Гос Регистрация Прав Участников Долевой Собственности На Земельные Доли

Содержание

Заявление участника долевой собственности на земельный участок о государственной регистрации права на земельную долю

Протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об образовании земельного участка при выделе его в счет доли в праве на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц, и его государственной регистрации

Выписка из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об образовании земельного участка при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц, и его государственной регистрации

Гос Регистрация Прав Участников Долевой Собственности На Земельные Доли

1. Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.

Выписка, подтверждающая право выдается каждому участнику общей долевой собст-ти, независимо от того, возникло ли это право с момента гос.рег. или с иного момента. Лицу, приобретшему долю в праве общей собст-ти, также выдается выписка из ЕГРП, подтверждающая регистрацию права.

Гос Регистрация Прав Участников Долевой Собственности На Земельные Доли

Так статья 42 Закона о регистрации содержит следующее указание: сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей.

Таким образом, если гражданин является собственником доли в праве на объект недвижимости (то есть он не единственный собственник данного объекта недвижимости), то, намереваясь совершить сделку со своей долей в праве собственности на такую недвижимость, он должен в обязательном порядке обратиться к нотариусу для удостоверения данной сделки.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, образованный путем выдела земельных долей (после )

9) протокол общего собрания сособственников земельных долей, содержащий решение об образовании земельного участка (земельных участков) в счет земельных долей, об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размера их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

условия передачи выделяемого земельного участка в аренду, уставный (складочный) капитал юридического лица или в доверительное управление – указываются в случае выделения земельного участка в счет земельной доли (долей) для передачи его в аренду, уставный (складочный) капитал или в доверительное управление.

Заявление участника долевой собственности на земельный участок о государственной регистрации права на земельную долю

4. Подлинник нотариально удостоверенной доверенности или подлинник иного предусмотренного законом и оформленного надлежащим образом документа или нотариально удостоверенная копия названных доверенности или иного документа, а также копия указанных доверенности или документа (для приобщения к делу правоустанавливающих документов), подтверждающего полномочия представителя юридического лица на представление заявления и иных документов на государственную регистрацию (если данный представитель не имеет права в соответствии с федеральным законом и учредительными документами юридического лица действовать от его имени без доверенности).

3. Подлинники и копии документов, подтверждающих полномочия лица, имеющего право в соответствии с федеральным законом и учредительными документами юридического лица действовать от его имени без доверенности, в том числе выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

Как выделить долю земельного участка из общей долевой собственности

Если размеры доли сособственника настолько малы, что образование земельного надела из неё невозможно, такому сособственнику выплачивается денежная компенсация остальными дольщиками, и его владение долей прекращается, согласно п. 4 ст. 252 ГК РФ.

Рекомендуем прочесть:  В Суде Новое Преступление

Важно помнить, что в процессе межевых работ по выделу размеры образуемого участка могут отличаться от размеров доли из-за особенностей рельефа и структуры почвы, о чём кадастровым инженером делается специальная отметка в заключении, согласно п. 5 ст. 13 ФЗ №101.

Статья 24

Пример из судебной практики. Суд признал правомерным отказ в удовлетворении требований о признании сделок ничтожными, ввиду того что ответчиком не нарушено преимущественное право покупки земельных долей, предусмотренное ст. 12 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (см. подробнее: Определение Краснодарского краевого суда от 17 января 2022 г. N 4г-12072/2022).

В отношении преимущественного права покупки, предусмотренного ст. 250 ГК РФ, необходимо отметить, что в случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется. Данная норма предусмотрена п. 2 ст. 12 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Определение Воронежского областного суда от 24 января 2022 г

При этом судом с достаточной полнотой исследованы доводы сторон и представленные ими доказательства, правомерно принято во внимание экспертное заключения ГУ ВРЦСЭ Министерства юстиции РФ от 20 октября 2022 года, которому дана надлежащая правовая оценка в совокупности с другими материалами дела.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Меремьянина Р.В., дело по иску ООО «Агрокультура «Эртиль» к Селиверстовой Ольге Александровне о проведении государственной регистрации перехода права собственности на земельную долю, по кассационной жалобе ООО «Агрокультура «Эртиль» на решение Эртильского районного суда Воронежской области от 16 ноября 2022 года, (судья районного суда Чигрин В.И.), установила:

Государственная регистрация перехода права собственности на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

4. Документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (доверенность, удостоверенная должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенная нотариально — подлинник и копия, свидетельство о рождении несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет, удостоверение опекуна — для предъявления).

6. Правоустанавливающий документ, на основании которого переходит право (договор купли-продажи, договор дарения и др.) (в количестве, равном числу сторон сделки + для органа, осуществляющего государственную регистрацию прав).

Особенности государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок

В случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2022 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять в том числе решение об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков.

Особенности государственной регистрации оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

На государственную регистрацию заявителем (заявителями) должны быть представлены документы, подтверждающие опубликование в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, сообщения с указанием местоположения выделяемого земельного участка, а в случаях, установленных законодательством — размера компенсации остальным участникам долевой собственности.

В соответствии со ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельной доли вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог принадлежащую ему земельную долю без выдела земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности. Согласно п.1 ст.12 Закона об обороте земель собственник земельной доли может также внести ее в уставный капитал юридического лица или передать в доверительное управление. В соответствии со ст. 13 Закона об обороте земель участник общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения вправе требовать выдела его части в счет причитающейся ему доли в праве. Порядок выдела земельного участка участником общей долевой собственности регулируется указанной статьей Федерального Закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При этом в аналогичном порядке может происходить выдел земельного участка несколькими участниками общей долевой собственности. Обращение участника (участников) общей долевой собственности за регистрацией права собственности на земельный участок, выделенный в счет доли (долей) в праве общей собственности, порядок представления документов на государственную регистрацию в целом аналогичен порядку, описанному во втором разделе с учетом следующих особенностей:
— на государственную регистрацию заявителем (заявителями) должен быть представлен кадастровый план земельного участка, выделенного в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок реорганизованного сельскохозяйственного предприятия; — в случаях, когда земельный участок выделен несколькими участниками общей долевой собственности в счет причитающихся им долей в праве, в качестве правоустанавливающего документа должно быть представлено соглашение об определении долей выделившихся лиц в праве общей долевой собственности на выделенный земельный участок;

Рекомендуем прочесть:  Взыскание Госпошлины По Судебному Приказу

Порядок и особенности выдела земли из общей долевой собственности

  • Сохранение категории целевого назначения земли;
  • Соответствие допустимым по градостроительным нормативам размерам надела;
  • Соблюдение местных действующих строительных нормативов, если участок находится в пределах города;
  • Отсутствие пересечений границы надела с границей муниципальной собственности и других населенных пунктов;
  • Строгое соответствие геометрическим границам, исключая пересечение с другими землевладениями и строительными объектами;
  • Отсутствие препятствий при использовании земли иными собственниками общего надела.

При нарушении интересов собственников в процессе выделения нового участка могут быть предложены варианты компенсации за причиненный ущерб. После получения компенсации за свою долю, истец больше не будет являться собственником доли, а его имущественное право будет прекращено.

Гос Регистрация Прав Участников Долевой Собственности На Земельные Доли

Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), не могут быть признаны невостребованными земельными долями.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона о регистрации решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2022 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте) орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 ст. 12.1 Закона об обороте (далее — список невостребованных земельных долей).
В целях составления списка невостребованных земельных долей орган местного самоуправления получает сведения о гражданах, наделенных земельными долями в результате приватизации сельскохозяйственных угодий. Данные сведения могут быть получены в областном или районном архиве, в государственном фонде данных, в государственном кадастре недвижимости органом местного самоуправления путем направления соответствующего запроса.
После составления списка граждан, наделенных земельными долями, орган местного самоуправления составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
Для составления списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, орган местного самоуправления исключает из общего списка граждан, наделенных земельными долями, собственников, которые распорядились принадлежащими им земельными долями, установленными законом способами, то есть:
— передали земельные доли в аренду в соответствии с действующим на момент заключения договора аренды законодательством;
— распорядились земельными долями иным способом, то есть завещали свою земельную долю, отказались от права собственности на земельную долю, внесли ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передали свою земельную долю в доверительное управление либо продали или подарили ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности;
— зарегистрировали свои права на земельные доли в соответствии Законом о регистрации).
Информацию о гражданах, распорядившихся своими земельными долями, орган местного самоуправления может получить:
1) в органе осуществляющем государственную регистрацию прав, запросив:
— выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о зарегистрированных правах на земельный участок, о переходе прав на земельный участок;
— сведения государственного фонда данных в виде информации о собственниках земельных долей, распорядившихся своими земельными долями до 31.01.1998.
2) в сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок.
Исключив из списка граждан, наделенных земельными долями, собственников земельных долей, распорядившихся своими земельными долями, орган местного самоуправления составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
В целях дальнейшего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли орган местного самоуправления осуществляет по указанным лицам сбор следующих сведений:
— о последнем известном месте жительства собственника земельной доли;
— о наследниках и дате смерти умерших собственников земельных долей.
Одновременно с составлением списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, орган местного самоуправления составляет список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.
В список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, включаются земельные доли:
— собственники которых умерли и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию.
— сведения о собственниках которых не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона о регистрации решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий.
На основании списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, орган местного самоуправления готовит к публикации список невостребованных земельных долей.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности.
Следует отметить, что наследники умерших собственников земельных долей, не оформившие своих прав на земельные доли в установленном законом порядке, не могут направлять указанные возражения.
Указанные возражения являются основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления на утверждение общему собранию участников долевой собственности по истечении трех месяцев с момента публикации указанного списка.
Следует отметить, что органы местного самоуправления, по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, не наделен полномочиями по созыву общего собрания участников долевой собственности, но в праве обратиться в сельскохозяйственные организации, использующие этот земельный участок, с предложением о созыве общего собрания.
С момента утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли сведения, о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях (в том числе если общее собрание не созывалось), орган местного самоуправления вправе утвердить такой список самостоятельно. Указанный список утверждается решением органа местного самоуправления поселения или городского округа в соответствии с его компетенцией.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
При признании судом права муниципальной собственности поселения или городского округа на невостребованные земельные доли права собственников указанных земельных долей прекращаются. Право муниципальной собственности поселения или городского округа подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.
Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав муниципального образования на муниципальное недвижимое имущество проводится без взимания государственной пошлины.
Государственная регистрация проводится в срок не более 10 рабочих дней.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а именно:
1. Документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя (доверенность).
2. Правоустанавливающие документы.
В рассматриваемом случае основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество является вступивший в законную силу судебный акт.

Рекомендуем прочесть:  Две Квартиры Один Лицевой Счет

Выдел земли из долевой собственности в натуре

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

  • Выделение доли земли в натуре подразумевает, что основной объект недвижимости останется в той же долевой общей собственности, за исключением выделенной площади, которая переходит в личную собственность одного из участников, при этом он не прекращает быть участником;
  • Раздел территории подразумевает полное прекращение существования общей долевой собственности, в результате чего территория будет полностью поделена между участниками и каждый станет владельцем.
Мария Антонова
Оцените автора