает цену на монополизированном рынке меньше, чем на рынке совершенной конкуренции. На рынке совершенной конкуренции максимальное приращение цены вследствие введения налога равно его величине. На монополизированном рынке прирост цены в некоторых случаях может превысить величину налога, взимаемого с единицы товара.
Установление верхнего предела цены на рынке совершенной конкуренции сопровождается увеличением объема спроса и сокращением объема предложения, в результате чего возникает дефицит. На монополизированном рынке введение верхнего предела цены ставит монополию в положение совершенного конкурента: любой объем выпуска ей приходится продавать по одной и той же цене.
Список используемой литературы
1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М., 2022.
2. Гуреев В. И. Российское налоговое право. – М., 2022.
3. Налоги Российской Федерации // Под ред. Л. П. Павловой. – М.,2022.
4. Петрова Г. В. Налоговое право. Учебник для вузов. – М., 2022.
5. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. – М., 2022.
6. Черник Д. Налоги России. – М., 2022.
7. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М., 2022.
8. Экономическая теория. Учебник для студентов высших заведений/под ред. Камаевой О.В. – М.: ИЗД-ВО «ВЛАДОС», 2022.
Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. – М., 2022. – 84 с.
Гуреев В. И. Российское налоговое право. – М., 2022. – 103 с.
Экономическая теория. Учебник для студентов высших заведений/под ред. Камаевой О.В. – М.: ИЗД-ВО «ВЛАДОС», 2022. – 116 с.
Петрова Г. В. Налоговое право. Учебник для вузов. – М., 2022. – 125 с.
Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М., 2022. – 144 с.
Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М., 2022. – 68 с.
Экономическая теория. Учебник для студентов высших заведений/под ред. Камаевой О.В. – М.: ИЗД-ВО «ВЛАДОС», 2022. – 120 с.

Рекомендуем прочесть:  Компенсация За Детский Сад Малоимущим Семьям 2022

Прямое государственное финансирование
Программно-целевые методы
Прямое регулирование
Госзаказ, квотирование, лицензирование
Государственное предпринимательство
Налоговая политика
Кредитно-денежная политика
Косвенное регулирование
Таможенная политика
Амортизационная политика

Воздействие государства на равновесную цену: влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие

Дотация — это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Вопрос 44 Государственное регулирование рынка

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S 2 S 2 . На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавца равен площади прямоугольника Р 1 СВР , а взнос покупателей – Р+АСР1. Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 44.2). Новый объем продаж Q 2 , цены Р+ и Р будут аналогичными варианту, при котором налог вносят продавцы. Следовательно, неважно, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 44.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами. Влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций. Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Рекомендуем прочесть:  Что Полагается На Третьего Ребенка В Молодой Семье

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей. Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения. Менее эффективным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен. Тем самым модифицируется процесс достижения равновесного состояния. Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа: • установление верхнего («потолка») предела цен; • установление нижнего («пола») предела цен. Максимально верхняя граница цены (так называемая социально низкая цена) – это цена ниже границы равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага. Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т.п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка». Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня. Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле.

Контрольная работа — Рыночное равновесие

Понятие рыночного равновесия и равновесной цены. Изменения спроса и предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие. Условия стабильности равновесия, его дефицит и излишек, влияние на рыночную цену. Предельные издержки производителя.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Мария Антонова
Оцените автора