Виды Источников Уголовно Исполнительного Права

Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права

Основной источник – федеральные законы РФ. В их числе Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 июля 1997 г. В нем определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его принципы, структура и содержание. Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания, закреплены в Законе РФ 1993 г «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний издаются в соответствии с федеральными законами (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Министерства юстиции России 2022 г.)).

Виды Источников Уголовно Исполнительного Права

Основной источник – федеральные законы РФ. В их числе Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 июля 1997 г. В нем определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его принципы, структура и содержание. Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания, закреплены в Законе РФ 1993 г «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний издаются в соответствии с федеральными законами (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Министерства юстиции России 2022 г.)).

Источники уголовно-исполнительного права

Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Содержание уголовно-исполнительной политики. Система принципов уголовно-исполнительного права, основанная на положениях международных правовых актов. Принцип гуманизма и демократизма.

Уголовно-исполнительная политика России. Методы регулирования общественных отношений. Понятие уголовно-исполнительного права. Цели и задачи уголовно-исполнительного права. Принципы уголовно-исполнительного права. Гуманизация условий отбывания наказаний.

Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права

К этому же ряду документов относятся Конвенция о принудительном или обязательном труде, принятая Международной организацией труда (1930 г.), а также Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый ООН в 1979 г.

Акты Пленума ВерховногоСуда Российской Федерации. Эти акты сами по себе источником права не являются, поскольку деятельность судов — ненормотворческая. Однако высшие судебные органы призваны обеспечивать единство в правоприменительной деятельности и осуществлять надзор за применением законов нижестоящими судами. Поэтому их постановления и определения по конкретным делам, их обобщения практики должны учитываться. В определенной степени эти акты призваны восполнять пробелы в законодательстве и обеспечивать единство в принятии решений и соответствие их закону. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 25 октября 1996 г.* на основе обобщения судебной практики дал ряд важных разъяснений и указаний по применению наказания в виде лишения свободы с учетом сложившейся в стране криминогенной обстановки.

Виды Источников Уголовно Исполнительного Права

Нормы уголовно-исполнительного права, наряду с нормативно-правовыми актами собственно уголовно-исполнительного законодательства, нередко закрепляются в актах, являющихся по своему основному содержанию источниками других отраслей права. Так, в Конституции Российской Федерации, которая является юридической базой текущего законодательства, имеются статьи, регулирующие отношения в сфере исполнения уголовных наказаний.

Рекомендуем прочесть:  Доклад На Тему Банкротство Юридических Лиц

Источники уголовно-исполнительного права можно классифицировать по их юридической силе и сфере их действия. Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы располагаются в определенной строго иерархической системе. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе уголовно-исполнительного законодательства. Такое построение нормативных актов имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Ввиду многочисленности нормативных актов уголовно-исполнительного законодательства и несовершенства законодательной техники возникают ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. Наибольшей юридической силой обладают законы.

Виды источников уголовно-исполнительного права

В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком и широком смысле. В узком смысле под отраслью законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету его регулирования. Соответственно, под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Нормы, относящиеся к организации труда осужденных, содержаться в Законе “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, Закона “О собственности в РСФСР”, в Указах Президента , касающихся оплаты труда осужденных(Указ Президента от 30 ноября 1991 года внес изменения в оплату труда осужденных, а Указ от 6 августа 1992 года распространил действие Указа от 30 ноября 1991г. на осужденных, оставленных для работы по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов Министерства безопасности Российской Федерации.

Виды Источников Уголовно Исполнительного Права

2) учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненно и смертной казни (уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, исправительные колонии, колонии-поселения, воспитательные колонии тюрьмы, лечебные и лечебно-профилактические учреждения);

Основной источник – федеральные законы РФ. В их числе Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 июля 1997 г. В нем определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его принципы, структура и содержание. Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания, закреплены в Законе РФ 1993 г «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права РФ

  • акты Правительства и Президента. Они являются подзаконными и издаются с целью регулирования работы пенитенциарной системы. Особо следует выделить такие важные акты как амнистия и помилование, которые являются полномочиями Президента;
  • межведомственные и ведомственные акты, принятие которых обусловлено необходимостью регулировать текущую работу исправительных учреждений.

Согласно устоявшейся международной практике, источники уголовно исполнительного права относятся к прерогативе лиц, управляющих государством. Международное право – это лишь направляющее звено в сфере пенитенциарной деятельности мирового сообщества. Каждое государство имеет возможность самостоятельно ратифицировать международные договора. Они могут быть интегрированы в правовую систему без изменений или лишь служить идеей для создания внутригосударственных законодательных актов. В данной статье будет рассмотрено понятие и виды источников уголовно исполнительного права.

Источники уголовно-исполнительного законодательства России

  • медицинские: лечебные учреждения закрытого типа, лечебно-профилактические учреждения;
  • исправительные: тюрьмы, режимные колонии, колонии-поселения;
  • воспитательные: исправительные центры, специализированные инспекции, арестные дома.
Рекомендуем прочесть:  Шуметь В Субботу

Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ регулирование в области охраны правопорядка и отправления правосудия осуществляется исключительно на федеральном уровне. Вследствие этого, источники законодательства и права часто ошибочно отождествляются. На деле, законы – центральный, но далеко не единственный источник норм.

ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

В общей теории права принято различать источники права в материальном и юридическом значении. В материальном смысле под источником права понимаются социальные, экономические и политические условия, предопределившие необходимость возведения государственной политики, воли народа в закон. В юридическом (формальном) значении источники права — это объективно выразившие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.

По сфере действия источники могут быть федеральными, отраслевыми и местными (локальными). В основе этой классификации может также быть круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы уголовно-исполнительного законодательства.

Виды источников уголовно-исполнительного права

Положение о прямом действии Конституции имеет непосредственное отношение к уголовно-исполнительному праву. Так, Конституция Российской Федерации определяет правовой статус личности, ее права и обязанности, гарантирует защиту прав и свобод личности. Охрана прав и свобод личности является приоритетной задачей, ибо личность и ее права являются высшей ценностью в правовом государстве. Права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в такой степени, в какой это необходимо для защиты конституционного строя государства, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, например, не имеют права избираться и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

1. Конституция Российской Федерации — основной, фундаментальный источник уголовно-исполнительного права. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Все иные правовые акты не должны противоречить Конституции, и если такое противоречие есть, оно должно быть устранено, то есть правовые акты должны быть приведены в точное соответствие Конституции РФ.

Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права

Примером тому служит Постановление Государственной Думы от 13 декабря 1994 г. «Об объявлении амнистии в отноше­нии лиц, участвующих в противоправных условиях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе»*. В поста­новлении Совета Федерации «О положении в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации»** ставятся во­просы о необходимости принятия срочных мер по улучшению финансирования и материально-технического обеспечения уголовно-исполнительной системы.

Ведомственные нормативные акты.В Положении о Мини­стерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г.*, было закреплено, что МВД обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовных наказаний; организует содержание, охрану, этапиро­вание и конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, взаимодействует с государственными органами в орга­низации работы по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание, а также утративших социально полезные связи**.

Источники уголовно-исполнительного права

Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие решения субъектов Федерации по пенитенциарным вопросам не являются источниками уголовно-исполнительного права, а могут рассматриваться лишь как акты о применении норм права.

В соответствии со ст. 4 УИК РФ к источникам уголовно-исполнительного права относят также основанные на законе нормативные правовые акты высших федеральных органов исполнительной власти (подзаконные акты). К их числу принадлежат указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в области борьбы с преступностью в целом и в уголовно-исполнительной сфере.

Рекомендуем прочесть:  В Какие Банки Чаще Всего Подают Запрос Судебные Приставы

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Некоторые нормативно-правовые акты не входят ни в одну из отраслей, поскольку содержат в себе нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Такие акты именуются межотраслевыми. Οʜᴎ издаются с целью внесения изменений и дополнений одновременно в ряд нормативно-правовых актов, являющихся источниками различных отраслей права.

Последний является важнейшим и наиболее распространенным для отечественного права. Для такой же его отрасли, как уголовно-исполнительное право, нормативно-правовой акт представляет собой не просто наиболее распространенный, а единственный источник внешнего выражения.

Уголовно-исполнительное право

1) комплексные акты, регламентирующие общие вопросы исполнения (отбывания) уголовных наказа­ний. В частности, это приказ Минюста России от 20.05.2022 № 142 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества». Данная Инструкция, принятая на основании и во исполнение УИК РФ, определяет организацию деятель­ности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний в виде лишения права занимать определенные должности пли заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, осуществлению контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до 14-летне­го возраста, которым судом отсрочено отбывание наказания, а также по предупреждению преступлений и иных правона­рушений лицами, состоящими на учете в инспекциях. Сюда же можно отнести и Инструкцию по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденная Приказом Министерства юстиции от 11 октября 2022 года № 258г.

Однако прежде всего норма уголовно-исполнительного права — это критерий правомерности поведения. Она пред­ставляет собой властное, общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разре­шаемого и запрещаемого поведения не только осужденных и сотрудников учреждений и органов, исполняющих уго­ловные наказания, но и лиц, их посещающих. Поэтому боль­шое значение имеют такие качества нормы, как ее формаль­ная определенность, конкретность закрепления в источнике уголовно-исполнительного права. Норма четко определяет правило поведения граждан, вовлеченных в указанные общественные отношения, а за отступления от требований нормативного предписания, как правило, следует примене­ние соответствующих санкций. Например, осужденный к лишению свободы за невыполнение возложенной на него обязанности может быть привлечен к дисциплинарной от­ветственности в соответствии со ст. 115 УИК РФ.

Уголовно-исполнительное право — Перминов О

Законы (законодательные акты). Не стоит забывать, что важнейшим источником отечественного права, в т.ч. и уголовно-исполнительного, будет Конституция Российской Федерации. Будучи основ­ным законом, она обладает высшей юридической силой. Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией России. Стоит заметить, что она содержит в себе нормы различных отраслей права, в т.ч. и нормы уголовно-исполнительного права. В частности, положения Конститу­ции закрепляют основные права и обязанности граждан и пра­вовые принципы законности, гуманизма и демократизма. Кон­ституция (п. «о» ст. 71) относит к ведению Российской Федера­ции принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.

В 1985 г. ООН были приняты Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершенно­летних (Пекинские правила); в 1990 г. — Правила по защите не­совершеннолетних, лишенных ϲʙᴏбоды. В 1989 г. был принят Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме; а в 1990 г.-Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).

Мария Антонова
Оцените автора